Ответ на отзывы к статье

О пользе чтения для раннего развития ребёнка.

Полезность: 4,7 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (12 оценок)

Статью "Речь и чтение" можно прочитать здесь.

Дорогие читатели! Я не сразу взялась отвечать на ваши отзывы по поводу статьи "Речь и чтение" не потому, что игнорирую ваше мнение. Мне понадобилось время, чтобы суммировать и проанализировать их и получше ответить на ваши крайне интересные замечания. Во-первых, огромное спасибо всем, кто высказался. Интернет тем и хорош, что позволяет оперативно получать полное и объективное представление о реакции на статью. Это вам не "письма трудящихся", которые приходят в редакцию спустя полгода после выхода номера журнала.

Ваши высказывания я разделила бы на три группы: абстрактно-возмущенные возгласы, конструктивные замечания и конкретные вопросы.

Разберемся сначала с первыми. Вопреки мнению Бабы Нюры, я не забыла, что такое быть молодой мамой, моему младшему сыну год и четыре месяца. Он родился дома, а живем мы с тремя детьми в двухкомнатной хрущевке, поэтому я прекрасно знаю, что это такое, "находиться с ребенком сразу после родов в одной комнате", а заодно вести хозяйство, уделять внимание мужу и заботиться о старших детях. Никакие бабушки мне не помогают. Когда родилась моя старшая дочь, я училась на втором курсе филфака МГУ и вынуждена была продолжать очень серьезную учебу и одна заниматься ребенком (муж мой служил в армии). Через четыре месяца после рождения второй дочери я стала работать по вечерам, так что проблемы "мамы-карьеристки" мне тоже знакомы не понаслышке.

Конечно, я далеко не сразу научилась находить золотую середину между семьей и карьерой, да и свой путь в воспитании детей пришлось искать методом проб и ошибок, ведь ни курсов, ни литературы по раннему развитию, ни пособий тогда еще не было, не с кем было посоветоваться; ранним развитием, кроме Никитиных тогда практически никто не занимался. Я тоже уставала от бесконечных кормлений и сцеживаний, пока не узнала, что сцеживаться совершенно незачем и не научилась кормить младенцев между делом в "кенгурушке". Бывало, что и мои дети плохо спали, капризничали, но это не мешало нам заниматься ранним чтением, плаванием и музыкой, хотя в то время это было еще не очень-то и модно. Так что зря Таня и Лиза упрекают меня в слепом подражании моде. Проблема вовсе не в отсутствии времени (см. статью Лены Даниловой "Где взять время?"). Я согласна, что можно заниматься с малышом и час-два в день. Главное — каковы ваши приоритеты. Если дети — центр вашего мира, если вы наслаждаетесь их обществом, если вы живете общей с ними жизнью, вместе учитесь и творите, если вам интересно с ними заниматься, то вы непременно выкроите для них время даже при самом напряженном графике, и у вас обязательно все получится. Ну, а если вы занимаетесь с малышом просто потому, что так надо, модно, хочется, чтобы малыш был лучше всех, а на самом деле тяготитесь этими занятиями, то, безусловно, сколько бы времени вы на них ни тратили, толку будет мало, даже если ваш малыш и начнет говорить, писать или играть на скрипке раньше соседских детей.



Надо сказать, что, вопреки мнению одной из уважаемых читательниц, я не только много раз перечитывала статью, но вообще работала над ней очень серьезно, взвешивая каждое слово, поскольку тема, на которую я позволила себе высказаться, кажется мне крайне важной, и бурное обсуждение в конференции только укрепило меня в этой мысли. Ну, а что касается стиля статьи, показавшегося чересчур изящным Рыжику, то, во-первых, благодарю за высокую оценку, а во-вторых, писать о проблемах речи и языка кондово-рублеными фразами было бы странно. Для Марины Д. Замечу, что я никого не критикую, "объединившись в одно большое "мы". Во-первых, я, как и все прочие, совершала и подчас продолжаю совершать ошибки в воспитании детей, и поэтому вовсе не стремлюсь заниматься огульной критикой, скорее хочу остановиться на типичных родительских ошибках. Во-вторых, будучи филологом, педагогом и публицистом, я ощущаю себя ответственной за проблемы того общества, членом которого я являюсь. Кстати, с логикой, вопреки мнению многоуважаемой Яси, у меня в университетские годы все было нормально, изучала и имела отличные отметки.

