"Сын ни минуты не сидит на месте, все бегает, скачет, ничем нельзя привлечь его внимание, хоть бы сел, поиграл, как другие"... "Моя Света все время в движении, только что была в кухне, а вот уже в комнате, на диване прыгает. По коридору носится как заведенная, ни один мультик до конца не досмотрит"... "Он с утра до вечера стоит на голове, не присядет, сказку не послушает, ну только если перед сном"... Если все вышесказанное вам знакомо, если вы можете продолжить эти высказывания, значит, у вас есть все шансы назвать своего ребенка гиперактивным. Давайте разберемся, что это значит. |
Первый год жизни малыша — нелегкое время для родителей, наполненное сомнениями и бессонными ночами. Однако у этого периода есть свои неоспоримые преимущества: вы всегда точно знаете, где находится ваше чадо: в кроватке, коляске, манеже. Сразу после того как ребенок начинает ходить, ситуация принципиально меняется: ему необходимо побывать везде и всюду. Если юный пешеход живет в квартире, то после изучения комнат, его внимание переключится на кухню, ванную, коридор. У обитателя целого дома размах, конечно, побольше, и в поле его зрения вскоре попадет и лестница на второй этаж, и какие-нибудь подсобные помещения. При этом все юные первооткрыватели едины в одном: им обязательно нужно обойти все свои владения несколько раз в день, а когда ноги будут держать покрепче — обежать.
Настораживающая активность
Конечно, первые шаги чрезвычайно радуют родителей. И дальнейшая двигательная активность сама по себе, какой бы бурной она ни была, обычно не является поводом для беспокойства. Напротив, медлительность, замкнутость, взрослая серьезность настораживают гораздо больше. Когда ребенок начинает ходить, взрослые, как правило, больше заботятся о его безопасности: столкновения с плитой, электроприборами, острыми углами не всегда заканчиваются благополучно. И все родители стараются оберегать начинающего исследователя от слишком близкого "общения" с источниками опасности.
Взрослые редко обращаются к врачу с жалобами на подвижность ребенка. Иногда случается, что, обратившись к доктору по другому поводу, они неожиданно узнают о том, что малыш гиперактивен, и получают целый список лекарств. Однако взрослым, не обладающим специальными знаниями, может быть искренне непонятно, что же тут, собственно, лечить: "Ну, бегает, что же такого — все дети бегают, на то они и дети". Но вот проходит некоторое время (полтора или два года), и из домашней вольницы юный герой (героиня) направляется в детский сад. И там, уже в коллективе малышей, ему приходится прыгать, бегать, радоваться жизни и принимать участие в первых общественных мероприятиях: коллективных играх, музыкальных и развивающих занятиях.
Известно, что в детском саду детишки должны уметь высиживать на занятиях по десять — пятнадцать минут (чтобы успеть что-то нарисовать, слепить, собрать) и играть в игры с определенными правилами. Если же ваш ребенок вместо этого бегает по комнате, как и раньше, не задерживаясь у стола дольше чем на минуту (и это несмотря на многочисленные усилия воспитателей и педагогов привлечь его внимание), у вас появляется повод задуматься. В стремлении как-то изменить ситуацию родители действуют по-разному: кто-то пытается силой усадить свое чадо поиграть, позаниматься или хотя бы послушать сказку. Кто-то пытается подкупить: "Посидишь спокойно — получишь игрушку (конфету)". Нетерпеливые и несдержанные кричат и даже наказывают. Отчаявшиеся же машут рукой и соглашаются, в конце концов, с мнением большинства знакомых и родственников — подрастет, все образуется. Но чем дальше, тем заметнее становится отличие вашего сверхподвижного сокровища от остальных детей. И вот ваш сынок гоняется за кошкой или стреляет из игрушечного пулемета в соседского мальчика, который тем временем не упускает возможность показать вам свою любимую книжку или последний акварельный шедевр "Осень в лесу". И ваша радость за начинающего художника омрачается размышлениями типа: "А мой как же? Чем он хуже?"
В чем же дело?
Давайте вместе попробуем разобраться, что же происходит с вашим малышом. Для начала постарайтесь взглянуть на его поведение "трезвым взглядом". С одной стороны, он у вас достаточно смышленый, хорошо ориентируется в быту (а в технике понимает даже лучше бабушки: уже освоил видеомагнитофон!), и про задержку развития ни в саду, ни в поликлинике никто не говорит. Но с другой стороны, вы не можете не обратить внимание на его нетерпеливость и подвижность, особенно если ситуация требует относительного спокойствия. Эта нетерпеливость может проявляться в бегании и прыганий вокруг стола, вскакивании с места, когда полагается сидеть, чрезмерной болтливости и шумливости, ерзанье и извивании. Именно такое поведение и носит название "синдром гиперактивности с нарушением внимания". Научные критерии оценки требуют, чтобы подобная картина поведения наблюдалась более чем в одной ситуации (например, дома и в детском саду).
Но как же отличить просто подвижного и живого ребенка от гиперактивного? Активность последнего обычно бывает выше, чем того требует ситуация, и сильно отличается от поведения других детей этого же возраста и интеллектуального развития. То есть в отличие от своих сверстников гиперподвижный малыш в любых условиях (дома, в гостях, на улице или в детском саду) будет вести себя одинаково (он везде будет бегать, прыгать и скакать), а в ответ на бесконечные призывы и просьбы родителей остановиться, скорее всего, продолжит носиться и вертеться. Но почему эта поведенческая особенность становится особенно заметной в детском саду? Потому что именно там малыш впервые попадает в ситуацию организованную, требующую от него определенной степени самоконтроля. Возможно, вам покажется, что требовать самоконтроля от маленького человечка абсолютно бесполезное занятие. Однако если вы внимательно присмотритесь к детскому коллективу, то найдете там как достаточно организованных ребятишек, так и тех, у кого "безобидная" беготня на деле оборачивается недостаточной заинтересованностью в занятиях, которые требуют хотя бы минимального умственного напряжения. Кроме того, в поведении гиперактивных детей прослеживается стремление переходить от одного дела к другому, не заканчивая ни одного из них. Чем чревато такое поведение? В сочетании со слабо регулируемой или чрезмерной активностью это может привести к задержке моторного и речевого развития, а в дальнейшем к трудностям в школьном обучении.
