Анапа 2004г. База отдыха "Динамо"
В Анапе я отдыхала три раза.
Первый раз в 19 лет - "дикарем", в большой тусовке других "дикарей". Мы снимали домик с удобствами во дворе и без горячей воды, далеко от моря, жарили на костре самостоятельно изловленных мидий, куриный шашлык, и запивали разливным натуральным вином. Цены на Анапском рынке поражали доступностью. Мы исходили Анапу вдоль и поперек, отрывались на единственной тогда в городе летней дискотеке, орали песни под звездным небом, жгли костры на пляже и рвали огромные, полные семечек, подсолнухи на полях - романтика-а-а. Мне тот отпуск очень понравился.
Второй раз я приехала в Анапу в 25 лет, вместе с подружкой, по бесплатной путевке от санатория "Нептун". Анапу уже было не узнать - от былой романтики остался лишь аромат морского бриза. Одно на другом летние кафе заполонили всю набережную, орущие дискотеки, пляж, усыпанный юзаными шприцами, криминальные авторитеты, и мысль: "Вот в дырищу-то попали"... Тоска зеленая, никакого "фана". Из 10 положенных по путевке дней мы продержались 4, на пятый нам все-таки удалось поменять билеты и улететь обратно домой. Это был мой самый неудачный отпуск.
В третий раз я оказалась в Анапе летом 2004 года, в 30 лет, с мужем и 1,5-летним ребенком. Для нашего летнего семейного отдыха мы выбрали Анапу по причине кратковременного перелета - всего около 2 часов - и всеобщего мнения о мягком и целебном климате. А базу отдыха "Динамо" по многочисленным положительным отзывам. Путевки мы выкупили в московском представительстве "Динамо".
Иллюзий относительно высокого сервиса и качества предоставляемых услуг мы не питали, но на базовые бытовые удобства рассчитывали.
Так или иначе, в дорогу мы отправлялись в бодром расположении духа в предвкушении хорошего отдыха.
Прилет
Наш рейс задержался на 4 часа - и в Анапу мы прилетели около 11 ночи. Первое, что нас шокировало - багаж нужно было разгружать самостоятельно! Прямо на летном поле у выхода в город чемоданы и баулы были свалены огромной кучей на погрузчике - чертыхаясь, 160 уставших пассажиров в темноте пытались опознать свой багаж и достать его с погрузчика под пристальным вниманием сотрудников Анапского аэропорта. Так что если вы - рослый мужчина в полном расцвете сил, то вам совершенно не о чем беспокоиться, а если вы - хрупкая девушка, да ещё и с малолетним ребенком на руках - не берите много багажа или прихватите с собой рослого мужчину. Носильщики в Анапском аэропорту отсутствуют как класс, очевидно, ввиду непрестижности сей профессии среди местного населения.
В московском офисе "Динамо" мы заказали трансфер от аэропорта до базы отдыха. Нам повезло - несмотря на 4-часовую задержку рейса, водитель нас дождался и довез до Динамо за 250руб. По его словам, в случае задержки рейса водители по собственному усмотрению принимают решение ждать или не ждать приезжающих.
Администратор "Динамо" встретила нас словами: "А вы что так поздно?", забрала путевку и паспорта (которые мы на следующий день отобрали у неё обратно), выдала ключ от номера и показала нам дорогу к корпусу. Из-за грохота дискотек спать нам пришлось с задраенными окнами, хорошо хоть они оказались пластиковыми и неплохо сдерживали шум. Уже засыпая, я подумала, что у нас в Москве на Ленинском проспекте, пожалуй, будет потише.
Питание
Утром администратор выдала нам талончик на питание и пригласила в столовую на завтрак к 10 утра. Так как накануне мы не ужинали, то горячего завтрака ждали с нетерпением, а я надеялась покормить и ребенка. Столовая в "Динамо" включает в себя одно главное помещение и две крытые террасы на улице. Нашему удивлению не было предела, когда мы пришли в столовую в 10 утра и обнаружили, что завтрак уже закончился. Завтрак, оказалось, с 9 до 10, но почему вновь прибывших заставляют приходить к 10-ти для нас так и осталось загадкой. В недоумении мы отдали талон заведующей столовой - главной по тарелочкам - и попросили посадить нас за столик на улице. "Главная по тарелочкам" в ответ долго вчитывалась в талон и заявила, что администратором на талоне написано, что мы не будем завтракать (ещё +15 минут разборок), а посадят нас за тот стол, за который сочтут нужным. В итоге нас посадили за столик в главное помещение, а на завтрак предложили холодную кашу и ещё какую-то непотребность. Ребенок есть отказался, муж тоже, я уже и не собиралась. Мы хлебнули холодного чая и покинули столовую.
