Наверняка у вас дома накопились засушенные цветы, листья, семена и плоды, которые летом и осенью с удовольствием собирали дети. Попробуем эту красоту пустить в дело. Создадим вместе с детьми картины, панно и букеты. Но букеты необычные. Они не будут стоять в вазе, а будут украшать стены или... потолок. А детский свежий взгляд поможет по-новому взглянуть на композицию и стиль.
Цветочные картины
Так как засушенные цветы и листья — материал достаточно хрупкий, то его для лучшего хранения помещают под стекло. Возможно, у вас есть небольшие некрашенные деревянные рамочки со стеклом. Если нет рамки, то подойдет кусок стекла квадратной или прямоугольной формы, а рамочку сделаем сами.
Фон
Фоном для картины может служить все, что угодно: цветная и бархатная бумага; бумага, используемая для упаковки и букетов; ткань, натянутая на картон. Хорошо смотрится грубая ткань, холст или лен. Можно фоном пустить засушенные листья пастельных тонов.
Фон под картину можно нарисовать кисточкой, губкой или ватным тампоном. Когда краска чуть—чуть подсохнет, приложите резной листочек или тоненькую веточку в нескольких местах. После отпечатка по свободным местам пройдитесь марлевым тампоном. Получится необычный фактурный фон.
Краску по фону можно разбрызгать при помощи зубной щетки. Щетину окуните в нужный цвет и, держа над листом бумаги, водите по щетке карандашом. Брызги краски, попадая на бумагу, окрашивают ее. Добиться объемности фона можно используя краску трех — четырех цветов. Начните работу со светлых оттенков. Обратите внимание, что брызги от щетины приобретают различную форму в зависимости от того, под каким углом, с каким усилием вы давите на щетину.
Фоном может быть и картон, усыпанный семенами или крупой. Клей ПВА нанесите полосами и насыпьте крупу. Там, где рассыпчатый материал попал на клей, крупа приклеивается. Клеем нанесите еще линии уже в другом направлении и насыпьте на этот слой другой вид семян. Продолжайте так до тех пор, пока картон полностью не покроется семенами или крупой.
При подборе материала для фона помните, что он не должен "съедать" внимание. Это второстепенный элемент, подчеркивающий центральную композицию.
Композиция
Композицию на готовом фоне выкладывайте пинцетом. Сначала определите, что будет центром картины. Какой цветок, бутон станет главным героем? Где лучше его разместить?
Все пространство мысленно разделите на три равные части по горизонтали и вертикали. Итак, перед вами четыре точки пересечения воображаемых линий. Композиция будет выглядеть уравновешенной, если центральный элемент расположить в одной из этих точек.
Разместив основной элемент картины, приступайте к наполнению объема. Вам нужно создать линии, ведущие к главному объекту — они будут "цеплять" взгляд смотрящего и вести его к самому яркому пятну всей картины. Это могут быть веточки, стебельки, травинки, т.е. некие линии, направляющие взгляд.
Свободное пространство заполняйте мелкими листочками, тончайшими соцветиями зонтичных растений, красиво изогнутыми травинками.
В композиции лучше смотрятся контрастные цвета. Однако разноцветных элементов не должно быть много. Иначе композиция будет выглядеть перегруженной, аляповатой.
Экспериментируйте вместе с ребенком, передвигайте элементы композиции, накладывайте их друг на друга. Если элементам не хватает насыщенности и цвета, слегка подкрасьте их акварельными красками. После того, как композиция будет готова, скрепите ее чуть-чуть клеем ПВА. Когда он высохнет, прижмите стеклом и вставьте в рамку.
Рамка
Цвет деревянной рамки можно подобрать самостоятельно в тон фону и композиции. Покрасьте рамку акварельной краской либо краской для дерева. Если композиция получилась яркой, то рамку покрасьте в более спокойный цвет, если же картине не хватает насыщенности, сделайте рамку более яркой.
Ваша композиция составлена из натурального растительного материала, поэтому нужно подчеркнуть деревянную фактуру рамочки. Вот почему при окрашивании рамки краску старайтесь наносить в один слой. Она должна быть достаточно "водянистой", чтобы просвечивались разводы, сучки, неровности и шероховатости, которые присущи натуральному дереву.
Если у вас есть лишь стекло и нет возможности сделать рамку, то подложку с композицией прижмите стеклом и аккуратно скрепите бумажным скотчем, который потом покрасьте в нужный цвет.
Рамка из глины или соленого теста
Скрыть скотч можно самодельной рамкой, сделанной из соленого теста.
Возьмите одну часть муки и одну часть соли, перемешайте и добавьте воды. Должно получиться пластичное тесто. Если вы добавите в тесто анилиновую краску или гуашь, то оно станет цветным.