Почему же возникает гиперактивность? Ее причиной является, как правило, определенное неблагополучие во время беременности (особенно первой половины) и родов. Дети, которых впоследствии могут назвать гиперактивными, обычно сразу после рождения становятся объектом пристального внимания невропатологов. Нередко у них отмечают гипертонус мышц, в отдельных случаях ПЭП (постнатальная энцефалопатия), нередко в их медицинских картах можно встретить сокращение ММД (минимальная мозговая дисфункция). При этом на протяжении всего первого года жизни таких детей нельзя назвать тихонями — они легко возбуждаются, плохо засыпают, мало спят, часто днем, а не ночью. Иногда они страдают и от проблем с пищеварением: у них отмечается сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвота, запоры, поносы. Стоит отметить, что иногда сверхподвижность и нарушение внимания могут наблюдаться у детей, которые попали в сложную эмоциональную ситуацию, переживают депрессию или схожие с ней тревожные и угнетенные состояния. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают вести себя заторможенно и пассивно, дети, наоборот, выглядят перевозбужденными и чересчур активными. Нередко реакцией ребенка на такие сложные ситуации, как развод родителей, смерть одного из них, отрыв от семьи, становится поведение, внешне схожее с синдромом гиперактивности: та же повышенная двигательная активность, неусидчивость, отвлекаемость. Для того чтобы помочь малышу справиться с ситуацией, нужно найти истинную причину его тревоги и страхов и направить основные усилия на ее устранение. Что именно может помочь в борьбе с существующими проблемами (специальное медикаментозное лечение, назначенное психоневрологом, или занятия с психотерапевтом, а может быть, и то и другое), в каждом конкретном случае должен решать врач. В случае удачного разрешения проблем, которые беспокоят малыша, гиперактивность исчезнет сама собой, как исчезает высокая температура, когда проходит воспаление.
Как помочь малышу?
Неудивительно, что из-за собственной импульсивности гиперактивные дети постоянно попадают в разные переделки и получают бесконечные замечания от взрослых. Однако не спешите ругать их, стыдить или наказывать. Поймите, что все эти казусы происходят сами собой и ваш ребенок, скорее всего, не ставит перед собой цели досадить вам или нарушить установленные правила поведения. Кстати, не забывайте и о том, что к постоянным окрикам и угрозам малыш скоро привыкнет и перестанет обращать на них внимание. Гораздо полезнее и для вас, и для непоседы будет попытка построить отношения на основе взаимной выручки, где вы, конечно, будете выполнять более активную роль. Но это и неудивительно, ведь от усилий, которые вы приложите для выздоровления малыша, сейчас зависит его будущее. Услышав от доктора слово "гиперактивность", не стоит поддаваться панике, наоборот, нужно постараться собрать силы, запастись терпением (а его понадобится ох как много!) и приступать к делу. Для начала вам нужно привыкнуть к мысли, что постоянное возбуждение малыша утомляет не только вас, но и его самого, однако, в отличие от взрослых, ребенок пока не умеет справляться с этим самостоятельно. Вы поможете ему с помощью массажа, успокаивающей ванны перед сном, тихой, умиротворяющей музыки. Однако все это лучше отложить до вечера, а что же делать в течение целого дня? Если основная проблема малыша заключается в чрезмерной активности и невнимательности, то вы можете попробовать научить его регулировать собственную деятельность. Конечно, это дело длительное и трудоемкое, но о результате вы не пожалеете. Но как научить столь серьезным вещам такого кроху? Поскольку время "взрослых" разговоров еще не наступило, игра остается самым подходящим способом научить ребенка саморегуляции. Известно, что в любой игре есть правила, которым должен подчиняться каждый участник. И даже бросание друг другу мяча, если оно совершается не просто так, а по придуманным вами условиям и с учетом каких-то команд, может послужить поставленной цели. Первым шагом к преодолению трудностей станет усвоение ребенком той программы действий, которую предложит ему взрослый. Задача последнего заключается в том, чтобы следить за действиями малыша, не допускать хаотичности движений и подчинять их какой-то последовательности. После того как вы преодолеете этот этап, предложите ребенку самому спланировать игру и придумать какие-нибудь правила. Однако не стоит слишком настаивать. Подождите, пока малыш "дозреет" до этого сам. Главное, чтобы игра увлекала его. Тогда он обязательно научится планировать ее и придумывать нехитрые правила. Не забывайте: когда малыш научится регулировать собственную активность, ему будет гораздо легче общаться со сверстниками, ведь, если дети не умеют соблюдать правила и постоянно их нарушают, найдется немного желающих с ними поиграть.
Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка "остывать" и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами: когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть, обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих людей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось. В случае, если ваши усилия не увенчаются успехом, не расстраивайтесь и не ругайте себя. Лучше обратитесь за помощью к психологу. Обладая специальными знаниями, он будет заниматься с ребенком сам и расскажет вам, как лучше поступать в разных ситуациях.
|