Теперь перейдем к конструктивной критике. Я полностью согласна с Катей, что Интернет — это резервация высоколобых. Но почему же, считая себя элитой общества, вы с порога отметаете обсуждение проблемы вырождения нации в целом? Безусловно, мне очень отрадно, что столько родителей всерьез занимаются ранним развитием, и именно с ними я хотела поделиться своим опытом и надеюсь, что мои скромные советы немного облегчат кому-то жизнь. Но, кроме того, мне хотелось обсудить, именно обсудить, а не устроить скандал с переходом на личности, те проблемы, которые принимают сегодня характер настоящего бедствия.

Вы можете спросить: а как это касается нас, обитателей интеллектуальной резервации? Если вы полагаете, что вы и ваши дети сможете просуществовать в ней, никак не соприкасаясь с внешним миром, то, безусловно, можно и махнуть на него рукой. Но ваши дети будут читать книги с опечатками (Рыжик справедливо этим возмущается); их школьные учителя будут писать, что у них "нету домашнего задания" и "плохое чистописание букв"; по телевизору они будут слышать косноязычную речь, а во дворе станут играть с плохо говорящими сверстниками. Деградация общества в целом, снижение интеллектуальной планки непременно скажется, в большей или меньшей степени, и на уровне интеллекта ваших детей. По старой советской привычке мы считаем, что наше дело — сторона. Но пока проблемы, затрагивающие все общество, не начнут обсуждаться его гражданами, их никто не станет решать, потому что тех, кто призван этим заниматься по долгу службы, волнуют в основном, вопросы собственного благоустройства. А общество, пардон за банальность, это и есть мы.

В нашем элитарном заповеднике пользователей Интернета просвещенные родители читают самую продвинутую педагогическую литературу. Но девяносто девять процентов родителей (статистики у меня нет, но я регулярно провожу опросы) до сих пор туго пеленают детей, кормят их по графику и держат в кроватках и манежах. И для этого абсолютного большинства "Библией для родителей" по-прежнему остается книга доктора Спока, рекомендовавшего не баловать детей излишними нежностями и пореже брать их на руки.

С продвинутой литературой тоже все далеко не просто. Ее действительно очень много, настолько много, что неспециалисту в ней впору запутаться. Что, кстати, заметно по реплике Люды, которая читала Домана, но почему-то решила, что в то время, когда малыш получает свободу передвижения, у него приостанавливается развитие речи. Хотя величайшая заслуга Домана заключается именно в том, что он теоретически обосновал связь между развитием двигательной и речевой активности ребенка (чем быстрее развиваются двигательные функции, тем интенсивнее формируются верхние отделы мозга и тем лучше развивается речь).

Значительную часть отзывов составляют реплики на тему: "Мы ничем не занимались и начали говорить в год и семь" или, наоборот, "Мы все делали, именно так, как вы пишите, а заговорили только в два и четыре". На самом деле, как справедливо полагают многие читатели, развитие речи — процесс глубоко индивидуальный: девочки в среднем начинают говорить раньше мальчиков, флегматики позже сангвиников, экспериментаторы начинают лопотать рано и бессвязно, отрабатывая на практике технику речи, аналитики помалкивают до поры до времени, накапливая информацию, а потом начинают говорить сразу фразами. Проблема вовсе не в этом, а в том, что в массе повысился возраст, когда дети начинают говорить. Увы, "вариантом нормы" сейчас считаются и дети, заговорившие после трех, когда на самом деле надо бить тревогу и начинать интенсивное лечение. Вот и Маша замечает Маре, что рано говорящий ребенок (с которым Мара как раз много и серьезно занималась) скорее исключение, чем правило.

Никто не призывает форсировать процесс и искусственно стимулировать речь, хотя я абсолютно не согласна с Ирой, которая считает, что ранняя речь может навредить психике ребенка; скорее возможна обратная связь: эмоциональные дети с хрупкой нервной системой остро нуждаются в общении и часто начинают говорить раньше сверстников. Не думаю, Ира, что Ваши проблемы с заиканием были связаны с тем, что Вы рано заговорили. И уж совсем не могу понять, где Маша ухитрилась прочитать про то, что крестьяне в русских деревнях считали, что у рано заговоривших детей была тяжелая прошлая жизнь. Впервые в жизни слышу, что в русской деревне верили в переселение душ, а я много лет преподавала мифологию и этнографию.

