В традиционных культурах молодая мама в течение 40 дней после родов окружена старшими женщинами, которые учат ухаживать за младенцем, берут на себя бытовые проблемы и вселяют в нее уверенность в успешном материнстве. В развитых странах женщину после родов редко воспринимают как человека, нуждающегося в помощи, — а зря. Но в Голландии дело обстоит иначе.
Радость появления очередного малыша в Голландии продолжает ощущаться и после того, как все благополучно вернулись домой — если роды происходили в больнице. У меня с новорожденным Маттео тоже была личная акушерка. Рада — мать четверых детей, очень мягкая, с искренним и заразительным смехом. Она также консультант по грудному вскармливанию. Здесь, в Нидерландах, забота о скором восстановлении матери после родов, кажется, возведена в ранг национальной идеи. Акушерка-помощница или "кра́мферзо́ргстер" полагается каждой роженице вне зависимости от достатка. Она обеспечивает послеродовой уход и поддержку в течение восьми-десяти дней, причем срок может увеличиться, если для этого есть медицинские показания.
Голландцы понимают: матерям, особенно тем, у кого ребенок первый, бывает нелегко. Даже самые подготовленные сталкиваются с непредвиденными сложностями, их эмоции варьируются от блаженства до отчаяния. Некоторых настигает послеродовая депрессия. Американские мамы моего поколения сосредотачиваются на идеальных родах и куда меньше внимания уделяют тому, что ждет их после появления ребенка на свет. А это и трудности, связанные с грудным вскармливанием, и выгорание, и бессонные ночи, и колоссальная эмоциональная нестабильность. В Нидерландах справиться со всем этим помогает "кра́мферзо́ргстер".
— После первых родов я и за собой-то могла ухаживать с трудом, не говоря уже о младенце. До того я ни разу не меняла подгузников и понятия не имела, как это делается, не умела ни правильно прикладывать к груди, ни мыть, ни даже одевать малыша, — признается моя подруга Мишель, глядя, как ее дочь Ина нянчит Маттео. — Моя первая акушерка-помощница быстро научила меня всему. А еще она ходила в магазин, готовила, убирала, угощала гостей бисквитами и горячими напитками. По сути, две недели у меня была полноценная поддержка.
Схожий опыт имеется у многих первородящих матерей в Голландии. Акушерка-помощница приходит и обучает их основным навыкам: кормить грудью, утешать и купать младенца. Она также присматривает за матерью: следит за заживлением швов, если такие есть, и оказывает практическую помощь. "Кра́мферзо́ргстер" умеет распознавать проблемы со здоровьем у младенца (например, желтуху) и у роженицы (любые послеродовые осложнения и признаки депрессии). Она берет на себя и работу по дому: пылесосит, убирает в ванной и туалетной комнатах, готовит и обслуживает гостей, которые приходят поздравить родителей малыша.
Как голландцы объявляют о рождении ребенка
Голландцы имеют врожденный талант отмечать появление на свет нового человека. Чаще всего это происходит так.
- Рассылают открытки. В Голландии любят отправлять по почте бумажные открытки, где указаны имя малыша и удобное время, когда родители принимают гостей с поздравлениями.
- Украшают дом. Вся округа узнает о пополнении в семействе, если на окне, выходящем на улицу, появляется огромная фигура аиста и розовые или голубые флажки.
- Все члены семьи берут на работу или в школу "бесхают мет мающес". Гордый новоиспеченный отец угостит коллег по работе, празднуя с ними. Старшие сестры и братья — принесут в школу для одноклассников.
Что делает акушерка-помощница в Голландии
"Бесха́ют мет ма́ющес" — традиционное голландское угощение в честь рождения ребенка. Сам "бесхают" представляет собой круглый хлебец, намазанный маслом и посыпанный "ма́ющес" ("мышками") — засахаренными семенами аниса. Считается, что анис стимулирует лактацию. Если родился мальчик, семена голубые, девочка — розовые.
Наблюдая за тем, как Рада возится со мной, малышом и всей семьей, Мишель вспоминает:
— Когда я родила Ину, Бену было всего два с половиной. Я встала на ноги очень быстро, так что помощница оставалась со мной лишь неделю. Но с грудным ребенком и еще одним малышом ее помощь оказалась бесценной!
Наши с ней акушерки отнюдь не уникальны. Вот что написал на своей страничке в "Фейсбуке" голландский писатель Абделькадер Бенали:
"Только что мы сказали „до свидания“ Одри, нашей акушерке-помощнице. Она потрясающая. „Если станете говорить, будто молока не будет, его и не будет“, — говорила она. Одри отлично обучила нас управляться с Амбер. Показала моей жене „захват регбиста“ и „захват тигра“. И не советовала сюсюкать с малышкой. Настоящая профи, преданная своей работе, и очень славный человек. Иногда тебе просто везет. Вот нам с Одри повезло".
Мне стало любопытно, и я отправила ему сообщение:
"Что это такое — „захват регбиста“ и „захват тигра“?"
