Каждый человек имеет право на квалифицированный труд. Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стали неотъемлемой частью рынка труда и устраиваются на работу в разные отрасли российском экономики. Как и когда стоит приучать детей к труду, рассказала Марина Волкова, председатель благотворительного фонда "Жизнь в радость".
С раннего детства у любого ребенка есть запрос на познавательную деятельность. Уровень интереса к труду напрямую зависит от степени нарушений развития. Ребенка нельзя ограничивать в желании принимать участие, например, в работе по дому. Детям многое интересно, родители должны поддерживать ребенка. Если родители будут отбивать у ребенка желание познавать и учиться, он будет принимать эти условия игры и переставать интересоваться. Проработка этих навыков впоследствии будет затруднительной. Если ребенок не проявляет интереса к помощи и работе по дому, лучше предложить ему поучаствовать, чем пустить дело на самотек. Покажите, как работают те или иные бытовые приборы или образовательный мультфильм о том, как именно пользоваться техникой.
Инклюзия не мешает труду
Если ребенок с ОВЗ находится в постоянной коррекции/реабилитации, регулярно общается с психологом и социализируется, то в период 13-15 лет можно предложить ему пройти профориентацию. Это приоритетно относится к интеллектуально-сохранным детям, потому что для детей с ментальными нарушениями подход серьезно отличается. С таким ребенком надо взаимодействовать и общаться, изучать интересы ребенка уже в младшей школе. Велика вероятность, что у такого ребенка появятся ярко-выраженные таланты. Например, ребенок с ДЦП к восьми годам начал рисовать картины на футболках, родители поддерживают его, ведут социальные сети с его творчеством, а он уже сейчас зарабатывает себе на реабилитацию своим трудом.
Сохранять тягу ребенка к труду
Ребенок понимает жизнь сквозь призму примеров. Поддерживайте ребенка словами с использованием поведенческой терапии. Необходимо помнить, что дети быстро теряют мотивацию. Родители и педагоги должны принять ребенка таким, какой он есть, и помогать ему развивать навыки. Если у ребенка что-то не получается, то не стоит демотивировать его недовольством. Возможно, его время еще не пришло, и решить поставленную задачу с первого раза не получится. Некоторые навыки могут не прижиться никогда.
Некоторые родители не могут принять своих детей, они стремятся по максимуму стремятся вытянуть ребенка в “норму” даже в случаях, когда он существенно отстает от сверстников. Несмотря на все трудности, родители могут отдать ребенка в нормотипичную школу, что может сказаться на психике ребенка. Он будет понимать, что отличается от сверстников и что программа дается ему с большим трудом. Дети жестоки, поэтому ребенок может стать изгоем и стать жертвой буллинга. В результате эмоциональному состоянию ребенка будет нанесен серьезный удар. Важно принимать ребенка таким, какой он есть и поддерживать мотивацию в учебе.
Помощь в первом шаге – оценить возможности
Каждый ребенок индивидуален. Ему необходима вера в него самого. Ребенок всегда чувствует, насколько в него верят, при этом особенно важна поддержка родителей. Необходимо оценить возможности ребенка. Существует две крайности:
- Родитель считает, что “вытащит” ребенка в норму, всячески отрицая то, что ребенок - не нормотипичный. Хотя ему тяжело быть нормой, и программа нужна облегченная.
- Родители, которые участвуют в развитии ребенка в первые годы жизни, видя, что полученные результаты не соответствуют ожиданиям, опускают руки. Они принимают ребенка и перестают с ним заниматься. Ребенок в этом случае оказывается демотивирован из-за отсутствия стимула и поддержки со стороны родителей.
Важна психологическая помощь для родителей ребенка по стадиям принятия. В таком случае родителям гораздо проще понять и оценить возможности их ребенка. Родителям крайне рекомендуется общаться с педагогами ребенка. Важно получать от педагогов обратную связь и здраво оценивать их мнение. Ребенок с каждым педагогом может раскрываться по-разному. Мама – не специалист, она просто проводит время с ребенком, любит и принимает его без всяких требований.