Ребенка невозможно заставить говорить раньше, чем у него созреют соответствующие отделы мозга. Но речи предшествует огромный период пассивного восприятия языка, который начинается еще в утробе: в мозгу развиваются связи между нейронами, чем их больше — тем выше интеллект и, соответственно, лучше речь ребенка. Период формирования этих связей ограничен, он замедляется после полутора лет и практически завершается к трем годам. Если в этот период ребенок по каким-то причинам оказывается вне языковой среды, в мозгу начинаются необратимые процессы, и ребенок уже никогда не сможет овладеть человеческой речью в полном объеме. Поэтому — и это была одна из основных мыслей моей статьи — очень важно, чтобы в период активного роста мозга малыш оказался в максимально богатой языковой среде.

Вот, кстати, и Светлана заметила, что ее дочка довольно долго не говорила, а потом сразу начала "читать стихи, которые слышала три месяца назад". Значит, все-таки нужно было читать эти стихи, и на что-то они повлияли? Вообще, судя по вашим отзывам, у мам, которые много разговаривали с малышами до года, читали и пели им, дети начинали говорить заметно раньше. Особенно показателен пример Люды, которая много занималась с малышом, у которого была мозговая дисфункция, и говорить он начал вовремя и хорошо.

Конечно, не стоит "трещать весь день без умолку". Более того, я уверена, что даже самым крохотным детям совершенно необходимо оставаться наедине с собой и самостоятельно познавать мир. Мама Олега (к сожалению, она не представилась) абсолютно правильно делает, что читает и играет с малышом только тогда, когда он сам этого хочет. Это, на самом деле, совсем не мало, просто у таких маленьких детей очень быстро переключается внимание: подчас "урок" может длиться несколько минут или даже секунд, но не нужно думать, что это не приносит пользы: приобретенный опыт обязательно "заработает" через несколько дней или несколько месяцев.

Теперь остановимся на вопросах, которых, к сожалению, было меньше, чем хотелось бы. Оля спрашивает, почему ее старшая дочка говорила лучше, чем младший сын. Это распространенное явление в семьях, где между детьми небольшая разница в возрасте: дети хорошо понимают друг друга без слов, старший работает переводчиком у малыша, и у того нет необходимости устанавливать самостоятельный контакт со взрослыми

Не знаю, эта же или другая Оля беспокоится, что ее дочка, хоть и рано начала говорить, до сих пор (уж не знаю, сколько ей лет) не читает. Это совсем не страшно. Возраст, в котором дети начинают самостоятельно читать, очень индивидуален: от двух до девяти лет. Это зависит и от готовности мозга, и от индивидуальных особенностей характера, и от здоровья: у ребенка может быть не очень хорошее зрение, мигрени. Малышу, который любит, чтобы ему читали вслух, может казаться, что, когда он научится читать сам, ему перестанут читать взрослые (этого ни в коем случае нельзя делать!).

Татьяна из Америки интересуется проблемами двуязычной среды. Таня, я не знаю, какие есть книги на эту тему, думаю, что именно в Америке их будет проще найти. Но Вы поступаете совершенно правильно, стремясь сформировать у ребенка доминанту родного языка. Лучше, чтобы лет до трех, пока малыш полностью не овладеет родным языком, он поменьше соприкасался с другим: последние психолингвистические исследования показывают, что двуязычие тормозит развитие некоторых тонких психологических процессов у маленьких детей. Живя в англоязычной среде, малыш потом мгновенно выучит английский.

