Первое расставание следует сразу же за рождением малыша — пуповина перерезана, и то, что было частью тебя, начинает дышать и жить самостоятельно. Радостно и грустно одновременно — именно это состояние английские психологи называют Вaby Blues. Нечто похожее ощущаешь, когда вчерашние крохи покидают родное гнездо, даже если это не навсегда, а всего лишь на время, до вечера. Просто малыши идут в детский сад или школу.
Попытка психоанализа
Странное дело, до чего противоречивыми бывают желания: с одной стороны — страстно мечтаю, чтобы дети поскорее выросли, с другой — огорчаюсь, что уже не "мамкают" каждую минуту, значит, я уже не так нужна, как раньше... Теперь я понимаю, почему плачут родители (от счастья, конечно), когда ведут впервые маленького первоклашку в школу, или когда однажды малыш очень серьезно говорит: "Мама, я сегодня так аккуратно гулял во дворе, не пачкался, чтоб тебе меньше стирать". И уж конечно, я непременно буду плакать на свадьбе у моего любимого сыночка (каждого из троих). Да, это будет нескоро, и пока я мечтаю о свободе, ведь до сих пор у меня всегда на руках был маленький ребенок. Однако, рано или поздно, вырастет и самый младший. Я жду этого момента с нетерпением, и сейчас я приблизилась к нему вплотную. На повестке дня — эпохальное событие: двухлетний Сеня идет в детский садик!
Начало пути
Как же хочется быть таким же большим и самостоятельным, как старшие братья! Например, как братец Тема из "молочной" (т.е. молодшой — так он ее называет) группы. Много раз мы с маленьким Сеней забирали братиков из детского сада, играли на площадке, заходили в группу, и малыша просто невозможно было забрать из садика, а воспитатели спрашивали дружно: "Когда вы уже приведете к нам ваше чудо?".
— А ведь ему нравится в саду, — заметил наш решительный папа. — Пора отдавать Сеньку в ясли.
И вот в один из погожих сентябрьских дней и маленький Сенечка пошел в садик. Бежит по аллее впереди всех: такой крошечный, кудрявый, прижимая к груди игрушечного мышонка... А у мамы сердце сжимается: какой он все-таки маленький, не рановато ли? Да, так можно себя до слез расстроить. Посмотрим на это с другой стороны: наш маленький (самый маленький!) сыночек уже дорос до садика — гордиться надо! Конечно, привыкать к новому образу жизни поначалу нелегко, но он справится, и это очень полезно — расти, развиваться, осваивать новые рубежи. Такова жизнь — в какой-то момент приходится расставаться с прошлым и идти вперед. Пару месяцев назад, например, нам с Сеней было грустно пережить окончание периода грудного вскармливания, но с другой стороны — не будешь ведь до школы "грудного младенца" кормить, так ведь? Всему свое время. И к новым переменам мы привыкнем — постепенно. Так я успокаиваю себя и малыша.
Первый день (вернее, полдня) в саду прошел отлично: Сеня не капризничал, кушал и ходил на горшок самостоятельно. В обед я забрала малыша домой. Ужасно соскучилась за эти несколько часов! На ручки хочется взять, прижать покрепче. Жаль, что он не может рассказать о своих впечатлениях: Сенечка еще совсем мало говорит, что-то на своем языке, непонятном даже маме.
Следующие пару дней малыш не хотел расставаться утром с родителями: прятал ботинки (еще дома), хныкал, не хотел раздеваться и идти к деткам в группу. Детсадовский опыт со старшими детьми, конечно, пригодился: например, гораздо веселее "водить" в садик любимого мишку (мышку, зайчика), можно с азбукой в садик пойти — это уже почти как в школу, как Буратино. Но с Сеней проще было сладить, чем с Темой, потому что наш младший сын... очень любит кушать! И если дома завтрака не было, то в садике на вопрос "Пойдешь кушать?" Сеня всегда отвечал утвердительно. Конечно, все дети разные, и готовность к новому образу жизни, к коллективу у всех появляется в свое время. К счастью, мои дети не воспринимали садик как нечто трагическое. Иногда родители пугают детей: "Вот, пойдешь в детсад!..". Или: "Не заберу вечером, если будешь плохо себя вести". Или сами негативно относятся к детскому саду как таковому. Стоит ли удивляться, что дети порой устраивают настоящие истерики под "страшной" дверью? Ведь даже самый маленький ребенок чувствует настроение мамы. Поэтому подготовка к детсаду начинается прежде всего с родителей.
