"За морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, град на острове стоит С златоглавыми церквами, с теремами да садами..." Вряд ли у этого пушкинского сказочного острова имелся реальный прототип. Но вот Готланд, насколько это возможно, вполне подходит: здесь есть и средневековый город "с теремами да садами" — Висбю, и почти сотня старинных церквей, и клады времен морских богатырей-викингов.
Лишь в самые последние десятилетия материковые шведы стали приезжать на остров просто ради его природных и архитектурных красот. А еще совсем недавно сюда стремились в основном кладоискатели, часто нелегальные. Дело в том, что на пике могущества викингов Готланд служил важным центром торговли на Балтике. Естественно, на нем скопилась масса серебряных кладов той эпохи
В новые времена сила суеверий уже, конечно, не действовала, и вот 10 лет назад на Готланде благодаря усердию "черных копателей" обнаружилось самое крупное в мире викингское захоронение серебряных предметов. Однажды фермер по имени Бьёрн Энгстрем заметил двух незнакомцев, которые что-то копали на его лугу. Догадавшись, в чем тут дело, он решил позвонить не в полицию, а на ТВ. Журналисты мигом приехали и сняли небольшой сюжет о "частных" кладоискателях, после чего тех и след простыл. В тот же день профессиональный археолог, привлеченный телегруппой, вместе с Энгстремом нашел 14 300 серебряных монет, огромное число браслетов, колец и просто слитков драгоценного металла.
Главным достоинством изделия викинги всегда считали не его внешний вид, а вес. В данном случае он составил 67 килограммов — целое состояние. Как и во многих других странах, в Швеции такого рода находки по закону должны безоговорочно передаваться государству. Правда, законопослушные граждане могут рассчитывать на приличную компенсацию. Фермер Бьёрн получил из казны 2,1 миллиона крон (210 000 долларов), после чего, по собственному признанию, "твердо решил связать будущее с археологией".
Конечно, меры, для того чтобы умерить пыл подпольных археологов, принимаются. К примеру, уже много лет запрещен ввоз на остров металлоискателей. За вывоз уже найденных ценностей можно получить год тюрьмы. И все-таки время от времени на международных аукционах всплывают предметы с Готланда — отчаянные "диггеры" там еще не перевелись.
Город тысяч роз
Менее прагматичные любители древностей тоже находят, чем заняться на острове. Большой интерес представляют, к примеру, местные церкви. Готландцы приняли христианство в 1030 году — раньше, чем большинство материковых шведов, и многие из здешних 92 храмов относятся как раз к ранней эпохе. Полностью сохранил уникальный средневековый облик и административный центр —
Расположен Висбю на западном побережье острова, относительно близко к материку, что защищает его от открытого моря. Высокая крепостная стена, окружающая город со стороны суши, — свидетельство его бурной истории. Отстаивая свою независимость, городу-республике Висбю часто приходилось воевать с остальной частью острова.
Кроме стен и старинных зданий, почувствовать аромат тех давних эпох помогают разнообразные представления и действа. Например, уже более четверти века в августе здесь проходит фестиваль Средневековья. Изначально он задумывался сугубо для местных жителей, чтобы они лучше познакомились с историей родного острова.
Но сегодня сюда приезжают тысячи участников со всего мира. Большинство гостей одеты в костюмы минувших столетий. Причем здесь вы не найдете пластиковых шлемов с рогами — вся одежда изготовлена вручную, строго в соответствии с традициями. Те, кому эти каноны неизвестны, могут взять средневековую одежду напрокат или даже записаться на специальные курсы по ее изготовлению.
Целую неделю по узким мощеным улочкам деловито вышагивают монахи в рясах из грубой ткани, с тяжелыми крестами, гремят латами рыцари, пышными платьями со шлейфами шуршат горожанки. Одни спешат на турнир, другие — на соревнование лучников, третьи — на ярмарку. В дни фестиваля там можно купить буквально все, что продавалось до
Ну а любители тишины и романтики предпочитают приезжать сюда в мае, когда в городе зацветают тысячи роз...
Русский след
Именно Висбю основал в
Сегодня о давних торговых связях напоминают названия двух переулков в центре Висбю — Новгородского и Русского. Наши мастера оставили свой след и в искусстве Готланда. Сохранились остатки двух крестовокупольных церквей XI века — Русской и Святого Лаврентия. В храмах Гарде и Челюнге, расположенных в центре острова, сохранились фрагменты фресок XII века, выполненных русскими мастерами.
