Вряд ли вы еще раз заглянете в ресторан быстрого питания, если прочтете книгу «Нация фастфуда». Ведь вам станут известны такие уловки современной пищевой промышленности, которые, кажется, вообще не имеют отношения к еде. Для начала — краткая история ожирения в США и во всем мире.
В XX в. СССР был серьезным препятствием на пути всемирного распространения американских ценностей и американского образа жизни. До распада социалистического лагеря фастфуд был единственной формой американской традиции, которую в буквальном смысле употребляли за границей. Поглощая американскую еду, люди во всех концах света стали больше походить на американцев, хотя бы в одном. К концу прошлого века США оказались на самом верху рейтинга ожирения среди всех стран мира. Больше половины взрослых американцев и около четверти детей страдали ожирением или имели избыточный вес.
Такой подъем наблюдался в течение нескольких десятилетий на фоне потребления фастфуда. По сравнению с 1960-ми уровень ожирения среди взрослых американцев вырос вдвое; среди детей — также вдвое по сравнению с 1970-ми. Ни одна нация в истории не становилась такой тучной в столь короткие сроки.
Согласно исследованию, проведенному в Центре по контролю и профилактике заболеваний, уровень ожирения повысился во всех штатах как у женщин, так и у мужчин, независимо от возраста, расы и образования. В 1991 г. уровень ожирения был на 15% выше нормы только в 4 штатах, а через 10 лет такие показатели отмечались в 37 штатах. «Нечасто такие хронические расстройства, как ожирение, — сообщали ученые центра, —распространяются с такой скоростью и имеют черты инфекционного заболевания эпидемического масштаба».
И хотя рост уровня ожирения объясняется рядом сложных факторов, генетические причины к ним не относятся. За последние десятилетия генофонд американцев не претерпел радикальных изменений, изменились только рацион и образ жизни.
Что едят американцы последние 50 лет
В США люди все меньше двигаются. На работу они едут на машине, а не идут пешком; они не занимаются ручным трудом, смотрят телевизор, играют в видеоигры, сидят за компьютером и не дают себе физических нагрузок. Во многих школах срезаются бюджетные статьи на программы физической подготовки. А рост индустрии фастфуда сделал недорогую жирную пищу общедоступной.
Когда люди едят вне дома, они потребляют больше калорий, меньше клетчатки и больше жира. Цены на продукты упали так низко, что индустрия фастфуда, стремясь привлечь больше клиентов, смогла значительно увеличить размеры порций, не потеряв при этом прибыли.
За последние полвека потребление газированных безалкогольных напитков на душу населения в США увеличилось в 4 раза. В конце 1950-х стандартный заказ напитка в ресторане фастфуда составлял около 220 мл, а сегодня «детская» порция колы в McDonald’s составляет 340 мл. «Большая кола» — 900 мл, около 310 калорий.
В 1972 г. McDonald’s добавила в меню картофель фри, а 12 лет спустя сеть стала продавать большую порцию Super Size, в 3 раза больше той, что подавали пару десятилетий назад.
Попытки добавить в меню «здоровые» блюда (например, гамбургер McLean Deluxe, содержащий морские водоросли) успеха не имели. Пристрастие к жирной пище, сформированное в детстве, трудно изменить. Индустрия фастфуда начала активно внедрять в меню блюда с беконом. В начале 1990-х рестораны продавали около 20% бекона, потребляемого в США; к началу 2000-х — уже 70%.
За исключением заведений Subway (где пропагандируют здоровую еду), сети фастфуда явно пришли к выводу, что гораздо легче и выгоднее увеличить размер и жирность блюд, чем бороться с устоявшимися пищевыми привычками потребителей.
Ожирение на экспорт
Эпидемия ожирения, которая началась в США в конце 1970-х, распространилась на остальной мир, и фастфуд — один из ее переносчиков. В 1984–1993 гг. количество заведений быстрого обслуживания в Великобритании почти удвоилось, то же произошло с уровнем ожирения среди взрослых.
Британцы едят больше фастфуда, чем жители других стран Западной Европы. У них самый высокий уровень ожирения. В Италии и Испании он значительно ниже: там заведений фастфуда относительно мало. И где бы ни появлялся американский фастфуд, люди начинают толстеть.
В Китае с конца 1970-х до начала 2000-х количество подростков с ожирением возросло в 3 раза. Гамбургеры и картофель фри не превратили японцев в блондинов, но сделали их толще. Раньше люди с избыточным весом в Японии были редкостью. Традиционный рацион жителей, который состоял из риса, рыбы, овощей и продуктов из сои, считался одним из самых здоровых в мире. Но они решили отказаться от этой диеты.
Потребление красного мяса в Японии стало расти после американской оккупации в конце Второй мировой войны. Появление McDonald’s в 1971 г. ускорило изменение пищевых привычек японцев. В 1980-е продажи фастфуда в стране удвоились, и вскоре уровень ожирения среди детей также удвоился. К 2000 г. около трети всех мужчин в Японии в возрасте 30 лет — представители поколения, которое выросло на «Хэппи мил» и «Bi-gu Ma-kus» — страдало избыточным весом.
Профилактика ожирения: запрет рекламы
Ожирение очень трудно лечить. Тысячелетия в истории человечества отмечены нехваткой еды, поэтому у людей выработались эффективные физиологические механизмы сохранения энергии в жировых отложениях. До недавнего времени люди не имели возможности наслаждаться изобилием дешевой пищи. В результате с накоплением веса наше тело справляется куда лучше, чем с его потерей.
Медики пришли к выводу, что остановить всемирную эпидемию ожирения может только профилактика, а не лечение. Европейские группы потребителей требуют полного запрета телерекламы, адресованной детям. В 1992 г. в Швеции запретили телерекламу для детей до 12 лет. Телерекламу для детей запретили в Норвегии, Бельгии, Ирландии и Голландии. Пищевые привычки американских детей показали другим странам, чего надо избегать. Проверка детской рекламы в Европейском союзе показала, что 95% рекламных роликов призывали детей есть продукты с высоким содержанием сахара, соли и жира. А чаще всего к детям обращалась реклама McDonald’s.