Одно из самых распространенных замечаний, которое родители высказывают подрастающим детям: «Тут тебе не гостиница!». На Западе это случается чаще, чем у нас: в российской квартире не так-то просто уединиться и не принимать участия в ведении хозяйства. И все-таки: изменятся ли домашние обязанности ваших детей после окончания ими школы, поступления в вуз (колледж, на работу), достижения совершеннолетия? Вы будете по-прежнему «кормить ребенка» — или часть его заработка вольется в семейный бюджет? Вот как обстоит с этим дело у американских родителей.
Разумеется, всем нравится жить в пятизвездочном родительском доме. Грязные полотенца здесь волшебным образом подбираются с пола и заменяются чистыми, еду можно заказать в любое время дня и ночи, посуда отмывается, пыль протирается какими то людьми, которые даже не попадаются постояльцам на глаза. Если же вам требуется уединиться — берете табличку «Не беспокоить», вешаете на ручку двери, — и порядок. Еще одна замечательная черта такой семейной гостиницы — ты можешь приходить и уходить, когда пожелаешь, ни у кого не спрашивая разрешения, не рассказывая, куда идешь, и не отвечая на расспросы.
Пока дети были маленькими, родители имели серьезный рычаг давления на них — могли ограничивать свободу ребенка. Однако вести переговоры с позиции силы со взрослыми детьми вы не можете.
Перед родителями встает вопрос: насколько они готовы изменить свой быт и образ жизни в ходе процесса перераспределения ролей? Сколько времени готовы жить, спотыкаясь о мокрые полотенца? Большинство родителей хотели бы, чтобы дети несли больше ответственности за себя и свое поведение в доме. Ожидается, что те будут не только смотреть за собой, но и выполнять часть домашней работы. Но хотя родители и утверждают: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок изменился», — они, в особенности матери, зачастую упорно продолжают тянуть родительскую лямку, никак не подталкивая выросших детей к изменениям.
Дети должны покидать родительский дом, когда научатся смотреть за собой, освоят простейшие навыки самостоятельной жизни. Среди этих умений, безусловно, должны быть следующие:
- соблюдать личную гигиену: в частности, покупать необходимые туалетные принадлежности и уметь пользоваться ими;
- держать свою одежду чистой и опрятной;
- вовремя оплачивать все счета, не влезая в долги;
- каждый день дисциплинированно ходить на работу или учебу, стараясь не опаздывать;
- правильно питаться;
- гармонично строить межличностные отношения и справляться с социальными обязательствами;
- поддерживать чистоту в жилище.
Если вы хотите, чтобы дети стали более ответственными и не имели проблем во взрослой жизни, следуйте единственному правилу: прекратите все делать за них и дождитесь, пока они начнут делать это сами. Вот два упражнения, которые помогут подумать и поговорить об этом с повзрослевшими дочерью или сыном.
Упражнение 1. Что вас раздражает
Одна из причин, по которым родители продолжают обслуживать своих подросших детей, — им просто так удобнее, потому что это проще, чем доверить сыну или дочери какую либо работу. Возможно, будет проще начать переговоры о более комфортной совместной жизни, если обе заинтересованные стороны составят список всех моментов, которые не устраивают их сейчас.
Например, вот какой список составил один из беседовавших с нами родителей:
- запахи (кулинарные и собственные);
- беспорядок — когда он уже доставляет неудобства;
- уборка, которая затевается некстати или в неправильном порядке: например, посуду моют до готовки, а не после;
- привычка брать чужие вещи, особенно без спроса (машину, продукты, сигареты, деньги, косметику, украшения);
- привычка одалживать чужим людям свои или наши общие вещи;
- шум из комнаты, когда все остальные уже спят.
А вот список, составленный одним молодым человеком:
- постоянная болтовня, даже когда я пытаюсь читать;
- приставание ко мне с разговорами, когда я хочу побыть один;
- нотации;
- отчитывание меня, как дошколенка, особенно при младших брате и сестре или при друзьях;
- неуважение к моей личной жизни; привычка заходить ко мне в комнату без стука;
- то, что я должен спрашивать разрешения, если хочу кого-то оставить переночевать у меня в комнате;
- то, что я должен быть нянькой для младшего брата и сестры;
- то, что от меня сначала требуют, чтобы я участвовал в работе по дому (например, помог украсить ванную), а потом заявляют, что я тут в гостях;
- навязывание своего образа жизни. С какой стати я должен стирать мои вещи по два раза в неделю?
