Вспомните свой первый секс. Мало у кого он случился дома — если только родители уехали на день-другой. И сегодня вашему сыну-подростку вряд ли придет в голову получить первый сексуальный опыт в своей комнате (если она у него есть), пока в соседней родители смотрят телевизор. А вот голландские родители относятся к этому спокойно. Как им это удается?
Я с интересом слежу за газетной колонкой, которую ведет голландская писательница Пия де Йонг. Сейчас она живет с семьей в Принстоне, штат Нью-Джерси. Всегда любопытно наблюдать за столкновением культур с другой стороны: как живется за границей самим голландцам?
США, что, в общем, неудивительно, представляют собой в некотором отношении антипод Нидерландов. Недавно Пия сообщила, что подписала в школе обещание поговорить со своей дочерью-подростком о половом воздержании. По ее словам, в некоторых штатах настаивают на том, что информация о контрацепции должна делать акцент на негативных и нездоровых последствиях секса. Основной тезис: секс приводит к заболеваниям, избежать которых можно, только полностью отказавшись от него.
В Голландии же к подростковому сексу относятся вполне терпимо, и большинство подростков впервые занимаются им в безопасной атмосфере родительского дома. В среднем нидерландские тинейджеры начинают вести половую жизнь не раньше сверстников в других странах Европы и США. Исследования Университета Рутгерс показывают: 9 из 10 голландцев пользуются презервативами во время первого сексуального опыта, а по данным ВОЗ, голландские подростки — лидеры мирового потребления противозачаточных таблеток. В результате уровень подростковых беременностей здесь очень низок.
В Америке и Великобритании ситуация иная: США занимают одно из первых мест в статистике беременностей среди подростков 15–19 лет. Следом идут Новая Зеландия, Англия и Уэльс. Интересно, сколько британских и американских тинейджеров расстались с невинностью дома?
С нами о сексе не говорили
Конечно, тема секса непростая и неудобная. "Какой секс, мы же британцы!" — вот лейтмотив моего детства и юности. Дурацкие намеки, экивоки, толкание локтем. Открыто такие вещи не обсуждались — а с родителями и подавно. Сексуальное просвещение заключалось в маловразумительном уроке биологии.
Я уверена, что никогда не говорила об этом с матерью. Всю информацию я получила от старшей девочки в школе. Мы заперлись в кабинке для переодевания после урока плавания, и она поведала мне "грязную правду жизни". Отец однажды оставил у моей кровати стопку буклетов о способах предохранения, но больше об этом не упоминали.
В Голландии я вдохновилась тем, как местные родители относятся к этой теме. Тут никто не усаживает ребенка для серьезного разговора, люди просто отвечают на вопросы, которые возникают у детей по мере роста интереса к своему организму. Чувственности и сексуальности уделяют особое внимание наряду с уважением к собственному и чужому телу и границам дозволенного.
Школы устраивают уроки, где на уровне, соответствующем возрасту ученика, рассказывают об интимности и сексуальности. Неделя "лентекри?бельс" — буквально (и очень смешно) переводится как неделя "весеннего зуда". Каждую весну голландские начальные школы принимают участие в недельной образовательной программе, рассчитанной на детей от 4 до 12 лет.
Самым маленьким рассказывают, что такое влюбленность. Детям постарше объясняют изменения, происходящие с их телом, раскрывают аспекты эмоционального и социального развития, а также говорят о безопасном сексе и сексуальном согласии.
В чем цель этих уроков.
— Дать детям положительный образ своего тела и развить навыки в сфере межполовых отношений и сексуальности.
— Позаботиться, чтобы дети узнали о сексе прежде, чем достигнут половой зрелости, и таким образом избежали большинства опасностей, с ним связанных.
— Научить их думать о дружбе, любви и отношениях, а не просто о физиологии и воспроизводстве себе подобных. Это также способствует выработке навыков безопасного полового поведения.
В Нидерландах, как и в Британии, возраст согласия равен шестнадцати годам, однако может быть сделано исключение, если оба партнера, вступившие в связь добровольно, почти достигли этой цифры.
