Откуда приходят двойки?

Причины и способы устранения нарушений письма, чтения и математических вычислений у школьников младших классов – советы методиста-психолога.

К обучению в первом классе готовятся и родители, и дети. Понятно, что уровень подготовки не может быть у всех одинаковый. Учителя стараются найти индивидуальный подход к каждому первокласснику, консультируют родителей по вопросам обучения, советуют, как лучше составить распорядок дня. Как правило, если небольшие трудности с чтением, письмом или математикой возникают, то к концу первого полугодия ошибок становится заметно меньше, почерк улучшается, ребенок уже сам решает примеры и задачи.

Коррекция нарушений письма и чтения у детей

Однако, если количество ошибок возрастает и никак не удается правильно и аккуратно выполнять задания, да и чтение остается на низком уровне, то интерес к обучению начинает снижаться. Ученик испытывает сильные переживания, его ругают и в школе, и дома. Как следствие трудностей в обучении и снижения познавательной активности появляются двойки.

Всегда ли неудовлетворительная оценка - это результат недоработки родителей, самого ученика или педагога? Как показывает практика, существует такие нарушения в письме, чтении или математике, которые можно преодолеть, если своевременно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и др. Главное, своевременно определить характер этих нарушений. Ниже мы рассмотрим некоторые виды ошибок, которые носят "непедагогический" характер. Так откуда приходят двойки?

Дверь первая: в первые месяцы обучения учитель обращает внимание школьника на то, что он пишет неаккуратно, в тетрадках "грязь". Эти проблемы иногда носят временный характер, и постепенно почерк становится лучше, буквы "встают" на строчку. А если не помогают педагогические приемы, если, несмотря на старания учителей и родителей, ученик не может писать аккуратно?

На первом этапе обучения школьник пишет крупными буквами. Это связано с тем, что при крупном письме меньше относительная разница между движениями руки и кончиком ручки, то есть проще и доступнее "перешифровка" звуков в буквы или печатных знаков в письменные. В дальнейшем ребенок выучивается переносить на кончик ручки сначала зрительные, а затем и мышечные коррекции, приобретает умение автоматически обеспечивать ручке необходимую траекторию.

Становится понятным, что, если глаза "не руководят" рукой, если, например, пишущий поднимает плечи и напрягает руку, то формирование аккуратного почерка будет затруднено.

Чтобы помочь ребенку в этой ситуации, необходима консультация психолога и логопеда. При необходимости назначается комплекс упражнений, который проводится специалистом.

Дверь вторая: в письменных работах появляются ошибки, которые невозможно объяснить с точки зрения орфографии. Ученик пропускает буквы, переставляет их или, наоборот, добавляет лишние.

Пропуск букв связан с тем, что ребенок не выделяет в слове все звуковые компоненты, т.е. не владеет звуковым анализом слова: "снки" вместо "санки", "кичат" вместо "кричат".

Перестановки букв и слогов связаны с трудностью анализа последовательности звуков в слове. Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных: "двор" пишется как "довр", "брат" как "барт". Количество слогов при этом может сохраняться: "ковром" - "корвом".



Вставки гласных букв наблюдаются при стечении согласных: "девочика" вместо "девочка". Это можно объяснить тем, что ребенок при написании слова проговаривает звуки и невольно растягивает их.

Также встречается ошибочное двойное написание, когда в словах, начинающихся с прописной буквы, пишется такая же, но уже строчная: Рручей, Оосень. Эти ошибки - результат механического закрепления графо-моторных навыков, к которому приводят письменные упражнения в некоторых прописях, где образцы букв предлагаются в виде: Рр, Нн...

Смешение букв, которое указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определенный звук, но подобрал для него другую букву: "долстое (толстое) бревно", "зказка(сказка)", "ковта (кофта)", "пцицы (птицы)".

Исследователи отмечают, что смешение букв может быть по оптическому и кинетическому сходству. Приводим часть таблицы из книги Н.И. Садовниковой "Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников".

Примеры букв рукописного шрифта, имеющих сходство

оптическое кинетическое
с - е о - а
о - с х - ж
л - и л - м
м - ш н - ю
в - д л - я

По мнению автора, в распространенности кинетических смешений играет отрицательную роль неправомерное требование "безотрывочного" написания слов без стадии поэлементного написания букв.

Очевидно, что работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом. Например, при смешении букв по оптическому сходству можно посоветовать ребенку пройти осмотр у окулиста.

Дверь третья: нарушения письма, чтения и математических операций могут быть связаны и со своеобразием формирования неречевых функций:

  • процесса латерализации (выделение ведущей руки, ноги, глаза и уха, которые могут быть сформированы в различных комбинациях, например, ППЛЛ или ПЛПЛ и т.д.);
  • пространственных и временных ориентировок (представления о расположении в пространстве предметов, символов, ощущения собственного тела, понимание временной последовательности, например, "раньше - позже");
  • двигательных функций руки;
  • слухо-моторных координаций (анализ на слух неречевых звуков - стук, хлопки, а также воспроизведение ритма на слух), т.е. несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.

Для того, чтобы помочь таким ученикам, нужно проконсультироваться у специалистов. Они подберут необходимые коррекционно-развивающие упражнений.

