Прилетели мы в г.Тиват, отдыхали в главном курортном городке Будве (4 тыс. жителей). Приземлился наш самолет хорошо; снижаясь, мы уже видели чудные горы, сине-голубую бухту. Первые слова дочки после приземления: "Какая я была дурочка, что шесть лет боялась летать и лишала себя вот этой красоты".
Море... Боже, какое там чудесное море! Мне часто кажется, что я просто родилась в море, а потом по ошибке стала сухопутной. Я так люблю плавать! В воде, особенно в море, я испытываю чувство невесомости и парения, оно держит меня своими необъятными лапами, я могу зависать там в любом положении, могу часами плавать! Адриатическое море — оно такое чудное, такое прозрачное! Даже на большой глубине виден каждый камешек на дне, каждый росточек водорослей, каждая проплывающая рыба, каждый морской еж на камне.
Пляжи на побережье разные: и песчаные, и галечные, и даже платформенные (в смысле, искусственные, но их немного). Лежать на пляже на своей подстилке и под своим зонтиком можно бесплатно, а вот лежаки и зонтики — платные (впрочем, плату иногда забывают собрать). Но больше мне про пляжи рассказать нечего: для нас пляжи — место прохода к морю для купания. И только. Мы на них не лежали, не загорали. Зато мы очень много ходили по побережью, но об этом — чуть позже. Вернусь к морю.
Однажды мы отправились в поездку, рассчитанную на целый день, так называемый фиш-пикник. Отъехали на кораблике в 9 часов утра, вернулись — в шесть вечера. Мы останавливались на разных пляжах и купались в открытом море. Когда подплывали к месту первой стоянки, нам показали несколько пещер на подходе к пляжу, и мы сразу же решили в них проплыть. В плавание отправились мы с дочкой, наши новые друзья (мама с
Наконец, мы доплыли до первой пещеры. Наши надежды выйти на сушу не оправдались — целые полчища ежей охраняли доступ к пещерам, а обуви на ногах у нас не было. Мы поплыли дальше. Тут мы увидели лодку, в которой сидел некий туземец и изумленно взирал на нас (мы были уже так далеко от места высадки, что пляжа даже не было видно). Мы поплыли к следующим пещерам, все время любуясь глубинными красотами. Тут мы все заметили, что почему-то в воде много мертвой рыбы. Нам это не очень-то понравилось. Одна рыба плыла по поверхности воды, какая-то одуревшая, я ее даже за хвост ухватила. В общем, странно, но ладно.
Плывем дальше. Я — первая, остальная четверка — в нескольких метрах от меня. Вдруг я замечаю, что на дне, на большой глубине лежит человек. От ужаса я чуть не выскакиваю из воды и ору: "А-а-а! На дне мертвый человек!!" Вся четверка, как древнегреческий хор, подхватывает: "А-а-а-а! Человек! Мертвый! А-а-а!" Дядька в лодке — в полном ауте! Но тут я разглядела, что мертвец шевелится, и вообще, это — дайвер. Я обращаюсь к лодочнику: "Он — живой? Это — дайвер?" Ошалевший от нашего визга мужик поспешно кивает: "Живе, живе, давер, дайвер". "Он — живой! Это — дайвер!" — кричу я своей четверке. "Живой дайвер! Живой дайвер!" — подхватывает древнегреческий хор. Дядька в лодке, похоже, принимает нас за пациентов, сбежавших из ясно какой клиники.
Мы плывем дальше, попутно замечая, что бывший мертвый дайвер не просто так себе там плавает, а собирает со дна в мешочек дохлую рыбу. И тут мы вдруг слышим сирену. Оглядываемся: лодочник уже не сидит в лодке, а поспешно гребет к берегу, а к месту, где мы только что видели дайвера (он все это время, видимо, так и прятался на дне), приближается катер с надписью — "Полиция". В общем, тут до нас дошло, что это были браконьеры, которые сначала поглушили рыбку, а потом спокойно собирали "урожай", пока не приплыли мы и не устроили им веселую жизнь. Тут мы предпочли отправиться в обратный путь, не дожидаясь развязки. Да, по пути дочка еще видела на дне мурену.