Безопасное место для секса
В начале моей амстердамской жизни меня поразило, что голландские родители позволяют друзьям противоположного с их детьми пола оставаться на ночь. Однако это вполне согласуется с общим толерантным подходом: принимай, но контролируй. Точно так же тут относятся, например, к легким наркотикам и проституции. Подростковый секс приемлем, однако пусть он происходит на подконтрольной территории, то есть под родительским кровом. Здесь рассуждают так: наличие безопасного места для секса способствует безопасному сексу.
Замечу, речь не идет о вседозволенности. Существуют определенные правила, которые родители обсуждают с детьми.
Моя золовка Сабин вспоминает:
— Я объявила своим детям: становиться бабушкой в мои планы не входит, поэтому будьте благоразумны! Я всегда разрешала им оставлять на ночь кого угодно при условии, что смогу с ними познакомиться днем. В общем-то, они и не таскают в дом случайных знакомых с вечеринки. Наверное, я старомодна, но как-то не горю желанием встретиться с неизвестным подростком за завтраком.
На деле все у ее детей складывается просто. Оба ее сына, старшему из которых девятнадцать, не слишком часто приводят домой подружек, а двадцатилетняя дочь уже несколько лет состоит в серьезных отношениях.
— Они давным-давно вместе, но поначалу ее парень не спешил ночевать у нас. Однажды они с другом спьяну решили взобраться к ней по водосточной трубе и даже добрались до балкона. Рискованная идея! Но Йози заставила их спуститься... и войти через парадную дверь, что отлично ее характеризует.
Еще одна моя голландская подруга рассказала следующее. В пятнадцать лет ее дочь решила принимать противозачаточные таблетки под предлогом, что они помогают избавиться от прыщей. Вскоре у девочки появился первый парень, ее ровесник. "Это во многом все упростило. Они взрослели вместе — и вместе открывали для себя что-то новое. Будь он намного старше, я беспокоилась бы куда сильнее".
Девочка не доросла до принятого в стране возраста согласия, но это никого не беспокоило, ведь мальчику было столько же. Месяца через два он начал оставаться на ночь. Мать не переживала: подростков все равно не удержать, так пусть все происходит под родной крышей. А вот ее супруг нескоро смирился с этим, поскольку вырос на юге страны, где нравы более консервативны.
Это сложилось исторически
В книге Инеке Страукен, посвященной голландским традициям, подробно объясняется, отчего здесь такой здоровый и спокойный подход к вопросам секса. Голландцы издавна говорили о нем в открытую и давали мужчинам и женщинам свободу выбора. Быстрые знакомства тут были в моде с 1593 года. Существовали неформальные "Ме́йденма́рктен" ("Ярмарки невест") и "Вре́йерсма́рктен" ("Ярмарки кавалеров"), во время которых молодые люди могли встретить подходящего партнера.
Практиковалось тесное общение — дозволялись поцелуи и ласки в прибрежных дюнах с надеждой, что за ними последует предложение руки и сердца. До середины прошлого века влюбленным выделяли специальные места для свиданий — например, поляну за церковью. А еще существовал обычай "Би́ллена́вонд" — буквально "вечер попок", когда девушек с фиалками можно было целовать, не спросив согласия.
"На́хтвре́йен" ("ночные ухаживания") были распространены среди низших сословий в XVII–XVIII столетиях. В те времена голландцы не видели ничего предосудительного в том, что парень залезет к девушке через окно и переспит с ней. (Наверное, бойфренд моей племянницы узнал об этом или просто перечитал Шекспира.) Страстные ухаживания можно в изобилии встретить на жанровых полотнах времен золотого века голландской живописи, изображающих домашние сцены, в особенности у Яна Стена.
В конце Второй мировой войны сексуальная раскованность голландок в День освобождения настолько шокировала американских солдат, что командование было вынуждено отдать им особые указания. Таким образом, у либеральной репутации нынешних голландцев есть крепкие корни!