"Это способ носить ребенка так, чтобы и ему, и вам было удобно и безопасно. „Захват регбиста“ — как игроки в регби держат мяч на сгибе локтя, защищая от соперников. А „захват тигра“ — расслабленно положить малыша на руку, словно тигр отдыхает на ветке дерева. Это важно — уметь по-разному держать младенца, чтобы не затекали ни руки, ни шея".
Я спросила, как выглядел обычный день с Одри.
"Потрясающе, — ответил Бенали. — Она появилась у нас дома в первое же утро и стала подбадривать Саиду кормить самой: мол, если вы будете верить, будто молоко появится, оно появится. Научила правильно давать грудь и массировать ее, толковать плач и зевки младенца. Нам понравился подход Одри: практичный, уверенный и позитивный".
"Она вас чем-нибудь поразила?"
"Приятно удивило, как она поддерживала нас, уговаривала не отчаиваться, когда малышка плачет, объясняла, что кормление грудью и ласка — лучший способ наладить с ней связь".
Когда женщины после родов предоставлены сами себе
Очутившись под опекой акушерки-помощницы, начинаешь думать, насколько иначе живется в Голландии после родов. В остальном западном мире новоиспеченные мамы и папы фактически оказываются брошенными на произвол судьбы. В Великобритании, если осложнений нет и мать с ребенком в норме, их могут выписать спустя шесть часов после родов. Аргументы таковы: восстанавливаться лучше всего дома. При этом иногда процесс сравнивают с конвейером: британские роженицы проводят в больнице меньше времени, чем женщины в других странах Запада.
В Великобритании, по словам Мишель, акушерка навестит роженицу в первые десять дней, но ежедневно приходить будет только в случае осложнений. Мне ста¬ло любопытно, и я расспросила ее подругу Лейлу, юриста, живущую на юго-востоке Лондона. У Лейлы трое детей, младшему из которых девять месяцев.
— У нас тут особенного послеродового ухода нет. Ну, придет патронажная сестра, и все. Когда я родила третьего, то наняла ночную няню, но это так дорого! Было бы здорово получать больше поддержки!
В Америке матерям приходится еще тяжелее. Из больницы их выписывают через день-два. Единственная постнатальная забота — визит к акушеру-гинекологу спустя шесть недель, после того как большинство болезненных последствий родов уже сойдут на нет. Предполагается, что американские матери вернутся к нормальной жизни сразу же после рождения детей, без ухода и доброжелательной помощи, доступной в голландской системе.
Они вынуждены полагаться исключительно на тех, кто рядом: матерей, теток, сестер, соседей, друзей и знакомых из церковного прихода. Если позволяют средства, можно нанять акушерку для домашних родов и послеродового ухода. Но реальность такова: все больше британок и американок уезжают в большие города делать карьеру, и им приходится справляться самим, не имея ни поддержки ближайших родственников, ни опыта обращения с младенцами.
Если ограниченная помощь после появления на свет малыша может и не представлять особой проблемы, то иногда незаметно для окружающих происходят и куда более серьезные неприятности. Послеродовая депрессия отмечается у каждой седьмой женщины. Причем многие случаи так и не диагностируются, а женщина остается с болезнью один на один. В Голландии предотвратить беду помогают "кра́мферзо́ргстер".
— Наша задача — следить за самочувствием и настроением роженицы, — говорит Рада. — Если мы замечаем соответствующие признаки, то сразу же советуем обратиться за помощью.
— А если женщина этого не делает?.
— Такого не бывает. Во всяком случае, в моей практике. Мамы, с которыми я работала, благодарны за возможность поделиться своими переживаниями. Они рады, что кто-то может объяснить им, что с ними происходит. В Голландии женщина не остается одна: у нее есть партнер, врач, акушерка и я. Матери не стыдно, что она не справляется, напротив, она знает, что имеет полное право просить о помощи — и обязательно эту помощь получит.
Акушерка-помощница относится к матери и младенцу как к единому целому и использует послеродовой период, чтобы бережно обучить и поддержать женщину. Главная цель — воспитать самодостаточную, уверенную в себе маму, которая будет растить ребенка в спокойной и безопасной обстановке.
Очень важно честно обозначить трудности и опасности, которые подстерегают мать и дитя в этот период. Реалии материнства разительно отличаются от идиллической картинки, где улыбающаяся мама сидит с чашкой горячего чаю, а младенец сладко посапывает в кроватке-корзинке. На деле же первые дни с новорожденным состоят из недосыпа, налаживания грудного вскармливания и непонимания, почему ребенок плачет. Если матери отбросят стыд и признаются, что им нелегко привыкнуть к новой жизни, они смогут открыто говорить о реальном количестве помощи, в которой нуждаются. И возможно, получить ее, как получают матери в Нидерландах. На сегодняшний день роды по-голландски представляются лучшим примером создания дружественной среды для новоиспеченных матерей.