Раскатайте тесто, сделайте полоски, сформируйте рамку вокруг стекла и прижмите элементы рамки друг к другу. Полоски можно перекрутить, сплести из них косичку и т. д. В мягкое тесто можно вдавить мелкие зернышки, семена, бусинки; отпечатать листики, веточки, желуди, березовые сережки, ольховые шишки — вариантов множество. Пусть малыш сам сделает рамочку под свою картину.
Кстати, декор рамки может повторять элементы композиции. Если есть на картине мелкие цветы, то продублируйте их на рамке, аккуратно нарисовав или выдавив тонким стержнем. А можно слепить листья, горошины, цветки и потом прикрепить их к рамке. Важно, чтобы картина и рамка смотрелись едино, дополняя друг друга. Постарайтесь слепить рамочку пусть и широкую, но достаточно тонкую. Иначе она будет долго сохнуть.
Высушив рамку в духовке, приклейте ее клеем ПВА к стеклу и покрасьте, если это необходимо.
Объемная композиция
Если вы надумали составить букет в вазе, то решите, где он будет стоять.
На большой стол, который виден издалека, можно поставить и достаточно крупный букет в объемном сосуде. Если предполагается небольшая поверхность — скажем, столик, тумбочка, полочка кухонного стола — то стоит остановиться на миниатюре в небольшой вазе или в красивом высоком бокале.
Для композиции в бокале будет достаточно одного крупного цветка, трех травинок и пары листьев.
В любой композиции нужно стремиться к гармонии, следует уравновешивать отдельные элементы. Крупные цветы и листья разместите у основания вазы, маленькие вверху, яркие и темные — ниже, светлые — выше. Второстепенные элементы композиции должны отличаться по длине. Направьте их в разные стороны. А основной элемент расположите в центре — он должен смотреть на зрителя.
Ваза своими руками
Если у вас под рукой нет подходящей вазы, то сотворите ее сами. Возьмите пластиковую бутылку, отрежьте верх, оставив нужную вам высоту. У вас получится высокий пластиковый "стакан". Аккуратно оберните его крупными листьями. Можно только что сорванными, они более пластичные. Здесь уже понадобиться помощь чьих-то рук. Пусть ваш помощник держит вазу, а вы прикладывайте листья, чуть — чуть склеивая их. Затем широкой атласной или холщевой лентой, цветным жгутом, красивой тканью или же, если получится, пучком зеленой травы обвяжите вазу так, чтобы листья были плотно прижаты к основе. Кончики листьев (те, что над краями вазы) обрежьте ножницами.
Ваза получилась достаточно легкая, и для устойчивости положите на дно камушек, тогда композиция не будет опрокидываться. В такой вазе замечательно смотрятся букеты из сухоцветов.
Композиция на потолке
Вы когда-нибудь видели букеты под самым потолком? Нет? Тогда приступаем.
Понадобятся красиво изогнутые, но достаточно жесткие ветки. Посмотрите, что у вас есть под рукой. Оптимальным вариантом будут достаточно крупные ветки вяза. Они чем—то напоминают рога оленя. Но можно использовать ветки и других пород деревьев.
Соберите ветки нескольких деревьев или кустарников. Покрутите их в руках, присмотритесь, постарайтесь из них составить небольшую композицию. Должно получиться нечто объемное, но не слишком массивное. Хватит буквально трех-четырех веток. Стяните их леской, концы обрежьте и подвесьте под люстру так, чтобы было ощущение, что люстра и букет — нечто единое и неразрывное.
А теперь украсьте композицию. Понадобятся гроздья рябины, ягоды шиповника, семена клена и липы, шишечки ольхи, соцветия пижмы, гипсофилы и цветки других зонтичных растений. Соцветия пижмы и гроздья рябины переверните и наденьте на кончики веточек. Желтые цветки пижмы и красные ягоды рябины будут снизу хорошо видны. Добавьте несколько ягод шиповника, два-три листика клена. Этого будет достаточно.
Можно подвязать под потолок красиво изогнутую ветку сосны, а на ее иголочки надеть несколько засушенных цветков ромашки, пижмы, гелихризума, синеголовника. Ветки плакучей березы можно связать в пучок и на кончики надеть бусинки или ягоды рябины. И точно так же подвесить либо к потолку, либо прикрепить к проему двери. Черные изящно изогнутые ветки с красными ягодами будут эффектно выделяться на фоне светлой стены.
Подобранную в лесу веточку можно просто вставить в щель между книжными полками, закрепить над зеркалом, дверью и точно так же украсить буквально нескольким засушенными листочками и соцветиями. И комната преобразится, поднимется настроение, захочется улыбаться...
А будут радоваться ваши дети! То, что они нашли и с таким старанием притащили домой, разложили по "секретным" местам, пошло в дело — на сотворение красоты и уюта в доме.