Из мест купания в самой Будве мы больше всего любили пляж "Могрен-2". Для того, чтобы попасть на него, нужно было от старого города ( о нем — чуть позже), пройти сначала по дороге под скалами, попасть на пляж "Могрен-1", а потом пройти через пещерки на пляж "Могрен −2". Вот эти пещерки мне очень напоминали ноги динозавра, который шел к морю, да вдруг окаменел.
На пляже "Могрен-2" цивилизация заканчивалась. Дальше — только утес (он очень напоминал мне профиль гиганта-пляжника, загорающего на пляже). На утес мы, конечно, взобрались. А с пляжа совершили два двухчасовых мини-путешествия. Один раз — на катамаране, впятером с друзьями, а другой раз — вдвоем на байдарке, очень здорово.
Да, забыла сказать, что по дороге на пляж, на камне, стоит скульптура девушки-гимнастки (или балерины). И вот, бывают же такие совпадения: за месяц до отъезда мы купили ридер. И там, в разделе фотографий, была именно эта скульптура!
Еще приятно купаться на острове святого Николая. Этот остров закупоривает выход в открытое море из Будванской бухты. Он большой и гористый. Добраться туда легко — речными такси разного рода. Там можно провести весь день. Минус — по острову нельзя побродить, доступна только небольшая его часть (видимо, из-за опасностей обвалов, ибо никаких отелей или вилл на острове нет). Но поплавать можно хорошо и вдоль открытой части.
Про море я могу писать бесконечно, но теперь расскажу о самом интересном нашем пешеходном путешествии. Оно длилось с семи утра до пяти дня.
Итак, мы вышли из Будвы и направились (вдоль берега, через короткий пешеходный туннель под скалой) в городок Бечичи. Там — чудесные пляжи, где мы искупались и пошли дальше, в Рафаиловичи. Нормальные люди посещают там вечером очень дорогой рыбный ресторан "Три рыбаря", но нас поразило совсем другое — скалы из зелено-голубого гранита.
Наметив место для купания на обратном пути и ресторан для обеда тогда же, идем дальше. Нас ждет туннель, уже не такой короткий, как в Бечичах, а длинный, сырой, темный и даже чуть-чуть страшный. Но мы его миновали. Вокруг — дивная природа: ручейки, мостики, заросли ежевики, олеандры, инжир, гранаты, оливки не в банке, а прямо на дереве. Мы поднимаемся в гору, выходим на шоссе (всего по проезжей части пришлось пройти метров 300), минуем еще какой-то милый городок внизу, у моря. И тут мы видим, что наша дорога приводит нас в чудесный парк со старыми соснами, аккуратными дорожками и охранниками. Но охранники любезно пропускают нас и даже показывают дорогу на Свети Стефан.
Мы — на территории явно недешевого отеля. Сомневаюсь, что нам удалось бы такое в Сочи или в Крыму. Ни души. Мы с жадностью вдыхаем коктейль, настоянный на сосне и морской воде. Дорожка подводит нас в чудное место. С одной стороны — вертолетная площадка с вертолетом, с другой — бухта, словно выскочившая из рекламы "Баунти". По-прежнему вокруг — ни души. Мы устраиваем фото-сессию у вертолета, а потом решаем искупаться. Табличка гласит, что это — пляж "Крулевский". Я пошутила — мол, пляж для кроликов. "Жирных таких кроликов, с вертолетами", — добавила наша подруга. А дочка, вместо того, чтобы тихо и мирно отправиться воду, решила поваляться на просеянном, как сквозь сито, песочке.