В дальнейшем за наш стол, рассчитанный на четверых, посадили ещё одну семью также из троих человек. Так что мы сидели вшестером. Если ребенка не ставить на питание, то и место в столовой ему не положено, соответственно в столовой делают вид, что этих детей просто нет. При этом половина столов свободна, но удобство отдыхающих явно не стоит того, чтобы персонал столовой напрягался. Семья за нашим столом оказалась очень милыми людьми из Костромы, и мы быстро подружились. Они поведали нам, что тоже обращались с просьбой посадить их за столик на террасе, и им тоже отказали, аргументировав тем, что: "А потом вы попроситесь в главное помещение и мы что, так и будем вас туда сюда пересаживать? Сидите уж сразу здесь".
В течение всего отпуска мы не раз прибегали к альтернативной еде, так как питание в "Динамо" нам не понравилось. Еды вроде много, но качество её оставляет желать лучшего. А уж покормить маленького ребенка там просто нечем. Каши невкусные, первые/вторые блюда крепко посолены и поперчены от души. Йогурты давали только низкого качества - типа фруттис (йогуртный продукт) с модифицированным крахмалом. Молоко ставили через день по неполному стакану на стол (в нашем случае на шестерых человек). Масло нам часто клали три куска, вместо четырех. Когда мы делали замечание - официантка забирала нашу тарелку и шла с ней по всей столовой в поисках невостребованного куска масла, а потом возвращала тарелку нам.
К слову, сотрудники столовой всегда имели в запасе пару милых мелочей, способных поддерживать тонус у отдыхающих: любимый их номер - обвинять отдыхающих в краже алюминиевых ложек. Хороший, кстати, трюк: обращаешься к официантке с какой-нибудь просьбой, а тебе в ответ: "Сначала ложки верните" - теоретики НЛП обзавидовались бы - и крыть нечем: ну нет у тебя доказательств в непричастности к краже столовых приборов.
Суп готовили все время один и тот же: картофель, лук, морковь, томатная паста, майонез, добавляя в него каждый день по одному дополнительному ингредиенту: либо перловую/кукурузную/овсяную крупы, либо недоеденные с праздничного вечера колбасу/сосиски/огурцы. Второе блюдо в обед чаще всего было либо сильно жареной курицей с кукурузной крупой/рисом, либо жилистой котлетой с макаронами/гречкой. Ужин был либо запеканкой с макаронами/морковью, либо крупинчатым творогом, либо вчерашними магазинными булками, либо курица, по праздникам - мясо/сосиски/колбаса. Ко всему прочему, все это готовилось удивительно невкусно.
Время от времени предлагались фрукты: яблоки/груши, к праздникам - неспелый виноград с чудовищным количеством косточек на одну ягоду. К чаю выдавали карамельки, печенье, вафли или ещё что - и это была единственная столовская радость, которая припасалась на вечер - когда устраивались посиделки во дворе.
В общем, чемодан с едой для ребенка оказался очень кстати.
Альтернатива
Альтернативная еда в Анапе представлена в нескольких вариантах.
- Столовые (это для смелых. Я, честно говоря, была уверена, что подобные заведения уже канули в лета вместе с социализмом).
- Кафе, бары, рестораны (цены московские, качество еды - как повезет, сервис из разряда "это слово ругательное", но с маленькими детьми туда не сунешься - очень громко орет музыка, ну и санитарные вопросы так и остаются риторическими).
- Предприимчивые местные жители прямо посреди улицы, чаще всего напротив своего же дома, продают комплексные обеды по сходной цене. Качество тоже сходное, т.к. их задача - увеличить прибыль за счет минимизации затрат на сырье. Что с вами будет после их обеда - никому не интересно.
- "Горячие беляши, чебуреки, пирожки" - можно услышать крики продавцов за долго до того, как увидишь саму палатку с этим фастфудом. Палаток много, беляшей тоже на всех хватит. Это вариант для людей с "железным желудком". Говорят, где-то в городе есть Макдоналдс и иже с ним.
