Технический прогресс, охватывающий все сферы нашей жизни, к сожалению, имеет и оборотную сторону. Так, современная техника творит чудеса, но эти же чудеса сопровождаются нередко и побочными эффектами, не случайно так много сегодня говорится о вредном воздействии на организм офисной оргтехники. Вопрос этот актуален, так как значительная часть женщин сегодня работает в условиях офиса, а это значит — рядом с компьютерами, принтерами, модемами. Насколько вредно такое соседство? Не надо доказывать, что особо актуальным этот вопрос становится во время беременности, когда речь идет еще и о здоровье будущего малыша.
Итак, что при общении с офисным оборудованием считается нормой, а что — ее нарушением? В постановлениях главного санитарного врача о гигиене труда (от 30 мая 2003 г. № 107 и от 3 июня 2003 г. № 118) изложены правила, в соответствии с которыми следует организовывать работу с офисным оборудованием, а также требования к самой технике.
Что считать оргтехникой?
К ней отнесены копировальные аппараты, персональные и портативные компьютеры, мониторы, принтеры, сканеры, клавиатуры, модемы и прочая аппаратура. Их соответствие некоторым нормам могут отследить только профессионалы с помощью специальных измерительных приборов. Но в большинстве случаев любой сотрудник способен проконтролировать, как предписанные постановлениями правила исполняют в его фирме.
Излучение
Главную опасность при работе с оргтехникой представляют разного рода излучения, исходящие от монитора.
При работе за экраном электронно-лучевой трубки дисплея пользователь попадает под воздействие ультрафиолетового излучения с длинами волн < 320 нм. Также при образовании строчной и кадровой разверток дисплея возникает излучение электромагнитных полей частотой до 100 кГц. Это может являться причиной:
- обострения некоторых заболеваний кожи (угревой сыпи, экземы, розового лишая и др.);
- некоторого увеличения вероятности выкидышей у беременных женщин;
- нарушения режима терморегуляции организма;
- изменений в нервной системе;
- понижения/повышения артериального давления.
Однако дисплеи, изготовленные по новым технологиям, почти не дают электромагнитного излучения. Их серийный выпуск налажен с 1995 г. Сейчас уже существуют жесткие санитарные нормы использования персональных компьютеров.
Свет и цвет
При постоянной работе на персональном компьютере возникает значительная зрительная нагрузка. Поэтому вопросу правильного освещения уделяется особое значение. Во время беременности это особенно важно, так как повышение зрительной нагрузки ведет к общему утомлению, может приводить к ухудшению самочувствия.
Постановление обязывает иметь в рабочем помещении как искусственное, так и естественное освещение.
Рабочие столы следует расставлять таким образом, чтобы мониторы располагались боком к окну и естественный свет падал слева. Однако правила предписывают бороться и с чрезмерным освещением и прямым попаданием световых лучей на экран монитора во избежание образования бликов, из-за чего глаза подвергаются дополнительной нагрузке.
Экраны мониторов по санитарно-гигиеническим правилам нужно размещать не менее чем в полуметре от глаз, а корпуса компьютеров должны быть матовыми, окрашенными в спокойные цвета — опять же для предотвращения излишней нагрузки на глаза и нервную систему. Окна в офисе должны выходить преимущественно на север и северо-восток, а оконные проемы надлежит прикрывать жалюзи или занавесками.
Кстати, для того чтобы поддерживать нормальную освещенность помещения, необходимо минимум два раза в год организовывать мытье окон и светильников, а также вовремя заменять перегоревшие лампы.
Жизненное пространство рабочего места
Постановлениями прописана и норма площади на каждого сотрудника офиса: при наличии обычных компьютеров — по шесть квадратных метров; если мониторы жидкокристаллические или плазменные, помещение может быть и меньше — от 4,5 квадратных метров на человека. При таком распределении пространства вред излучения от мониторов нейтрализуется.
Расстояние между рабочими столами с компьютерами, установленными друг за другом, как парты в школе, не может быть менее двух метров. Если же столы стоят в ряд, то промежуток между мониторами должен составлять минимум 1,2 метра.
Ужесточены и правила установки ксероксов, находящихся в кабинетах: необходимо, чтобы расстояние от стены до края машины минимально составляло 60 сантиметров, а со стороны зоны обслуживания — не менее метра.
Теперь о габаритах рабочего стола. Постановления регламентируют его высоту, регулируемую в пределах 68-80 сантиметров или равную 72,5 сантиметра. Пространство для ног должно составлять в высоту 60, в ширину — от 50 и в глубину — не менее 45 сантиметров на уровне колен, а при вытянутых ногах — не менее 65 сантиметров.
Для работы нужен стул (или кресло) "подъемно-поворотный, регулируемый по высоте и углам наклона сиденья и спинки". То есть подходящий по росту и размеру.
Кроме вышеперечисленных требований санитарные нормы предписывают оборудовать рабочее место пользователя компьютера специальной подставкой для ног.
Комфортность рабочего места особенно важна для будущей мамы, так как длительное сидячее положение во время работы может приводить к появлению болей в спине, ногах. Вред пребывания в душных помещениях общеизвестен. Духота может причиной головной боли, повышенной утомляемости, сонливости. Это признаки кислородной недостаточности, которое испытывает и ребенок. После каждого часа работы комнату надо проветривать, делать перерыв в работе на 5-10 минут. Разработаны специальные комплексы элементарных физических упражнений, позволяющих снизить мышечное напряжение, снять усталость. Перечисленные мероприятия снижают вероятность развития гиподинамии варикозного расширения вен, уменьшают нагрузку на все органы и системы. А проветривание служит также хорошей мерой профилактики респираторных инфекций.
Кто отвечает за ваше здоровье?
За соответствие условий труда санитарно-гигиеническим требованиям отвечает работодатель — фирма или предприниматель. А вот то, как он выполняет эту свою обязанность, контролирует санитарно-эпидемиологическая служба. Как и другим проверяющим, специалистам Санэпиднадзора надлежит проводить плановые проверки предприятий не чаще одного раза в два года.