В заключение отвечу моему самому активному оппоненту, Рыжику. Чем диафильмы лучше комиксов, ведь это тоже картинка с подписью? Разница в том, что в диафильме, как и в книге, картинка иллюстрирует отрывок связного текста, не нарушая его динамику и внутреннюю логику: вы перелистываете страницу или перекручиваете кадр и продолжаете повествование. Напротив, комикс — это набор картинок, снабженных подписями, а чаще "пузырями", изображающими речь персонажа ( иногда это даже не речь, а некие нечленораздельные междометия). Это как бы разрозненные единицы информации, не объединенные в единый текст. "Чтение" комиксов не развивает речь ребенка и тормозит формирование текстового мышление, без которого невозможно нормальное обучение в школе. Аргументы про "запретный плод" крайне опасны. Ведь мечты ребенка вряд ли ограничатся комиксами, почему бы нам тогда сразу не разрешить детям пить пиво, курить, читать порнографические журналы и смотреть триллеры? На то и существует семья, чтобы формировать у ребенка определенную нравственную и культурную парадигму. И поверьте, что ребенок, приученный дома к хорошей литературе, настоящему серьезному кино, талантливой живописи, очень быстро охладеет к убогим поделкам массовой культуры, когда столкнется с ними в школе или во дворе.

Я полностью согласна с Рыжиком, что мы остановились лишь на одной крохотной грани проблемы задержки речи и тотальной безграмотности у детей. Конечно, можно добавить и общую невротизацию общества, и дурное качество выпускаемых книг, и проблемы со здоровьем, и неграмотность школьных учителей. Но нам, пожалуй, стоит разобраться хотя бы с тем, что в наших силах, а уж там, глядишь, доберемся и до других аспектов этой действительно невероятно сложной и многогранной проблемы.

Ася Штейн, asya_shtein@mtu-net.ru, филолог-классик.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
БАДы для мозга, одобренные учеными
Как поддержать здоровье мозга и замедлить его старение
Оставить комментарий к статье "Ответ на отзывы к статье "

Вы не авторизованы.

Ася, я верю, что Вы перечитывали свою статью, это делает любой нормальный человек :)). Но все же я так и не понимаю, как развивается Ваша мысль. Интернет-интернетом, но я наблюдаю детей вполне "элитного" района, в песочнице ребенка слесаря днем с огнем не сыщешь. Дом у нас "молодой" и детей предостаточно. И я согласна с Вами в том, что дети позже начинают говорить. Но это дети именно "продвинутых" родителей. Тех самых, которые читают Серзов и занимаются по Доману. Каждая вторая молодая мамочка в нашем дворе носит ребенка в кенгуре. Каждая пятая рожала дома (это оказалось как инфекция, очень заразно:)). Книги, развивающие игры - естественно! А результат - позже говорят эти дети (не все!) и все тут. Ну не выстраивается картинка, хоть тресни.

Это я уже не говорю о том, что дети моего поколения куда более массово, чем нынешние, отправлялись в ясли, дет.сады и прочее. А если почитать справочные нормы для того времени (60-70-е гг), волосы дыбом встают - в год до 10 облегченных слов. И ведь видимо говорили, отставание в развитии было менее популярным диагнозом, чем сейчас!

Поэтому мне трудно смириться с Вашей логикой. Вырождение нации в целом можно оценивать, только имея серьезную статистику по тому, как развиваются дети сейчас и как они развивались двадцать-тридцать лет назад. Со всеми факторами - социальными, экономическими, и т.д.

Собственно, если что и вызвало раздражение, так это ощущение голой теории. Вот и опять - мне не кажется такой уж дикой мысль о том, что занятия по Доману могут отодвигать начало самостоятельной речи. Даже скучно объяснять почему. Речь же при этом может сразу быть значительно интересней, чем у ребенка, начавшего говорить рано, но на простой базе.