Пока я фотографировала, подруга раздевалась, дочка каталась по песку, появились охранники. И попросили нас покинуть пляж VIP-отеля. Впрочем, они сделали это весьма вежливо, а услышав, что мы пришли пешком от Будвы (и слегка обалдев от этого), они порекомендовали в следующий раз прийти сюда до
А там уже короткий переход по горам вдоль моря... И вот цель нашего путешествия — Свети Сефан, остров-отель супер-класса, 9 км. от Будвы. В этом отеле жили короли и звезды (во времена Югославии), Софи Лорен и Высоцкий с Мариной Влади. Сейчас отель на реконструкции, на остров никого не пускают, зато можно купаться на пляжах, куда ступали ноги, руки и прочие части тела всех звезд. Там мы и купались, и попили кофе в прибрежном ресторанчике.
Обратный путь тоже прошел с фото-остановками, купаниями в приглянувшихся бухтах, вкусным обедом в Рафаиловичах.
Тема следующая — горы... Я даже не знаю, что больше люблю — море или горы. А в горах мы провели весь день на экскурсии "Два каньона".
Мы проехали всю Черногорию с севера на юг, посетили два национальных парка-заповедника (Београдский и Дурмидор), видели второй по величине каньон мира и первый — в Европе — каньон реки Тары. Над этим каньоном — арочный мост на высоте 155 м., с него при желании можно прыгнуть на тарзанке (мы не прыгали, мне и так было плохо). Мост построен перед войной, а во время войны, чтобы немцы не могли им пользоваться, он по приказу Тито был взорван. Инженера, руководившего взрывом, немцы расстреляли прямо над рекой. На озерах (Београдском и Черном, в парке Дурмидор), чудная природа — белые грибы, улитки с кулак, жабы чудовищных размеров, форель. По пути заезжали в православный монастырь, где меня поразил один монах, словно сошедший с картин Нестерова.
Ни одна фотография не передает очарования этой природы. Весь немалый путь я не отрывала взгляда от окна автобуса: эти горы, то высоко над нами, то под нами, одинокие домики на склонах... И реки, реки, ярко-голубые, как будто в них кто-то вылили несчетное количество краски. И замечательный экскурсовод, который всю дорогу рассказывал нам об истории и людях этой небольшой прекрасной страны. Еще не одну ночь мне снились и будут сниться эти горы, скалы, одинокие деревья на вершинах. И я понимаю черногорцев, которые едут летом отдыхать не в Будву, а на север, в г. Жаблик, к парку Дурмидор и Черному озеру.
Теперь о городе. Население Будвы — 4 тысячи. По статистике. Но, когда вечером выходишь гулять, то кажется, что население — тысяч 40. Возможно, так и есть, вместе с отдыхающими. Город делится на старую и новую части. Новая часть тянется по побережью, забирается на предгорья (не очень высоко). Это — виллы и отели, окруженные маленькими садиками, в которых растут мандарины, апельсины, лимоны, гранаты, инжир, магнолии и олеандры и еще всякие цветущие кусты (особенно мне нравились такие пышные фиолетовые). Все работает на туризм: виллы, рестораны, развлечения. Центр жизни — набережная. На ней больше всего ресторанов, там все аттракционы, бары, дискотеки, там вечером — сплошное людское море, как на демонстрации в советские времена. Старая часть — Старый город. Очаровательные узкие улочки, храмы (католический и православный), археологический музей и музей-цитадель с библиотекой. Летом на площади перед храмами проходят спектакли, а на уголке поэтов — концерты и всякие встречи.
Однажды меня даже занесло (по ошибке) на лекцию. Я прочитала на афишке что-то вроде "Славица" и решила, что будут славянские танцы и песни (как было накануне). Потом оказалось, что Славица — это имя дамы-профессора, которая представляла свою книгу "Язык и образ мысли". Естественно, все это — на сербском языке. Я немного посидела и ушла, потому что почти ничего не понимала. Меня поразил сам факт — вечером в курортном городе люди пришли слушать лекцию на достаточно серьезную тему. Вот так!
