Когда появится эта публикация, акушерка Арина Чак, возможно, уже станет мамой в третий раз. В любом случае, ее третья беременность подходит к завершению. Какие планы на роды у человека, который сделал своей профессией помощь беременным и организацию мягкого рождения? Вот что рассказывает Арина о своих первых (роддомовских) и вторых (домашних) родах.
Считается, что каждый следующий ребенок крупнее, а каждые следующие роды менее болезненны и продолжительны. Но и это никакая не 100%-ная гарантия. В моем случае действительно вторые роды были гораздо короче первых, но вот результат в килограммах, к счастью, был меньше.
Когда я думаю о том, как бы мне хотелось родить нашего третьего малыша, передо мной встают несколько непростых вопросов. Почему так? Казалось бы, для меня в организации комфортного родового процесса вопросов быть не должно. Ан нет, есть, да еще какие! И вы поймете, почему, прочитав историю моих встреч с сыном Степаном и дочкой Тото.
Итак, мои первые роды, 2011 год. Я студентка акушерского факультета. Ребенок из семьи московских докторов уже не в первом поколении. Конечно, для любимой дочки-внучки все хотели организовать «роды в лучшем виде». Были и договоренности с главврачом роддома о личном сопровождении и наблюдении, и организация комфортной палаты и добросовестного отношения.
Вот только на деле получилось все в стиле «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Начиная с 28-й недели беременности, врачи пугали меня страшной истмико-цервикальной недостаточностью и преждевременными родами. Роды ожидались в любой момент дня и ночи. 28 недель, 30 недель, 34 недели, 36 недель... Выдохнули, преждевременные роды перестали быть угрозой, ждем родов... 38 недель, 39 недель, 40 недель, 41 неделя... Но где же роды? С этого дня меня стали стращать переношенной беременностью.
Главврач: «Арина, ты же акушерка, ты же понимаешь, что плацента не может выполнять свою функцию так долго, она стареет. Ребенок может пострадать...» Я была благодарна за такую заботу обо мне и сыне, но за время полупостельного режима в ожидании преждевременных родов я столько всего перечитала! Неимоверно обогатился мой багаж акушерских знаний, в том числе и альтернативных, и я понимала, что при должном наблюдении риски минимальны — и для меня, и для малыша.
Не буду подробно описывать, как нелегко мне было отстаивать свое право на пролонгированную беременность в роддоме, где принято работать по советским акушерским стандартам. Но мы-таки дождались начала 43-й недели, и Степа появился на свет. 18.10.11 — пожалуй, самый счастливый день моей жизни!
Но вот ощущения от самих родов остались не очень хорошие. Мягко сказано. Во-первых, почти постоянное мониторирование КТГ лежа на спине. Как я узнала потом, эту процедуру можно абсолютно успешно проводить, например, в приятной позе сидя на фитболе.
Во-вторых, пришло понимание, что в физиологических родах без осложнений все же главная роль у акушерки, а не у врача акушера-гинеколога. А мы-то договаривались не просто с врачом, а с главврачом. И она приходила почти каждые полчаса. Поддержки особой не оказывала, ведь это не врачебная забота — делать массаж, помогать подбирать позы и наладить правильное дыхание, следить за приглушенным светом и звуком. Это акушерская поддержка. Акушерка, приставленная ко мне, хоть и была мила, но явно чувствовалось ее раздражение от постоянных набегов главврача. Кому понравится постоянный контроль босса?
Акушерка должна любить свою роженицу, чтобы облегчить ее роды. Моя акушерка меня явно недолюбливала. А во время родов каждая из нас переживает не только физиологический процесс, но и энергетический, становясь сверхчувствительной к эмоциональным посылам окружающих. Так что акушерской нелюбовью для меня фонил весь родблок. Хорошо, что рядом был муж. А еще хорошо, что роды были недолгими и легкими. После первых родов я поняла, что больше рожать «по-больничному» не решусь никогда! А еще у меня сформировалась глобальная мечта сделать роды как можно большего количества женщин мягкими, естественными, спокойными и счастливыми.
Не прошло и двух лет, приближались мои вторые роды. Их планированием я уже занялась самостоятельно, заранее познакомилась со своей акушеркой, выбрала домашнюю палату при роддоме. Все должно было пройти прекрасно, как в книгах любимого Мишеля Одена. Но я и не догадывалась, какие сюрпризы мне готовит маленькая Тото...
В 6 утра меня разбудили легкие схватки. Решила сходить в душ. Через полчаса я выползла из ванной, разбудила Диму и сказала, что пора звонить не только акушерке, но и в скорую. Через 15 минут наша любимая дочь появилась на свет как сверхзвуковая ракета — прямо у нас в кровати. Она оказалась быстрее скорой и родилась в руки собственному отцу.
Тут-то я и поняла, зачем закончила акушерский факультет. Мне было нестрашно, я знала, что делать. Обняла дочку, мы легли, укрывшись теплым одеялом, и я тут же приложила ее к груди. Слава богу, что не понадобились реанимационные мероприятия ни для меня, ни для дочки.
И теперь, когда я готовлюсь к третьим родам, имея в анамнезе не просто быстрые, а стремительные роды, я понимаю, что передо мной стоит задача в стиле mission impossible. Конечно, я хочу рожать в тех роддомах, которым доверяю, в которых работает программа «Сопровождение родов» Akusherstvo Club. Но все они минимум в часе езды от моего загородного дома. Беспробочной езды. А в ноябрьско-декабрьской Москве, как всем известно, даже по ночам езда всегда пробочная.
И, возможно, это звучит бредово, но, видимо, за пару недель до ПДР мы всей семьей переедем в одну из гостиниц неподалеку от выбранного роддома, чтобы успеть доехать и на личном опыте узнать, что такое рожать в роддоме как дома. Со своей заботливой акушеркой, с деликатным врачом, соблюдая правила «трех Т» (тишина, темнота и тепло). Я на личном опыте знаю, что такое 100% роддомовские роды и 100% домашние роды. Теперь нужно соединить все лучшее от первого и второго вариантов и вывести идеальную формулу Безопасных Естественных Родов.