Часть 1. Школа частно-экспериментальная
Многие родители склонны видеть в своем ребенке, если уж не гения, то вундеркинда, а если не вундеркинда, то будущего математика (химика, лирика — нужное подчеркнуть). Я от этой склонности пыталась избавиться, но чаша сия не минула и нашу семью.
Дело в том, что Колька, хоть и начал говорить поздно (почти в три года), но к четырем его уже было не остановить — мало того, что он просто без умолку болтал, сочинял какие-то сказки и истории, так он еще и считал все подряд. В детском саду у нас были просто чудесные воспитатели (это после того, как мы сменили садик три раза), они занимались с детишками по каким-то прописям, пели и постоянно что-то рассказывали. Муж тоже проводил с ребенком время на улице не иначе, как рассматривая вывески и изучая на них буквы или просто считая проезжавшие мимо машины. В общем, когда сыну было 4 с половиной года, нам опять надо было переезжать и менять садик, но менять его на плохой мы не хотели, поэтому обошли все предполагаемые близлежащие сады. Выяснилось, что там детки не то что до 100, а и до пяти считать не умеют, прописи и в глаза никогда не видели, а картинку описать не смогут, если на ней даже один предмет нарисован.
Я жутко возгордилась своим чадом, решила, что он гений и будущий математик, и, следовательно, его способности надо развивать только в самой лучшей школе. И как раз узнала, что рядом есть экспериментальная школа (почти что частная), где имеется дошкольно-школьное отделение для одаренных детей. Поступали туда детишки с 4-х лет после тестирования.
Я повела свое чадо на последний тест (2 класса к тому времени уже набрали). Сын правильно назвал себя, посчитал до десяти и обратно, сложил 2 гриба с тремя, собрал пирамидку, почти правильно описал картинку (не сказал только время года, но после дополнительного вопроса учителя и с этим справился), адрес назвал почти правильно (номер дома у нас длинный - он немного запутался), что-то там нарисовал. Через несколько дней нам позвонили и пригласили на родительское собрание. Так мы поступили в школу.
Объясню, почему я ее называю "почти частной". Директор не менялся уже лет 30, обучение платное, дополнительные занятия (хореография, ритмика, шахматы, английский и т. д.), хорошее 4-х разовое питание. В Москве таких школ, наверное, много, а у нас штуки 2-3, и при этом частных садиков и школ практически нет. Эта школа по такому "эксперименту" работает уже лет 15, и было уже несколько выпусков, дети все поступили в ВУЗы. На первом родительском собрании нам сразу объяснили, какой у нас "замечательный" класс: примерно половина учеников - дети учителей, и даже внучка директора поступила учиться с нами. Нам рассказали, какие будут дополнительные занятия с детишками проводить, сказали, что они стоят в общем расписании, отказываться мы от них не можем и должны оплачивать ежемесячно и своевременно. Все с этим были согласны, но спросили, до какого возраста это будет продолжаться. Нам ответили, что так мы будем учиться 4 года, а потом перейдем в "большую" школу, и наш класс будет такой же по нумерации, как и все, только к нему припишут звезду (*).
Скажу сразу — первый год нас все устраивало. Денег уходило примерно 1500 руб. в месяц (для нас это многовато), но результат был очевиден: ребенок постоянно рассказывал какие-то забавные стишки на английском, хорошо считал, пел, пытался даже показать, как они там танцуют. На второй год мы заметили, что что-то изменилось: про английский ребенок и не вспоминал (забыл даже, как его зовут), про танцы стал часто говорить: "А их не было — учитель заболел". И так было практически со всеми дополнительными занятиями (которые мы в полной мере продолжали оплачивать). А тут еще как назло родительский комитет активизировался: стали ежемесячно собирать какие-то дикие суммы (то на линолеум, то на подарки учителям, то на ремонт унитазов, то опять учителям). Сколько я ни пыталась возражать и выяснять, на что уходит столько денег, мой голос просто терялся в общем гуле "сдаем, сдаем". Я поспрашивала у параллельных классов — столько ни один класс ни на что не сдавал. Для сравнения: в параллели сдавали на Новый год по 180-230 рублей, а мы 600. При этом у них в эту сумму тоже были заложены и подарки детям, и Дед мороз, и учительские подарки. Мой ребенок продолжал быть отличником по всем предметам (даже по тем, которых у него не было), и все это стало меня настораживать. Скажу сразу: классный руководитель (она вела у них основные предметы) меня совершенно устраивала, кроме того, она регулярно со мной общалась и рассказывала, что и где ему надо подучить, а на чем можно и не заострять внимания. Детки нам тоже очень нравились — были, конечно, и оторвы, но не очень много, а основная масса очень воспитанные и доброжелательные. Они дружили между собой почти все, и класс был очень сплоченный.
Ближе к концу второго года обучения мы узнали, что наша лучшая подруга уходит из класса в "большую" школу и собирается там пройти тестирование и поступить в 1 класс (математический). Мы тоже решили последовать ее примеру. В основном, из материальных соображений и продолжающейся "вражды" с родительским комитетом, но кроме того еще и потому, что там тоже учили английский (бесплатно!!).