Думается мне, что тема гораздо сложнее, чем Вы попытались ее представить. И с одной стороны я Вас понимаю, потому что в рамках статьи всегда приходится максимально упрощаться, но, с другой стороны, ну не до полной хаотичности :))
2000-11-08, Яся
Вы пишите, что "...выше интеллект, и соответственно лучше речь ребенка", т.е. чем хуже речь, тем ниже интеллект. Это надо так понимать? Мой сын заговорил поздно. Когда мы были в 2,5 у логопеда, он почти не говорил, и эта "замечательная" логопед сказала нам, что он почти уже умственно отсталый, т.к. то что он говорил (мама, папа, дай попить и т.п.) - это речь на уровне 1 года. А то, что он знал все цвета (не говорил, но показывал правильно), знал все основные геометрические фигуры, некоторые цифры (как обозначаются, сколько это и что за чем идет) это в зачет не идет? Тогда, из кобинета врача я вышла чуть не плача.
Сейчас сыну 3 года, у него довольно большой словарный запас, говорит он распространенными предложениями (иногда выдает такое, что хоть стой, хоть падай :о)), хотя многие слова произносит не правильно. И Вы хотите сказать (вместе с той логопедшей), что у него низкий интеллект?
У нас есть подружка, наша ровестница. Она заговорила позже нас. Но ума этой девочке не занимать: она решает такие логические задачи, которые идут для детей от 5 лет и старше. Она считает до 20, и по-Вашему у нее тоже низкий интеллект?
А насчет Г.Домана, я вообще во многом с ним не согласна. У моего сына физическое развитие всегда опережало норму (и сел, и пошел он раньше, и прыгать научился тоже рано), однако речь у нас идет с задержкой. Кроме того, он считает, что детям не надо придумывать сказок, только факты. Но почитайте Ч.Диккенса "Тяжелые времена", герой этого произведения как раз и следует этому совету.
Вероятно, из-за последнего абзаца на меня все накинутся (как же можно критиковать Домана), но я считаю, что нельзя слепо следовать никакой методике, из всего надо брать только лучшее (на свой взгляд). Тогда, может быть, и так ругаемый нынче Спок пригодится :о)
2000-11-09, Марина С.
Абсолютно согласна с тем, что ребенок начинает говорить тогда, когда созреет его мозг. Но вот в чем дело - минимальная мозговая дисфункция далеко не всегда проявляется задержкой речевого развития. Нередко такие дети, напротив, заметно опережают своих сверстников по многим параметрам. И подобное опережение оценивается как дополнительный риск развития неврозов. Дети, у которых наблюдается бурное развитие фразовой речи, "прорыв", в это время особенно уязвимы. Их надо беречь от стрессов, а кое-кого - не спешите возмущаться! - временно ограждать от обилия новой информации.
С другой стороны, в обществе существует мода на определенные теории. Сегодня, действительно, модно считать, что развитие ребенка индивидуально и до трех лет некоторые дети имеют право не говорить. Но есть и данные о повышенной частоте дизграфии, о трудностях в адаптации у поздно заговоривших детей, поэтому появляются логопеды, работающие с двухлетками, а в логопедических садиках впервые организуются младшие группы.
Извините, если я путано выражаю свои мысли. Я имею в виду, что обсуждаемая проблема, на мой взгляд, не только (и не столько???) социально-психологическая, сколько медицинская и не стоит сводить ее к недостаткам в воспитании. Если современные дети начинают говорить раньше или позже - не спешите делать вывод о вине общества, может быть это просто такое биологическое явление, вроде акселерации. Главное - заботливо наблюдать за своим ребенком, излишне не благодушествуя, но и не торопясь "догнать и перегнать" всех, кто впереди.
2000-11-09, Катя
Вы все так замечательно написали... Но! Моя дочь заговорила поздно, понять ее было абсолютно невозможно. Из-за проблем носоглотки она не выговаривала половину букв алфавита. Естественно, она занималась с логопедом, потом пошла в логопедический садик. Было очень сложно. Она не читала долго. Я занималась с ней только по мере необходимости, ничего не форсировала, как Вы говорите, наверное, ребенок не стал центром моей вселенной, у нас не одна жизни, а жизнь вместе - это разные вещи. Да, она девочка достаточно организованная и сама смогла добиться: без всяких денег и блата поступила в спецязыковую школу, в школе читает одна из лучших в классе, постоянно читает стихи на вечерах, занимается эстрадным искусством, хорошо поет и очень артистична. Ну и что Вы на это скажете? Я не занималась день и ночь, мне просто некогда, я у нее одна, как и у своих родителей? Дочкина подружка - прима в речи и чтении до школы, очень артистичная девочка ОТСТАЛА ОТ НАС К 9-ТИ ГОДАМ, ОНА ХУЖЕ УЧИТСЯ, ХУЖЕ ЧИТАЕТ... Не все однозначно, не все так прямолинейно, как Вы пишете. Нельзя судить по маленьким детям, как нельзя судить и по оценкам, и по поведению. Жизнь нас учит, что только из гадких утят дети превращаются в прекрасных лебедей, а маленькие лебеди, к сожалению, превращаются в воробушков. Не спешите жить и не торопите ребенка. Мой пример - это живой пример, пример из самой что ни на есть пропасти практически к вершине. Кстати, язык нам тоже дается влегкую, ее очень хвалят. Если бы еще не озорство....
2000-11-08, Ket
Баба Нюра, спасибо за поддержку :)
Иногда просто помогает пообщаться тут и легче на душе становится :)