Мне доставляло огромное удовольствие бродить по улицам старого города, но больше всего нравилось уже в темноте забираться на городские стены (туда днем официальный проход, но вечером все уходят, и лишь некоторые личности вроде нас шляются по стенам) и смотреть сверху на бурную жизнь на узких улицах. А еще я любила, выйдя из старого города, сидеть у его стен на набережной и смотреть на яхты, которые стоят там на причале. Интересно, что когда какая-то яхта паркуется (а они стоят там плотно, как машины в Москве), то собирается толпа любопытных зрителей. Мы смеялись, предполагая, что сухопутные люди надеются втайне, что богатая яхта не впишется в парковочное место.
К слову, о богатых. Путешествуя по Черногории, мы вспоминали старый мультфильм про Кота в сапогах. Помните, там все спрашивал король, чьи это поля, леса, замки, а ему пели в ответ: "Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса"? Так вот, в роли маркизов Карабасов в Черногории выступают наши российские олигархи и примкнувшие к ним "слуги народа" (московского). Впрочем, и люди поскромнее могу себе что-нибудь подобрать: все новостройки (а их на побережье — тьма) заклеены плакатами на русском с русскими мобильными номерами и предложениями купить недвижимость.
Ну, и немного о быте. Для отдыха мы выбрали не отель, а апартаменты (вернее, студию) в вилле, т.е. вариант вообще без питания, потому что это: 1) дешевле отеля; 2) мы не хотели быть привязаны к месту и времени питания. Сразу скажу, что мы об этом не пожалели. Вилла стояла в городе, очень близко от центра (3 минуты до набережной и пляжа, 10 минут медленным шагом до старого города).
О выборе виллы мы тоже не пожалели, хотя в таком ее расположении есть и свои плюсы и минусы. Плюсы: ты — в центре жизни. Минусы — шум по ночам от развлечений-дискотек. Шум был, по сути, единственным минусом всего нашего отдыха. Из-за него до 2 часов ночи нам приходилось спать с закрытым балконом и кондиционером, а мы любим свежий воздух (в два часа я выключала кондиционер и открывала дверь, уже было тихо). Но если бы мы жили не в городе или "на отшибе", для нас это было бы хуже. А так дочка нашла там себе компанию, гуляла с новыми друзьями. Я бы волновалась, если бы ей или нам с ней приходилось бы возвращаться вечером через какие-нибудь малообитаемые места. Хотя уличная преступность в Черногории и нулевая, но все же...
В нашей студии-комнате было все необходимое, включая мини-кухню со всем оборудованием. Но я — плохая хозяйка и хорошая лентяйка, поэтому за все время я плитой пользовалась три раза: два раза сварила сосиски и один раз — яйца. Завтракаем мы чаем-кофе-йогуртами, на обед ели овощи-салаты с любимыми нами вредными мясными изделиями (пршут — национальное копченое мясо, ветчины, колбаски), а вечером шли в ресторан. Старались посетить разные, но уже появились и любимые.
В 5 минутах ходьбы от нас был торговый центр Будвы с супермаркетом и рынком. Все продукты очень свежие и вкусные (в том числе хлеб и масло). Ели много овощей и фруктов (персики, абрикосы, малина, ежевика, земляника, черника, виноград, арбузы и дыни). Многие овощи и фрукты почему-то в одну цену: помидоры, огурцы, персики, абрикосы от одного до двух евро. Сразу скажу о финансовой стороне. В Москве за проживание, авиаперелет, трансфер и страховку мы заплатили около 68 тыс. рублей. В Черногории с учетом экскурсий (всего за них мы заплатили 215 евро), развлечений, шмоток-сувениров мы потратили 1100 евро. Замечу, что мы ни на чем не экономили (и рестораны можно было выбирать подешевле, и вообще дома готовить).
Очень нам понравились и черногорцы — спокойный, красивый, доброжелательный народ. В общем, теперь я долго буду вспоминать чудесную страну и мечтать о том, что еще раз вернусь к чудесному морю, величественным горам, лазурным рекам и красивым людям!