Несмотря на утренние "капризки", днем Сеня совершенно менялся: забывал о доме, включался в игру, не расстраивался совсем. Так нравится ему в саду или нет? Воспитательница успокоила: "Все детки постепенно привыкают, главное — последовательность". Это значит: водить постоянно, каждый день, даже если не все сразу ладится. Способ простой, хотя, возможно, и не универсальный. В нашем случае он подействовал. Конечно, от воспитательницы многое зависит. Сеня попал к той же "доброй тете", которая когда-то приучала к садику Темку, поэтому вопрос доверия был уже решен.
Кстати о Теме. После летних каникул наш средний сын не пылал желанием снова идти в сад, капризничал порой еще больше, чем маленький.
— Слушай: мама с папой работают, Андрюша в школе учится, а у малышей тоже есть очень важное дело — в садик ходить, — наш папа умеет убеждать. И Тема понял, какая ответственная у него миссия — он же старший, должен Сенечке показывать, как нужно все делать в саду! Теперь он важно, как взрослый, отводит малыша в группу, переобувает в тапочки, говорит: "Не беспокойся, мама тебя заберет!" А потом идет к своим друзьям хвастаться новыми брюками с "настоящим футболистом". Что и говорить, детсадовец со стажем!
Неделю спустя Сеня адаптировался: стал веселее ходить по знакомой дорожке и расставаться без слез. А вечером, когда за малышом приходят сразу и папа, и мама, он бежит навстречу, такой счастливый и немного растерянный: к кому же первому на руки залезть? Вскоре малыш так обжился в саду, что и домой не заберешь — уникальный ребенок! Несмотря на то, что Сеня в группе самый младший, он — заводила всех игр, "атаман", как его воспитательница называет.
Как-то раз идем домой, встречаем заведующую, а она:
— Это просто прелесть у вас, замечательный ребенок! Как он ест хорошо — сегодня за завтраком три бутерброда с маслом съел! Мы таких деток очень любим. Таких кудрявых и с хорошим аппетитом.
Наверное, это запомнится на всю жизнь. Удивительно: всего несколько недель Сеня в саду, а впечатлений — море!
Положительные перемены, связанные с новым статусом малыша, не заставили долго ждать. Сеня стал больше ценить внимание и заботу мамы и папы: с удовольствием ходит за руку, а раньше убегал; был драчуном, а теперь ласковый мальчик. И главное — он разговорился! Понял, что лучше более конкретно объяснять, чего хочется, не все ведь умеют мысли читать. Да и рассказать, как живется, очень хочется. Так что теперь Сеню можно обо всем спрашивать: как прошел день, с кем подружился, что кушал. Например:
— Сеня, как зовут воспитательницу? — Люблина Петрона (что значит: Людмила Петровна, разве непонятно?). Или:
— Что кушали вечером? — Какалу и грешную кашу (т.е. какао и гречневую кашу).
И все в таком духе. Спешу увековечить эти "перлы" в дневнике, главное правило: как слышим, так и пишем. Вот здорово будет почитать это лет этак через двадцать!..
Утром Сенечка гордо выходит из дому вместе со старшими братиками, каждый идет по своим делам, и все страшно важные и самостоятельные. "Вот, дожили", — сентиментально вздыхает папа. Да...
Школьные будни
— Мама, запиши меня в садик! — тянет за руку маленький Андрюша, с восторгом заглядывая за детсадовский забор, где играют дети. Потом, правда, он говорил, что это была шутка, что в садик он не просился... Кажется, это было совсем недавно, но вот уже позади и детский сад, и первый класс. Учились мы при садике, так что дневной сон и длинные прогулки прилагались, а вот уроки сделать порой забывали. Но как пробное боевое крещенье сгодится.
— В школу хочу! — заявил сын посреди лета.
Больше всех умилилась бабушка, в прошлом — педагог младших классов. Но учиться нам понравилось — это факт. А в настоящей школе — еще больше.
