Жизнь в путешествии богата впечатлениями — ради этого люди чаще всего и отправляются в походы и поездки. Но как «не отравиться» самому большим их количеством, а главное — не замучить своего ребенка? Какой объем впечатлений еще приемлемый, а какой уже чрезмерный, и как это определить? И вообще — зачем они нужны и что с ними делать? Давайте попробуем разобраться.
Сразу оговоримся, что едва ли имеет смысл превращать коллекционирование впечатлений в самоцель — ведь всегда есть риск, что накопленный «багаж» так и останется «мертвым грузом». Для детей подобный риск еще более высок — очень часто они совсем не знают, что делать с непривычным и новым. Итак, как помочь ребенку справиться с потоком нового (которым изобилует путешествие)? И не просто справиться, а извлечь из него полезное — не растеряв при этом приятного?
Универсального рецепта здесь, наверное, нет. Очень многое зависит от возраста ребенка, от его предшествующего опыта, а также от темперамента, типа нервной системы, степени чувствительности-восприимчивости к внешним раздражителям. (Кстати, важный, постепенно тренируемый родительский навык — не просто знать об этих особенностях своего ребенка, но регулярно держать их в голове и учитывать, планируя любую поездку или событие.) Попробуем выделить лишь некоторые общие принципы или правила для родителей, путешествующих с детьми.
Дозировать впечатления. Чтобы поездка не превратилась в восприятии детей в череду стремительно сменяющих друг друга образов, иными словами, чтобы не «перебрать лишнего», можно специально задавать «систему фильтров» и тем самым дозировать впечатления. Примеры таких фильтров хорошо известны тем, кто часто посещает с детьми музеи: скажем, мы заранее договариваемся, какие именно залы посещаем или картины каких художников (жанров, эпох...) будем искать. А в зоопарке определяемся, зверюшек какого региона на сей раз посетим.
Но и в открытых пространствах можно поступить похожим образом: заранее наметить маршрут из определенного количества пунктов; условиться, что сегодня мы просто бродим по городу и наблюдаем за уличной жизнью, а завтра — обратим более пристальное внимание на архитектуру и т.д.
Вовремя остановиться. От ошибок планирования все равно никто не застрахован, так что главное — не игнорировать очевидное и заметить, если «перебор» все-таки наступил. Как это может выглядеть? Ребенок перестал фокусироваться, начал вовсю дурачиться, не реагируя на обращения к нему, сильно закапризничал — или, наоборот, стал вдруг покорным, но каким-то вялым и осоловелым. (У ваших детей могут быть свои, известные вам признаки усталости и «перегрузки».)
Все это — сигналы для родителей, что пришло время остановиться, пусть даже «на самом интересном месте». Съесть мороженое и посидеть в тенечке (или — по обстоятельствам — выпить горячего и побыть в тепле). А еще лучше — поваляться где-нибудь: на травке, в песке, в снегу, буквально «вытряхивая» из себя лишнее и наслаждаясь спонтанностью и двигательной активностью.
Помочь переварить. И, наконец, самое важное: даже если впечатлений получено такое количество, с которым ребенок вполне может справиться, он все равно, как правило, нуждается в том, чтобы ему помогли их «переваривать»: прочувствовать и выразить эмоциональную реакцию, обдумать, различить ясное и неясное, задать вопросы, поделиться удивлением — словом, соотнести новую информацию с уже имеющимся знанием и опытом. И родители здесь — самые подходящие помощники.
Что именно, как и когда можно для этого делать?
- Непосредственно «в процессе» получения впечатлений:
- фильтровать и делить («сплошным потоком» куда проще «перегрузиться»), а еще фиксировать (особенно — возникающие вопросы!). Для этого можно фотографировать (камера, кстати, сама по себе отличный фильтр, особенно если договориться, что именно ребенок планирует снимать), зарисовывать, давать какие-то первые пришедшие в голову названия или завязывать любые другие «узелки на память»;
- делиться первыми впечатлениями (прежде всего эмоциями): удивиться, восхититься, ужаснуться — не только внутри себя, но и вслух, можно даже размахивая руками;
- «брать интервью» друг у друга сразу же «с места событий» с помощью видеокамеры или диктофона.
- В конце определенного этапа (тематического блока, события, дня):
- делать записи в «путевой дневник»; ребенок постарше может вести свой собственный блог;
- копируя фотографии из фотоаппарата на компьютер, отбирать наиболее удачные кадры, вспоминать соответствующие эпизоды, задавать и обсуждать возникшие вопросы;
- писать письма (бумажные или электронные) близким или друзьям о последних событиях и впечатлениях, записывать «живые послания» им с помощью видеокамеры или диктофона;
- рисовать, превращая сделанные по ходу наброски в законченные картины;
- обсуждать произошедшее за день за ужином или уже в кровати перед сном (с совсем маленьким можно просто проговаривать самому какие-то ключевые эпизоды).
- По окончании всего путешествия:
- сделать альбом (опять же — в бумажном или электронном виде) своими руками — с фотографиями, рисунками, коллажами из билетиков, открыток, визиток, фрагментов карт и каких-то других привезенных «артефактов» и подписями-миниатюрами-рассказами;
- подготовить тематическую презентацию для школы (договорившись с соответствующим учителем);
- устроить домашнюю или школьную фотовыставку (с собственным стилем оформления, подписями и пр.);
- если вы ездили компанией — устроить «гусятник», как это делают обычно туристы после похода, встречаясь в городе спустя какое-то время, чтобы посмотреть фотографии и видеозаписи, пообщаться и вспомнить «пережитое».
В одном можно быть уверенными: даже если результат всех ваших усилий будет казаться вам эфемерным и неочевидным, сам процесс взаимодействия в путешествии с ребенком — при таком вашем внимании к его потребностям и происходящему с ним — станет намного успешнее и приятнее!