Тестирование мы прошли, но уже все было не так просто, как в первый раз, потому что надо было писать уже прописными буквами, а мой все еще писал печатными, и у него кое-как получилось переписать предложение с доски. Зато читал он хорошо и считал вроде тоже нормально, поэтому его все же зачислили. Самое интересное началось летом — учитель практически сразу ушла в отпуск, повесив все обязанности на родителей тех деток, которые ходили к ней на подготовку. Те, в свою очередь, толком не могли мне ничего объяснить, и в результате мы оказались без учебников. Но я еще надеялась купить их сама в магазине ближе к первому сентября.
В августе мой ребенок с приступом астмы попал в больницу, и нам сказали, что выпишут только в сентябре. Я звонила в школу, чтобы известить о болезни и узнать все же список учебников. Там говорили: "Свяжитесь с классным руководителем". Звоню той — тишина. Так мы провели в поисках почти весь август и решили, что останемся в своем "дошкольном" классе. А 31 августа нам звонит "классная" и спрашивает: "Вы знаете, что линейка завтра в 8?!" Я ей сказала, что мы уже не хотим учиться в ее классе и остаемся в своем "дошкольном". Кроме того, у моего ребенка уже месяц лились слезы по поводу того, что подружку зачислили в другой класс, а, следовательно, "уж лучше я останусь в старом классе с Кристинкой и Машкой".
Часть 2. Школа общеобразовательная
Наша подружка, поступившая в 1 математический класс, из круглой отличницы и лучшей ученицы стала хорошисткой. Мама ее сказала нам, что учиться там намного сложнее (это уже было заметно на тестировании), поэтому я только сказала "спасибо" Богу и Провидению, что мы туда не пошли. Мой сорванец не настолько умственно одарен, а, следовательно, ему бы пришлось бросить все кружки и целыми днями учить математику.
Третий год нашего обучения в "дошкольно-школьном отделении" по результатам (знаниям) мало отличался от второго. Только вот появился новый учитель по музыке, и я хоть услышала результат ребенкиных занятий на одном из утренников.
К концу года я укрепилась в мысли, что надо бежать подальше и от этого нашего "эксперимента", а то останусь банкротом и с тупым дитем. Опять стала спрашивать, долго ли нам еще столько платить и выяснила, что до последнего (11) класса!. А тут еще и младшая моя подросла, и пора было ее в сад вести (еще дополнительные 800 руб. в месяц тратить).
Многие "старшие товарищи" стали уговаривать отдать детку в простую общеобразовательную школу. Главным аргументом было то, что "как он может учиться в классе с каким-то уклоном, если он еще сам не знает, чего хочет дальше в жизни". Поразмыслив, я тоже пришла к выводу, что образование-то у нас все еще бесплатное, и все те знания, которые он получает, можно получить и в простом классе (тем более что язык сейчас почти во всех школах учат с "началки"). Деть тоже стал говорить, что учиться ему здесь сложно, по чтению его бедного "загоняли". Пришел новый учитель по английскому и требует много читать, а он, мой "бедолага", просто даже не успевает понять, чего от него хотят.
Стала я просить, чтобы нас перевели в простой общеобразовательный класс, но мне сказали, что туда берут только по месту прописки, а мы к этой школе не относимся. Обошла я почти все школы района, и нас согласились взять только в 2 из них (не самых лучших). Школу №4 я скинула со счетов после общения с предполагаемой учительницей — совсем она мне доверия не внушила (грязные ногти, гнилые зубы, плохо отзывалась о своих учениках и их родителях). В школе №75 нас согласились взять во 2 класс после тестирования или в 1 без тестирования. Мы, конечно, просились во 2, т.к. программу первого (и частично 2) класса мы уже успели изучить.
Тестирование повергло меня в состояние легкого шока. Начали с чтения. Читал он хорошо и быстро. И это нас спасло, т.к. дальше был просто ужас. Проверка русского языка дала следующий результат: "жи-ши" дите писать не умеет, какие бывают знаки препинания в конце предложения, не знает (пишет даже без точек), какие слова пишутся с большой буквы (кроме имен ничего не назвал) тоже не знает. Т.е. ребенок не знает того, что в общеобразовательной школе учат в 1 классе. Дальше была математика. Учитель дает моему олуху задачку и говорит: "Запиши кратко условие задачи и реши ее". А мой смотрит на нее как баран и пытается дословно задачу записать. Она уже разочарованно нас хотела отправить, но тут я вмешалась, говорю: "Они по Петерсону учились, и, кажется, там не было такого". Учитель заохала, заахала и дала ему простые примеры на сложение и вычитание. Когда он справился, дала примеры более сложные (после 20 и даже что-то из 100 надо было вычесть), он справился и вроде реабилитировал себя в ее глазах. Нас приняли во 2 класс.
Учимся мы теперь в самой простой школе, есть в этом и плюсы и минусы.
Плюсы:
- Учимся по программе, принятой во всех общеобразовательных школах и в случае нового перехода (вдруг опять переедем) не надо будет заново переучиваться.
- Образование бесплатное, а классный руководитель не хуже прежнего.
- Учим английский язык (бесплатно).