Основные особенности развития "детей-левшат" описаны в книге известного нейропсихолога, профессора Анны Владимировны Семенович "Эти невероятные левши", там же даны конкретные рекомендации для педагогов, родителей, психологов и дефектологов.

Если у ребенка недостаточно сформированы пространственные и пространственно-временные представления, то это может проявляться, например, в неправильном расположении знаков при письме, перестановке букв при чтении, особенно незнакомых слов, в трудности решения задач и примеров, что в дальнейшем сказывается на интеллектуальной деятельности в целом.

Дверь четвертая: особенности эмоционально-волевой сферы ребенка. Как показывает практика психологического консультирования, школьник может испытывать эмоциональное беспокойство, переходящее в тревожное состояние ожидания неуспеха. Для детей, чувствительных к оценке учителя или родителя, принятие "дисциплинарных" мер может оказаться чересчур сильным. Вместо того, чтобы мобилизовать активность, оно наоборот снижает самооценку до критического уровня.

Для учеников, которые не столь чувствительны к замечаниям взрослых, оценка, поставленная "для профилактики", возможно, окажется стимулирующей, но только в том случае, если эта мера используется редко.

Создание педагогом или родителем ситуации "сегодня у тебя получается лучше, чем вчера" всегда поднимает самооценку ребенка, придает уверенность в своих силах. Бывает полезно просматривать тетради, которые были заполнены несколько месяцев назад. Если вы заметили улучшение в работах ученика (хотя бы по одному из предметов), обязательно обратите на это внимание.

В заключение хотелось бы отметить, что многие школьные проблемы удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов. На протяжении последних лет психологи отмечают, что количество обращений родителей за консультациями увеличилось. Если ситуация с оценками ребенка вас беспокоит - обращайтесь за помощью, ведь преодоление школьных трудностей возможно.

Прохорова Г.А.
методист лаборатории практической психологии МЦ СОУО
Статья предоставлена Центром "Мэри Поппинс"
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Хвастаться – естественно и полезно!
Почему хвастаться своими успехами просто необходимо?
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Оставить комментарий к статье "Откуда приходят двойки?"

Вы не авторизованы.

у нас в школе в первом классе вообще не было оценок, только всякие поощрялки, типа звездочек, печаток и наклеек. Причем, когда на родительском собрании родители просили учителя оценить детей, хотя бы приблизительно, учитель отказалась, мотивируя тем, что детям оценки пока не нужны, а взрослые не удержаться и узнав оценки начнут к детям приставать и сравнивать. а во втором классе у нас появились только текущие оценки в тетрадях, но двоек и троек не было, только см.(дети расшифровывали, как "смени мозги"). Сейчас сын в 3 классе, принес впервые оценки за четверть, и хотя всего три четверки, а остальные пятерки, ловлю себя на желании нудно поспрашивать, почему четыре, а не пять. Короче, без оценок было лучше. Теперь есть, чем манипулировать, и при всем понимании не удается сдерживаться. Кстати, в Норвегии до 7 класса без оценок, и учатся спокойно.
2005-11-11, мама Лана
В первом классе "двойки" приходят исключительно от поспешности учителя:)
Из другого места они придти просто не могут:)
Почему?
Потому что ребенок только начинает учиться, только входит в пространство требований школьного обучения, и ставить ему двойку просто не за что.
Как разумное существо:) двойка появляется только на том этапе обучения (не раньше второго года обучения), когда ученик для решения учебных задач не использует те знания и навыки, которым его старательно обучал учитель.
И учитель ставит ученику двойку не за его способности, а за то, что ребенок не старается войти в обучающее пространство.
Если ребенок изо всех сил хочет войти в это пространство, старается, учится, но пока не очень получается, в силу описанных в статье причин, двойку ему ставить просто абсурд.
2005-11-10, Элла Прокофьева
У нас оценки были в первом классе и 2 пропогандировалась только как факт не работы. Если ребенок что-то делал и не смог 2 не ставится. Результат дети не боятся двоек и знают, что как только начал работать двойка исчезает. И поняли они это уже через две недели после появления оценок в их жизни. Не надо их недооценивать. Больше трудностей возникает у родителей, которым трудно отступить от мнения, что 2 - это плохо, ты плохой. К сожалению не задумываясь мы часто оцениваем не поступок, а самого ребенка, не разделяя два понятия. А подход учителя: да 2 плохо, но ты хороший и сам все исправишь и будет еще лучше. Дети в школу бегут.
2005-11-12, натаR
Очень хорошая статья!!
Хотелось бы лично проконсультировать сына-левшу у А.В.Семенович!
Кто-нибудь подскажет, очень будут благодарна!

Виктория
2007-06-29, Виктория
Поделитесь:

10.11.2005
Обновлено 14.09.2018
Статья дня
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Будьте честны: ребенку не нужны ваши жертвы!
Как быть родителем из позиции Взрослого?
Близкие по теме статьи
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Как сделать так, чтобы у ребенка был красивый почерк
Умение писать закладывается в детстве на всю жизнь
Плохой почерк – или дисграфия? Как помочь школьнику с дисграфией
Плохой почерк – или дисграфия? Как помочь школьнику с дисграфией
Коррекция дисграфии: упражнения и советы для учителя
Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?
Ребенок плохо пишет и читает. Что такое дислексия?
Трудности письма, нарушения чтения. Как учить ребенка с дислексией. Учителям и родителям
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!