На вопросы о сексе отвечают по телевизору
Дети у меня любопытные, особенно Бен — он хочет знать все. О том, как мы устроены и откуда беремся, они начали спрашивать, едва научившись говорить. Это привело к паре курьезов. Бен был в восторге, когда родилась сестричка Ина, охотно помогал менять ей подгузники и, конечно, заинтересовался устройством женских гениталий. Я объяснила названия их частей. Потом ему стало интересно, для чего они предназначены. Позже, в обществе наших друзей, он спросил: "Мам, а твоему клитору больно, когда я сижу у тебя на коленках?". Все рассмеялись, и почти никто не смутился. Кроме, пожалуй, меня.
Как-то мы с Беном искали в интернете изображения голых мужчин и женщин — после того как разговор о донорах спермы свернул на порнографические журналы, и он решил узнать, что это, собственно, такое. Порой я побаиваюсь: не слишком ли далеко захожу, следуя либеральному подходу, исключающему стеснение?
Вот, например, вопросы моего сына, которому осталось несколько лет до подросткового возраста: "А секс — это здорово? Почему? Чем на самом деле занимаются геи? А как получить сперму от донора? Какие журналы смотрят, если не знают, кто нравится: мужчины или женщины? А как ты мастурбировала, когда была маленькой?". О-хо-хо. Порой отчаянно хочется, чтобы такие вещи детям объяснил кто-нибудь другой. Вот тут на помощь приходит доктор Корри, ведущая одноименной телепрограммы.
"Шоу доктора Корри" показывают по воскресеньям в 18:15; передача рассчитана на детей девяти-одиннадцати лет. Программа наполовину комедийная, наполовину документальная. Доктор Корри (жутко раздражающая своими лошадиными зубами) беседует с подростками и приглашенными знаменитостями о сексе, просвещая зрителя при помощи пластиковых манекенов, мультипликационных диаграмм и волонтеров. В передаче поднимаются такие темы, как сексуальность, гомосексуализм, презервативы, половая зрелость, секс и интернет, влюбленность, личные границы, нагота, мастурбация и поцелуи.
Деловой подход и полное отсутствие ханжества нацелены на то, чтобы развлечь зрителя, предоставить ему информацию и привить ответственность за свои поступки и решения. Бен со своими друзьями посмотрел почти все эпизоды, а вот Ина пока предпочитает футбол. Но, мне кажется, она просто не доросла до того, о чем там рассказывают.
Секс-шоп в музее науки
На этой неделе друзья Бена предложили сходить впятером в детский музей науки NEMO, где представлено множество интерактивных экспонатов. Музей располагается над туннелем, который связывает центр Амстердама с северным пригородом. В возрасте Бена я бы туда не пошла без взрослых, но там, где я жила в детстве, вообще не было интересных музеев. А Бен с друзьями оказались достаточно смелыми для самостоятельной поездки — и ботаниками в хорошем смысле слова.
Мне уже доводилось бывать в этом музее. Там можно пролезть внутрь огромного мыльного пузыря, управлять собственным лифтом при помощи гидравлики или собрать электрическую цепь. Еще в музее есть обучающая экспозиция под названием "факты о подростках", где, например, можно узнать, что такое французский поцелуй: тебе на руку надевается тряпичная кукла, и ты суешь ее в коробку, а кто-то другой делает то же самое с противоположной стороны.
Я поинтересовалась у Бена, поднимался ли он на этот этаж — там, помимо прочего, есть витрина, изображающая секс-шоп.
— Конечно, — ответил он.
Я осторожно расспросила его о подробностях.
— Нам не очень понравилось. Я видел презики, настоящие, а не на картинке, ну, и еще пластиковые члены. Фу!
Почти застенчиво он признался: отдел с секс-игрушками они прошли быстро.
— Я подумал, это для тех, кто постарше.
О чем же все так беспокоятся? Там, где поощряется здоровый интерес, дети обычно хорошо воспринимают информацию, доступную их возрасту. Если отбросить неловкость и стыд и не нагнетать таинственность вокруг этой темы, они сами решат, сколько им нужно знать. Исследования показывают, что культивирование табу приводит к нездоровым фиксациям и комплексу "запретного плода". А поспешные мастурбации тайком могут вызвать проблемы вроде преждевременного семяизвержения у мужчин во взрослом возрасте. Кто пожелает такого своему сыну?