- Магазины. Подавляющее большинство отдыхающих пасется в магазинах. Главное - найти хороший магазин, с большим ассортиментом. Таких немного, но они есть. Ассортимент неплохой, можно найти даже какие-то изыски. Фрукты можно купить на базарчиках, по ценам Черемушкинского рынка. Ну, разве что арбузы на 5 рублей дешевле.
Мы всю еду закупали в магазине, конкретно подсев на продаваемые там "корзиночки" со взбитыми сливками и шампанское Абрау-Дюрсо.
Вино, кстати, можно покупать исключительно в магазинах и исключительно в бутылках, и никак не дешевле 150 руб. за бутылку. Все остальное - разведенный порошок, местный хит. Порошковое вино продается на каждом шагу под видом натурального виноградного в розлив, при этом красиво оформлено в дубовые бочонки с краником. В общем, не верь глазам своим. В бутылках, кстати, тоже может быть порошковое вино - оно отличается невысокой ценой, от 30 руб. за 0,75л. Сильно не рекомендуют покупать вино производителя "Витязево". Натуральное виноградное вино в разлив или классическое "Южная ночь", "Мускат" и т.д. в бутылках хорошего качества можно приобрести в Анапе только в двух точках от винзаводов (точный адрес можно уточнить у местных таксистов) и они не на Пионерском проспекте.
Транспорт
Кстати, такси или частники в Анапе - дорогое удовольствие, расценки повыше московских. Сторговаться от "Динамо" до центра за 150р., а не за 200р. - практически невозможно, т.к. у таксистов разговор короткий: "Тебе чего, 50 рублей жалко?". Причем, расценки все поголовно блюдут и в демпинг не играют. Когда однажды я подорвалась в 11 вечера найти такси до центральной аптеки и обратно - задание оказалось невыполнимым, т.к. сумма проезда вдвое превысила стоимость нужного лекарства (за 300р.). В общем, т.к. ситуация была не критическая, поездка в аптеку отложилась до утра.
Самый популярный вид транспорта - маршрутки. Но их иногда не хватает. Пионерский проспект большой, густонаселенный санаториями, и в плохую погоду, когда происходит массовый отток отдыхающих утром в город, а вечером - обратно, сесть в маршрутку практически невозможно. Единственный шанс - идти пешком до Джемете - туда раз в 10 мин приходят пустые маршрутки.
Нами были замечены и автобусы, но они очень редко ходят по какому-то расписанию.
Трудности быта
В нашем динамовском полулюксе (две комнаты, санузел) вроде бы и убирались каждый день, но как-то поверхностно: под кроватью и под диваном, судя по толстому слою пыли, уборка предусматривалась раз в сезон. Постельное белье меняли раз в 5 дней, а белье на дополнительный комплект подушка/одеяло нам так и не дали. Когда мы один раз покормили ребенка в столовой и его потом, извиняюсь за натурализм, вырвало на пододеяльник - поменять постельное белье мне отказались. Мне пришлось самостоятельно постирать пододеяльник в тазике и ждать когда он высохнет. Полотенца тоже менялись раз в 5 дней - но пляжные мне приходилось стирать и сушить ежедневно, т.к. в противном случае они начинают вонять (морская вода, влажный климат и все такое), а банные я стирала где-то раз в 2-3 дня.
Санузел уборщицей тоже убирался без энтузиазма.
Так что, ко всему прочему, мне не удалось избежать ежедневной стирки детского белья, некоторого взрослого, мытья посуды и пола в санузле. Романтика-а-а.
Ещё я возненавидела местную кошку из-за её необъяснимой тяги к нашему полулюксу. Эта полосатая зараза запрыгивала ночью в окно и беспардонно шлялась по нашему номеру. Причем, окно не было распахнуто настежь - мы оставляли всего лишь небольшую щелочку. Любимый утренний "сюрприз от кошки" - какашки на паласе. Приходилось каждый вечер тщательно чинить новые и новые препятствия на подоконнике, а утром пристально осматривать номер на предмет "сюрпризов".
Отдельно хотелось бы упомянуть номерной фонд "Динамо". Никому не рекомендую обольщаться картинками с сайта или в проспектах. Более-менее приличная обстановка в люксах, полулюксах, в двухместных номерах у корпуса с люксами, ну и в нескольких домиках на 3-4 человека. Все остальное - без слез не взглянешь. Мебель действительно из натуральной сосны, но судя по её состоянию - это трофеи времен Турецкого Гамбита. А совместный санузел в некоторых номерах вызывает шок - на пятачке бурого кафеля 0,5 метра на 0,5 метра втиснуты: унитаз, раковина и шланг, символизирующий душ. В общем, рекомендую быть трижды внимательными при выборе номера в "Динамо".
