Хочу рассказать, как я обучаю свою старшую дочь. Лизе три с половиной года, и она очень активный ребенок, поэтому номер «посадить за стол учить буквы/цифры» у нас не проходит. Зато на ура идет обучение в форме игры. Дочка даже не замечает, что мы что-то специально учим.
В основном все игры придумываются на ходу с учетом того, что есть под рукой. У меня многие игры оставляют мамины руки свободными, поскольку я чаще всего держу на руках вторую полугодовалую дочку.
Вот игры на развитие внимания:
- найти в комнате что-то зеленое в горошек, игрушку с бантиком и картинку, на которой есть кто-то с длинным хвостом;
- ставлю в ряд 6-7 небольших игрушек или киндеров, прошу дочку запомнить их, потом она отворачивается, а я убираю одну. Она должна угадать, кто спрятался;
- прячу в комнате 7-8 небольших игрушек. Лиза ищет их сама или с небольшими подсказками, потом она прячет, а я ищу;
- строю фигуру из конструктора и прошу ее построить точно такую же самостоятельно.
Игры с буквами:
- найти в небольшом тексте все буквы «а» (или любые другие);
- сказать, на какую букву начинается слово (слова пока выбираю несложные, где буква слышится четко);
- рассадить маленьких зверей на плакате с буквами алфавита, каждого в свою клетку — букву, на которую начинается название животного;
- игрушки приходят в гости и складывают из кубиков название любимой еды. Нужно вместе с мамой прочитать, что они хотят съесть.
Если дочка совсем ничего не хочет делать, а занять ее чем-то надо, пока я кормлю сестричку, мы играем в «охотничью собаку». Игра, где требуется 100% послушание, и дочка, как ни странно, ее обожает. Сначала я даю команды: сидеть, лежать, гавкни три раза, подпрыгни шесть раз и т.д., она выполняет. Потом отправляю на охоту: например, принести детальку конструктора заданного размера и цвета, цвет называю по-английски. Начинали с двух цветов: зеленого (green) и красного (red). Сейчас Лиза может сама назвать и показать на одежде или в книжке все основные цвета.
Очень важным моментом в обучении и развитии ребенка я считаю стихи. Добрые детские, обязательно в рифму и понятные малышу. Рассказывать нужно от души, с интонацией, меняя голос, если нужно. С самого рождения старшенькой и до 1,5 лет я рассказывала стихи в режиме радио, потом Лиза начинала добавлять одно два слова сама. Я говорила «Уронили мишку...» — и замолкала, ждала, пока она скажет. Ближе к трем ей стало интересно, когда я путаю в стихах слова, а она меня поправляет. Вместо «Я рубашку сшила мишке» я говорила «Я сапожки сшила кошке» и т.д. Как результат: стихи к утреннику в детском саду мы не учим, дочка приходит и сама рассказывает наизусть всю программу праздника — и свои стихи, и роли других детей.
Рисовать и аккуратно раскрашивать я учу ее с помощью игры в ветеринара. Распечатываю картинки-раскраски с изображением животных и приглашаю их на прием к доктору. Чтобы вылечить зверюшек, ей нужно выполнить какое-то задание: дорисовать полоски и усы тигру, сделать из пластилина пятна для жирафа, нарисовать травку и морковь голодному кролику, раскрасить лошадку, у которой пропал цвет, и т.д.
Еще хорошо для развития речи поиграть в зоопарк. Я говорю: «Сегодня я пошла в зоопарк и в клетке увидела такое животное: высокое, с пятнышками на шкуре, маленькими рожками и длинной шеей». Дочь должна угадать. Стараюсь иногда одного и того же зверя описать совсем по-разному. Заметила, что дочь, подражая мне, тоже начала загадывать зверей, придумывая свои описания, с каждым разом у нее все лучше получается.
Я считаю такое обучение очень эффективным, т.к. оно не требует множества специальной литературы или развивающих игр и происходит изо дня в день, как будто само по себе: играть можно и в дороге, и в очереди в поликлинику, и дома. А главное, результаты очень хорошие.
Игр множество, все я придумываю сама, хотя периодически смотрю какие-то идеи в интернете. Хочу дать еще несколько советов:
- не требовать от ребенка больше, чем он может в своем возрасте;
- обучение должно приносить радость и вызывать восторг «я могу, у меня получается»;
- лучше играть-обучать каждый день по 20 минут, чем раз в неделю по 2 часа;
- к каждому ребенку есть свой ключик, не ленитесь его найти и понять, какие игры и упражнения сработают именно у вашего малыша;
- ребенка обязательно поощрять за новые навыки и полученные знания. Похвала должна быть искренней и конкретной: «Какая же ты у меня сообразительная, так быстро выучила все буквы», а не просто за каждое движение говорить между делом «молодец»;
- фантазируйте вместе с ребенком, пусть он тоже иногда дает вам задания.
Успехов всем, терпения и любви к своим малышам!