На смену активным связям Древней Руси и Готланда в
А в 1929 году на остров с Украины вернулась большая группа этнических шведов. Еще в XIV веке их предки переселились на эстонский остров Дaгё (Хийумаа), который в 1710 году отошел к русской короне. Взойдя на престол, Екатерина II позволила новым подданным оставаться свободными при условии, что они переедут на южные земли, отвоеванные у Турции. Каждой семье императрица гарантировала 60 десятин земли и многочисленные налоговые льготы. В августе 1781 года в сопровождении полусотни донских казаков 1200 шведов отправились в путь к новому местожительству. Тяжелое путешествие завершилось 1 мая
1 августа 1929 года 886 жителей украинского села вернулись на историческую родину, в Швецию. Сегодня они проживают на Готланде в местечке Рома. Вместе с собой они привезли русские колокола и старошведский язык, который удивительным образом сохранили на чужбине их предки.
В начале октября 2008 года украинскую Змеевку посетила шведская королевская чета. Говорят, что Карлу XVI Густаву пришлось настаивать на поездке: у украинских властей не было особого желания показывать монарху небогатое село, где все еще проживает часть его компатриотов. Но, как говорится, нет худа без добра: к приезду гостей в Змеевке построили новую дорогу и детскую площадку для школы, а по маршруту следования их величеств расставили биотуалеты. Правда, газопровод, на который сильно рассчитывали сельчане, так и не провели. Обсудить эту проблему с королем жителям тоже не удалось — между ними и высокими гостями непреодолимой стеной встали десятки телохранителей.
Герои Готланда
Как и все островитяне, жители Готланда любят подчеркнуть свою "особость", дескать, у них там, в Швеции, своя жизнь, а у нас — своя. В чем-то такие утверждения обоснованны: остров вошел в состав объединенной страны только в 1645 году. По сей день тут сохраняется своеобразный диалект. И все же именно здесь проживали несколько героев, традиционно представляющих Швецию во всем мире.
В местечке Кнейпбю, под самым Висбю, расположена "Виллеркюлля", то есть вилла "Курица" — знаменитая резиденция Пеппи Длинныйчулок. В "обаятельном" желтом домике с розовыми ставнями даже снимали о ней фильм, а сейчас здесь помещается своеобразный мемориальный музей: в спальне на первом этаже можно услышать, как Пеппи залихватски храпит, положив ноги на подушку, а голову под одеяло. Тут же небрежно развешаны и разбросаны все ее занимательные вещицы. На втором этаже имеется огромная книга для посетителей, где вкривь и вкось — под стать характеру хозяйки — юные почитатели пишут, что любят и помнят веселую героиню Астрид Линдгрен. Иногда подписи совсем лаконичны — "Пеппи!!!", иногда их сопровождают рисунки, например, ее любимой лошади, чей муляж в натуральную величину стоит на веранде. В седле можно посидеть, натягивая настоящие поводья...
Ну а главный герой острова — лицо уже реальное, а именно недавно умерший Ингмар Бергман. Здесь он снял несколько фильмов, в том числе "Седьмую печать", а на близлежащем островке Форё ("Овечьем"), куда можно попасть на пароме с "большого" Готланда, построил дом, где жил до самой смерти. Там же, на местном церковном кладбище, режиссер и похоронен.
С Готландом связано имя и другого большого художника — Андрея Тарковского. Он оставил на острове еще один русский след, сняв свой последний фильм "Жертвоприношение" в местечке под названием Нэсхольмен, которое представляет собой, собственно говоря, маяк на маленьком мысу в юго-западной части острова. Природа здесь напоминает, скорее, африканскую саванну и мало похожа на окрестности того же Висбю, не говоря уже о материковой Швеции. И в этом еще одна особенность Готланда. Достаточно проехать километров пять, чтобы увидеть совершенно иной ландшафт. Может быть, дело всего лишь в теплом Гольфстриме, балтийским своим ответвлением омывающем остров. Но когда смотришь на цветущие в декабре розы, хочется верить, что это — обыкновенное чудо.
Статья предоставлена журналом "Вокруг Света"