"На теплоцентрали что-то взорвали..."
Поскольку мы отдыхали в Анапе в конце сезона - с 20 августа до 4 сентября - то прочувствовали на себе модную местную фишку - веерное отключение электричества.
Без объявления войны, электричество вдруг вырубалось на неопределенное количество часов. И так почти каждый день с 28 августа. А что значит отсутствие электричества? Это значит, что в номере нет света, нет горячей воды (водонагреватель-то электрический), холодильник размораживается, телевизор не показывает, чайник воду не кипятит. Все. Ловким движением рубильника, номер с удобствами автоматически превращается в номер без удобств. Вуаля. Администратор "Динамо" заботливо разносит свечи по номерам и желает приятного романтического вечера. При этом спички вы должны купить самостоятельно.
Плюс ко всему подпортилась погода: похолодало, полили дожди. Как результат - сначала засопливился и затемпературил ребенок, потом муж, потом и я. Спасибо сотовой связи - я могла ежедневно консультироваться по мобильнику с нашим педиатром по поводу выбора лекарств и методов лечения. Выздоравливали мы в той же последовательности: первым ребенок, вторым муж, я же долечивалась уже в Москве.
И опять про динамовский сервис. Когда я однажды вечером в отсутствие электричества в разгар грозы (Анапу зацепило краем Новороссийского смерча) обратилась к администратору с вопросом, где я могу подогреть бутылочку с детским питанием - ответ был таким: разведите костер на пляже, вскипятите воду и подогревайте все, что захотите. Занавес. Шоу "Последний герой" - отдыхает. Слегка поаплодировав, пришлось бороться за сервис и заставить администратора оторвать задницу от стула и поискать все же вместе со мной возможность подогреть бутылку. Возможность была найдена через 10 минут - в одном из кафе на Пионерском проспекте оказалась газовая плита, на которой мне в итоге вскипятили воду. Так что перед поездкой в "Динамо" убедитесь, что вы обладаете даром убеждения. Если нет - всячески в себе его развивайте, он вам обязательно понадобится.
Когда же погода наладилась, а подача электричества - нет, то отдыхающие столкнулись с новой проблемой. В последних числах августа нам позвонили из дома и предупредили, что где-то в СМИ промелькнула заметка, что краснодарская санэпидемстанция рекомендует воздержаться от купания на побережье близ Анапы в связи с обнаружением в прибрежных водах какого-то возбудителя кишечной инфекции. В общем, мы с купанием завязали до конца отпуска - разве что заходили в море по колено помочить ножки. Мы предупредили об этом и всех, с кем общались в "Динамо", но к нашему предупреждению не отнеслись всерьез. Может, это было и простым совпадением, но у детей, которые продолжали после этого купаться в море (притом, что помыться после купания было негде - горячей воды-то не было, в лучшем случае, она появлялась рано утром) на следующий день были отмечены одинаковые симптомы: рвота, понос, температура, вялость. Ещё на следующий день такие же симптомы проявились у некоторых взрослых. В общем, самым популярным местом стал аптечный киоск.
Посиделки и другие развлечения
Посиделки - это, пожалуй, единственное, что нам помогало снимать ежедневные стрессы. По вечерам, если не лил дождь, во дворе около нашего корпуса собиралась "теплая компания" - отдыхающие из 3х-4х номеров, садились за большой пластиковый стол, и начиналась групповая терапия: обсуждалось, как же дожить до отъезда.
При этом ассортимент стола формировался по принципу "общака" - каждый приносил с собой все, что у него было: кто вино, кто чай, кто закуску, кто фрукты, кто сладости. В общем, получалось очень душевно и весело.
Из детских развлечений можно отметить парк аттракционов. Тот, что слева от "Динамо" нам нравился больше всего. Наш ребенок с удовольствием отрывался на аттракционах.
Аквапарк. Стоимость - 500 руб. на человека. Парк аттракционов. Мы там не были, но отзывы слышали положительные.
Периодически люди с рупором и в костюмах черепашек-ниндзя зазывают на детские вечерние представления в близлежащие санатории - вход 200 руб. Мы не ходили, т.к. черепашки-ниндзя нас не возбуждают.