Если это МОЙ отзыв автор сочла "абстрактно-возмущенным возгласом", то попытаюсь обьяснить:
"Возмущенный" скорее всего от жизни в постоянном цейтноте. От того, что прочитав о многих методиках раннего развития и 24-х часового общения с ребенком поняла: (1) я тоже со своим ребенком так хочу общаться и (2) никак не могу показывать 20 раз в течении дня ребенку карточки.

"абстрактным" свой отзыв не считаю :)

Да, естественно, я искала и ищу "золотую середину". Давно уже читала статью Лены Даниловой. Много полезных советов, но ни от макияжа, ни от приготовления вкусной пищи отказатшся не могу :). И ничего, правда выкраиваем по пару часов в день на общение, много домашних дел научилась делать вместе с ребенком.

И очень важно: нашла вот этот форум, где можно посоветоваться, поспорить и поддержать друг друга.
2000-11-08, ЛаМа( ранее - Марина)
Вот вроде мне, как "самому активному оппоненту", надо что-то сказать. А у меня опять одни "наезды". :))
Тема разговаривания для меня актульна - я сама заговорила очень рано, а вот сын мой - просто Герасим какой-то :). Хотя в остальном смышленый и быстро схватывающий мальчишка. Но конструктивного в Ваших статьях так мало.. Сначала голые эмоции; потом эмоции и теоретизирование (согласна с Ясей). Вы хотите вопросов - но откуда им взяться?
Мне кажется, Яся права - возможно, Вы просто очень старались вписаться в объем статьи. Получилось просто нечто на уровне передовицы в "Правде" - штампы, эмоции и теоретизирование. Ни особой пищи для размышления, ни спорных идей я для себя не нашла. И моя некоторая грубоватость вызвана досадой - от филолога хочется чего-то большего. И как-то даже верится, что Вы на это способны. Так что буду ждать продолжения, как повода позадавать вопросы, которые меня так занимают.
2000-11-08, Рыжик
Moey docheri god i vosem. Doma mi razgovarivaem na dvuh yazikah : na russkom i na tureckom, a jivem mi v USA. Ya s samogo rogdeniya docheri razgovarivayu, chitayu, poyu ey tolko po-russki, voobshem prilagauy vse sili dlya togo,chto bi ona znala russkiy yazik. V svouy ochered papa zanimaetsa s ney na tureckom, a zagovorila ona u nas po-angliyski. I ne prosto otdelnimi slovami, a predlojeniyami iz dvuh-treh slov. Vi predstavlaete v kakom mi bili shoke. V sadik ona ne hodit, edinstvennoe, chetiri raza v nedelu prihodit k nam nyanya-amerikanka bukvalno na chasik na drugoy. Snachala ya psihovala, a teper starayus ne delat iz etogo problemi. Ona obrashaetsa ko mne po-angliyski, a ya snachala perevoju eye slova na russkiy, a potom otvechauy toje po-russkiy. Ne znauy chto iz etogo poluchitsa, no ya dumayu, chto eto samiy priemlemiy variant. A vi kak dumaete?
S uvajeniem Naina
2003-02-05, Naina
Поделитесь:

08.11.2000
Обновлено 21.07.2015
Статья дня
БАДы для мозга, одобренные учеными
БАДы для мозга, одобренные учеными
Как поддержать здоровье мозга и замедлить его старение
Близкие по теме статьи
Тур по Золотому кольцу – самостоятельно. 5 городов за 5 дней
Тур по Золотому кольцу – самостоятельно. 5 городов за 5 дней
Отдых с детьми: Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Плес, Иваново. Музеи и достопримечательности
Две истории нашего грудного вскармливания
Две истории нашего грудного вскармливания
У меня две замечательные доченьки — очень разные и внешне, и по характеру, и истории грудного вскармливания у них тоже разные.
Лучше поздно, чем никогда
Лучше поздно, чем никогда
Решила рассказать свою историю грудного вскармливания, хотя надеюсь, что она еще не скоро завершится, и можно будет написать продолжение. Родила...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!