Теперь Андрюша второклассник, чем очень гордится. Хотя атрибуты настоящей школьной жизни поначалу нам в диковинку. Школьная форма — ежедневно и обязательно. (А я-то думала, что это досадное воспоминание моего школьного детства. Нет, все возвращается на круги своя. Все аргументы "за" звучат достойно, но любая униформа, даже школьная, во мне почему-то вызывает чувство протеста. К счастью, сын моего мнения не разделяет, и зеленый пиджак ему нравится — отлично). Оценки (честно пытаемся разобраться). Школьный буфет (сколько соблазнов!) и кошелек с первыми личными деньгами.
— Я знаю, что сегодня куплю... — мечтает сын с самого утра, и, кажется, это интересует его не меньше, чем уроки, а то и больше. На большой переменке целая орава маленьких школьников обступает прилавок, зажимая в кулачке деньги. Учительница рассказывает с улыбкой:
— Спрашиваю: "Андрей, зачем тебе две пачки печенья? У тебя ведь еще бутерброд есть". — "Надо, надо!"
Конечно, надо — потом этим печеньем Андрюша угощает лучших друзей, которые по совместительству также и первые враги — еще один парадокс младшей школы, который, боюсь, мне не понять.
Учительский авторитет во втором классе — непререкаемая вещь: "Ирина Владимировна сказала: надо писать так!" Никто и не спорит. И все же — каким взрослым он стал!.. Сам учит уроки, а на досуге пишет статью (как мама) — "Моя жизнь". Сам открыл себе новую папку в компьютере, консультируется со мной по поводу тематики... Читаю: "Я Андрей, мне 7 лет, у меня классная жизнь! Я учусь в школе, а еще я занимаюсь спортом — каратэ, и еще я снимался в рекламе 6 раз!.."
— Это все хорошо, но если это статья — ее должно быть интересно читать всем. Давай подумаем, о чем еще можно написать?
И мы вспоминаем о бабушках-дедушках, друзьях, братиках, двухэтажной кровати, о кошке Маше... Каждый день что-то новое можно добавить. Заодно Андрюша тренируется в чтении (оно у нас пока "хромает") — то, что написал сам, читать, конечно, приятно. Благодаря статье мы и с орфографией разобрались: компьютер ведь сам подчеркивает слова с ошибками, и тут уж не поспоришь, как с мамой, приходится исправлять. Вот так и учимся, играя.
Любимая игра — в школу. С братьями, конечно: они — ученики, Андрюша — учитель, само собой. Учитель пишет на доске слова и слоги, вызывает учеников, хвалит и ставит хорошие оценки. Ученики прилежно слушают. Кстати, эта игра замечательно демонстрирует, как настоящий учитель ведет себя в классе, — дети копируют его манеру общения, и мимоходом можно узнать много интересного о школьной жизни. А еще это очень полезная игра: в свое время так я научила младшую сестру читать и писать, и в школе она была ого-го. Как все повторяется!.. Тема, с горящими глазенками:
— А можно я завтра с Андрюшей в школу пойду, вместо садика?
На следующий день из закромов достали кубики Зайцева (не вспоминали о них года два) и пишут слова — даже Сеня участвует. Всеобщая жажда знаний и меня заразила. Может, на какие-то курсы податься? Радует то, что учиться нам нравится, а ведь учиться еще много лет, так что это определенно пригодится. Будем поддерживать этот огонь.
— Мама, а каникулы скоро?
Вот те на, а я уж размечталась... Но разве взрослые не мечтают об отпуске сразу же после его окончания, даже если работа — супер? А каникулы будут, и не одни.
Теперь, когда утром я отвожу детей (всех!) в садик и в школу и возвращаюсь домой... я совсем свободна!.. И совсем одна. Поначалу хочется взгрустнуть: достаю фотоальбомы, рассматриваю любимые детские рожицы, улыбаюсь. Мы ведь расстались ненадолго, только до вечера. И я много чего могу успеть за этот день. Наконец-то спокойно поработать. А потом мы поделимся впечатлениями, отправимся погулять вместе... Вообще, замечательно, что жизнь движется, что все меняется, — перемены прекрасны, только они помогают ощутить движение жизни. Принять то, что время бежит, а дети растут, найти это тоже прекрасным. Порадоваться, что мечты сбываются. Ценить каждое мгновение. Я стараюсь. (Да, чтобы стать философом, все же нужно свободное время, что ни говори!)