Экскурсии. Покупать экскурсии рекомендую в Анапе у вокзала. Выбор экскурсий большой, но если разговориться с продавщицей экскурсий по душам, то выяснится, что поехать стоит на одну-две экскурсии, которые действительно интересные, остальные - так, для ассортимента.
Сувениры. Даже не знаю, что можно оттуда привезти в качестве сувенира. Разве что раковину рапана, или высушенную лаванду. Все остальное - сделано в Китае.
Пляж
Песочный пляж вдоль Пионерского проспекта насыщен кварцем. По сему он считается целебным. Целебный кварцевый песок начинается от речки Анапки и тянется вдоль всего Пионерского проспекта. Точных координат, где этот целебный кварцевый песок заканчивается, мы узнать не смогли. Явный минус - весь пляж богато усыпан окурками. Для примера: в каждом песочном куличике, сделанным ребенком, попадалось от двух до четырех окурков. Может, в начале сезона окурков меньше, чем в конце, но я все же сильно сомневаюсь, что кто-то заботится об очищении песка по весне/осени.
Ещё, что меня напрягало - так это обилие собак на пляже. Причем не местных бездомных, а заботливо привезенных на отдых хозяевами. Это ж как нужно любить свою собаку, чтобы устраивать ей такое санаторно-курортное лечение! Напрягала так же с обеих сторон закаканая этими собаками тропа от корпуса до пляжа. Убрать за своими обожаемыми собаками хозяева явно считают ниже своего достоинства. Одно радовало - большинство четвероногих друзей появлялись на публике при поводке и наморднике, и купали их в море рано утром и вечером, когда на пляже не многолюдно.
Пластиковые лежаки и зонты - платные. Причем, если вы намерены пользоваться зонтом дней 10, то дешевле будет его купить на близлежащем рынке, там же можно купить и надувной матрац.
Также есть дощатые лежаки с тентами, доски которых были раньше ящиками для апельсинов, не иначе. И за возможность пользоваться этой шикарностью, надо заплатить 60 рублей.
Мы таскали на пляж зонт из нашего номера, проигнорировав табличку "зонты из номера на пляж не выносить". Ну, честно, мы не поняли, как этот зонт использовать в номере.
Итого
Не вдаваясь в подробности, скажу, что сумма, которую мы заплатили за путевку в Динамо, не соответствовала качеству отдыха там. Плюс ко всему мы ещё тратили в день никак не меньше 500 рублей на еду, транспорт, развлечения, аптеку, другие мелочи.
Финальной точкой в тратах стала взятка таможенникам Анапского аэропорта - у нас выявили перевес (которого в Москве не наблюдалось) и громко предложили заплатить 800 рублей в кассу, а интимным шепотом добавили, что можно вложить в паспорт 350 рублей и решить все проблемы с перевесом немедленно. Ясен пень, мы отдали 350, за это нам ещё и выписали самые козырные места в самолете. Уже в полете меня осенило, что перевесом была сумка с остатками детского питания - а по правилам авиаперевозок сумка с детским питанием, как и коляска, перевозится бесплатно. В общем, главное - улетели мы без задержки, а прилетели в Москву даже на 15 минут раньше. Ранний прилет в аэропорт Внуково был заботливо компенсирован 40 минутной задержкой выдачи багажа.
Не знаю, решусь ли я когда-нибудь вернуться в Анапу ещё раз. Конечно, есть у этого городка некое курортное очарование. Эти милые улочки в акациях, архитектурная эклектика, и это синее Черное море - все не лишено шарма. Но главный секрет хорошего отдыха в Анапе - это найти подходящее жилье. Как говорится, места надо знать. Если точных адресов не знаешь - попасть в яблочко наобум практически невозможно.
Тем, кто туда все же собирается этим летом - порекомендую попробовать отдохнуть в д/о "Нефтяник Кубани" или р/ц "Кристалл", они хоть выглядят как-то посовременнее и территория ухоженная. Где-то недалеко от начала Пионерского проспекта, на первой линии, есть так же пансионат матери и ребенка - названия не помню, но выглядел он мило. Можно также остановиться в какой-нибудь частной мини-гостинице, или снять комнату с удобствами у "хозяев". Но, чтобы найти хороший вариант, нужно либо иметь наводку на конкретный адрес, либо потратить немало времени на самостоятельные поиски. В общем, безумству храбрых посвящается....
Елена Каштанова, ekashtanova@mail.ru.