Взяв друг у друга такие списки и изучив их, сядьте и откровенно поговорите о своих чувствах, а не о том, как и кто себя ведет. Выработайте честные и уважительные правила нормальной жизни под одной крышей
Упражнение 2. Повседневные дела и ваш повзрослевший ребенок
Обдумайте следующие ситуации и ответьте, как с ними обстоит дело у вас дома.
1. Приготовление пищи для детей.
А. Они готовят себе сами.
B. Если я готовлю на всю семью — подключаю детей к работе.
C. Обычно готовлю для детей, особенно если у них выдался сложный день и почти не остается времени после работы или они хотят провести вечер с друзьями.
2. Уборка.
А. Дети отвечают за уборку своей комнаты и частично — общих комнат в доме.
B. Если я делаю генеральную уборку, то могу пропылесосить ребенку комнату, в других случаях не делаю этого.
C. По-прежнему убираюсь в комнатах у детей — хочу, чтобы дома было чисто.
3. Стирка.
A. Дети стирают себе сами.
B. Если загружаю стиральную машину и нахожу в корзине их грязные вещи — тоже кладу в стирку.
C. По-прежнему все стираю сама, так проще и быстрее, да я и привыкла; долго объяснять детям, как это делается.
4. Транспорт.
A. Дети пользуются общественным транспортом либо их подвозят друзья.
B. Если мне по пути и мы заранее договоримся, то я могу заехать за сыном / дочерью куда нибудь.
C. Я по прежнему всюду за ними подъезжаю; считаю, что общественный транспорт ненадежен и опасен.
5. Кто выбирает, что смотреть по телевизору?
A. Решаем большинством голосов.
B. Решаем по очереди.
C. Дети выбирают. Обычно если передача им не нравится, они просто уходят из комнаты, а мне хотелось бы, чтобы мы как можно больше времени проводили вместе.
6. Умение вставать вовремя.
A. Дети сами за этим следят, у каждого есть будильник.
B. Звоню им по утрам.
C. Бужу дочку. Она с таким трудом нашла работу, боюсь, как бы ее не уволили из-за опозданий.
7. Кетчуп на столе.
A. Никакого кетчупа.
B. Иногда, если сложилась такая традиция: например, на завтрак.
C. Очень важно, чтобы все ели вместе. Приветствую все, что помогает нам собраться за столом, поэтому нормально отношусь к бутылке кетчупа.
Подведем итоги.
В основном ответы А. Вы живете вместе как самостоятельные люди в общем доме, но, возможно, в какие то моменты вы слишком отгораживаетесь от близких. Так сосуществуют очень многие квартиранты, но для друзей такой образ жизни нехарактерен. Вероятно, если и вы, и дети сумеете пойти навстречу друг другу, то жить вместе вам будет гораздо приятнее.
В основном ответы B. Пожалуй, у вас дома полный порядок, если только не вся инициатива принадлежит вам. Сотрудничество и взаимопомощь — важные качества для любого члена большой семьи, поскольку общий быт так или иначе не обходится без совместного труда. Если вы разбудите кого-то из домашних звонком на мобильный (при условии, что он сам вас об этом попросил), то это будет просто любезность. Однако заводить будильник на раннее утро в собственный выходной только для того, чтобы собрать детей на работу, — это уже явно лишнее.
В основном ответы C. Вероятно, вы полагаете, что все делаете ради ребенка, но, как ни жаль, это не так. На самом деле вы постоянно ставите свои потребности, желания и нужды на первое место, а его нуждами пренебрегаете. Вы делаете все возможное, чтобы не дать ребенку вырваться из-под вашего крылышка, а ваша «доброта» — это жесткий контроль и порабощение. Никто и никогда не просыпается в один прекрасный день «готовым» взрослым гражданином, приспособленным к самостоятельной жизни. Все умения нужно осваивать и развивать. Вы же просто подрываете развитие вашего ребенка и, возможно, лишаете его шансов на создание полноценных отношений в будущем.