- Есть бесплатный кружок шахмат и платные танцы (150 руб. в месяц), которые можно посещать, находясь в продленке.
- Питание бесплатное (завтрак+обед).
- Запросы и возможности у всех примерно одинаковые, и поэтому на подарок учителю скидываемся по 100 руб. И на ремонт школы раз в полгода по 350. Если будет что-то больше, все родители поддержат меня.
- Школьную форму не шьем на заказ в ателье знакомых директора (отвратительного качества, но при этом — за бешеные деньги), а каждый покупает, что может, и того качества, какого хочет (главное, чтобы был пиджак и брюки, а белая рубашка только для торжественных случаев).
- Сэкономленные (на образовании) деньги мы можем тратить на те кружки и дополнительные занятия, которые нам нравятся, а не те, которые нам навязывает школьная администрация.
К плюсам еще можно отнести характер нашей учительницы. Она старается их сразу разнимать и отвлекать (а вот была одна на замене, так мой чуть калекой не остался). Ребенок — лучший ученик класса, и поэтому ему иногда ставят пятерки, даже если есть 1 ошибка (как бы сравнивают с другими и делают вывод о том, что у него по сравнению с ними работа отличная).
Минусы:
- Класс недружный, в нем почти одни мальчики, и поэтому постоянно проходят "бои без правил" (мы ходим на джиу-джитсу, чтобы остаться с целыми руками и ногами, но вообще он у меня не сильно конфликтует).
- Второй год подряд пришлось читать один и тот же учебник по чтению (мы его уже изучили до этого).
- У ребенка почти нет друзей в новом коллективе, т.к. нет общих интересов (почти никто не ходит на кружки, не любят читать книги), а с девчонками у них дружить считается зазорным. Есть 1 друг, 2 приятеля и 1 девочка на продленке из параллельного класса.
- Многие дети используют матерные слова.
- Еда не очень калорийная, и приходится давать деньги на пирожки или бутерброды (обед в 12, а до пяти часов есть еще раза 2 захочется). Но плюс — это все равно не так дорого обходится, как питание в "эксперименте".
- Продленка работает до 17 час., и надо пораньше уходить с работы, либо отпускать одного.
А вот какие выводы я сделала для себя (мне еще младшую в школу отдавать).
- Моей большой ошибкой было то, что я в первой школе не настояла на переводе нас в параллельный класс (где у родительских комитетов аппетиты не столь аппетитные). Или на переводе в общеобразовательный класс (как я потом узнала, мы имели на это право, т.к. у ребенка была отличная успеваемость, и придраться было вообще не к чему). А контингент той школы все же лучше (хоть не матерятся на каждом шагу и с девочками дружить вовсе не зазорно, а нормально).
- С родительским комитетом ругаться абсолютно бесполезно, если его поддерживает большинство.
- Учителя действительно лучше выбирать заранее, и хоть нам и повезло во всех случаях (кроме попытки попасть в математический класс), больше я на самотек это не пущу, и с младшей мы запишемся на подготовку (где и посмотрим на всех учителей и пообщаемся с теми, кто из "началки" будет выпускать деток).
- Если есть желание из ребенка делать математика, то не стоит начинать с первого класса — к концу обучения он десять раз передумает и решит заняться чем-то другим. Лучше просто стараться на одном уровне осваивать все предметы, а к 9-10 классу нанять репетиторов, перейти в класс с углубленным изучением предмета или отправить на дополнительные занятия.
- Иностранным языком в любом случае лучше заниматься дополнительно и вне школы.
- Даже если ребенок — отличник, это еще не значит, что он хорошо все усвоил (просто он лучше на общем уровне), а поэтому дополнительно заниматься с ним дома просто необходимо и обязательно надо заниматься на каникулах, т.к. даже отличники на каникулах все забывают.
Я даю отдохнуть, но время от времени в игровой форме спрашиваю таблицу умножения или прошу посчитать сдачу в магазине, или на сколько лет кто-то кого-то старше, или сколько лет будет мне в 2040 году, если я родилась в ... году. Еще на каникулах прошу его почитать сестре книжку и т. д. - Надо приложить все усилия, чтобы ребенок как можно меньше менял школ или классов. Это сильно сказывается на его эмоциональном состоянии и способности заводить друзей. А для этого надо с самого начала поговорить обо всех условиях обучения с учителем, а еще лучше, с дирекцией школы, и выяснить для себя все мелочи (в т.ч. сколько лет и за что платить).
- И еще одно дополнение. Мы сейчас зарабатываем совсем не так мало, как 4 года назад, но деньги нам с мужем даются очень тяжелым трудом, а очень часто и здоровьем. Поэтому я просто не смогу позволить себе их выкидывать на ветер и платить за те образовательные услуги, которых мой ребенок не получает или платить за золотые унитазы, а получать в итоге отечественный протекающий фаянс. Поэтому я лучше найму репетиторов, чем отдам чадо в "частную лавочку", где ребенок не получит даже основных знаний, а все же будет отличником. И на ремонт школы буду сдавать деньги только в том случае, если буду видеть этот ремонт, и если он не будет "круче" моего собственного.