Пишите по-русски: что такое дисграфия

Как помочь ребенку с дисграфией?

Полезность: 3,5 из 5 Интересность: 2,8 из 5 (4 оценки)

Некоторые родители уже к середине первого класса обращаются к репетиторам: неразборчивый почерк, объединение слов, перевернутые или зеркальные буквы списываются на "лень", невнимательность и нежелание ребенка учить письменную речь. Однако часто причина такого отставания - не в способностях школьника, а в дисграфии. Что это такое, как ее распознать и помочь ребенку, рассказывает учитель-логопед, клинический психолог сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи" Данекина Варвара Викторовна.

Что такое дисграфия

Что такое дисграфия?

Дисграфия — это различные виды нарушений письменной речи. Выражаться она может по-разному: начиная с большого числа грамматических ошибок, заканчивая неумением проверять безударные гласные буквы в корне слова, когда ребенок в силу возраста уже должен уметь это делать. Понять, что у школьника есть подобное нарушение непросто – ведь с остальными предметами часто все в порядке. Поэтому учителя просто считают ребенка "отстающим" по русскому языку и советуют родителям больше заниматься. Но письменная речь не придет в норму от количества прописей, рабочих тетрадей или репетиторства. У ребенка – сбой в работе функций некоторых отделов мозга и концентрироваться нужно именно на этом.

Виды дисграфии

Логопеды и нейропсихологи классифицируют 4 основных типа дисграфии, каждый из которых говорит об определенных дефицитах в тех отделах головного мозга, которые отвечают за ту или иную задачу.

  • при акустической дисграфии основным признаком будет письменная замена тех букв, которые похожи по звучанию. Писать под диктовку таким детям очень сложно. Могут смешиваться гласные, например, ё-ю, согласные – й-ль, свистящие и шипящие, звуки ч, ц, щ;
  • артикуляционно-акустическая дисграфия – это написание слова так, как его слышит ребенок. Если при акустической, звукопроизношение не страдает, то здесь нарушено фонематическое восприятие и есть неправильное произношение звуков. Такая форма – самая распространенная. Ребенок во время письма не дописывает слова или пропускает буквы, путает слитные и раздельные слова и т.д.
  • при аграмматической дисграфии ребенок не согласует слова, делает ошибки в окончаниях;
  • оптическая дисграфия – это отзеркаливание или замена похожих внешне букв. Также школьник может добавить лишнюю палочку в букве (как правило, это буквы и, ш, т) или наоборот не дописать ее.


Важно! Когда школьник не знает грамматические правила или время от времени совершает подобные ошибки – это всего лишь единичные случаи. О дисграфии можно говорить, когда ошибки постоянны, типичны и специфичны.

Как помочь ребенку?

Конечно, дисграфия начинает проявляться у ребенка еще в дошкольном возрасте. Главные предпосылки - задержка речевого развития. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо посетить специалиста. Диагностика у логопеда должна быть обязательной: это поможет уберечь ребенка от стрессов во время учебного процесса, не допустить подавленности и нежелания учиться правильной письменной речи. Затягивание коррекционной работы может привести к тому, что будет страдать память, восприятие и внимание. В итоге низкая успеваемость выльется в отсутствие мотивации к учебе в целом.

Как помочь ребенку с дисграфией

Обычными школьными педагогическими методиками устранить подобное нарушение нельзя и само с возрастом это, увы, не проходит. 

Помочь ребенку могут логопед и нейропсихолог, которые проводят занятия параллельно, либо нейролингвист – специалист, который практикует нейропсихологический подход для решения логопедических задач. В процессе комплексной работы восполняются все дефициты, и письменная речь ребенка приходит в полный порядок.

Домашняя работа

Ругать за неуспеваемость – совершенно бессмысленно. Ребенок, как правило, очень уязвим и тоже переживает, даже если этого не показывает. 

Важно поддерживать, хвалить даже за маленькие успехи, вместе со специалистами идти к нужному результату. Дома - делать все задания логопеда и нейропсихолога, уделять внимание мелкой моторике, искать буквы в тексте, играть в слова.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Пишите по-русски: что такое дисграфия"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

29.05.2023
Обновлено 29.05.2023
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!