Билингвистическим преимуществом (the bilingual advantage) исследователи называют способность оперативно переключаться между умственными задачами. Это легко получается у детей-билингвов, поскольку они умеет быстро переходить с одного языка на другой. Живой и гибкий ум, согласно исследованиям, прямое следствие двуязычного воспитания.
Ученые также настаивают, что раннее изучение второго языка положительно влияет на память, на словарный запас, на способности к другим языкам и даже точным наукам.
Но каким образом, не травмируя малыша, убедить его заниматься английским? Дети до года не воспримут аргументы о грядущих интеллектуальных успехах. Мультфильмы окажут здесь плохую поддержку, они не интерактивны и не требуют включенности. А родителям редко приходится сыпать английскими песенками и потешками, у них без того достаточно забот.
Продуманным решением будет покупка билингвальной игрушки. Хорошая игрушка отвечает сразу нескольким задачам: во-первых, с ней ребенок погружен в игру, а значит, сосредоточен, увлечен и испытывает положительные эмоции. Во-вторых, малыш активно задействует сенсорную сферу: работает с формами, объемами, новыми тактильными ощущениями и звуками, что исключительно важно именно в возрасте до 3-х лет. В-третьих, он ненавязчиво запоминает фонетический строй иностранного языка, устойчивые фразы и отдельные слова. А раз они исходят от любимой и яркой игрушки, он психологически присваивает их. Услышав в дальнейшем похожую фразу, он не будет считать ее чужой, ведь подобным звукам он не раз радовался в своей детской и, как мог, подпевал или хлопал в ладоши.
Двуязычную игрушку можно выбрать исходя из интересов малыша.
Для эмоциональной сферы
Легче всего общаться с иностранцем, если он добрый, большой, приветливый и мягкий — такой, как говорящий мишка Teddy из серии Bilingual ABC от бренда Chicco. Для ребенка огромное значение имеет эмоциональная сфера, причем переживаниями он наделяет и своих плюшевых друзей. Медвежонок может радоваться, хотеть кашу, капризничать, но в то же время он остается близким товарищем по игре. С ним приятно бороться или обниматься, громко петь хором или укладываться спать. Билингвальный улыбчивый Teddy может блеснуть 40 разными песенками, шутками или забавными фразами. Он знает приветствия, числа, названия животных, части тела на русском и английском языках — весь базовый набор лексики начальной школы.
Детские психологи уверены, что любая информация у ребенка усваивается гораздо лучше не в абстрактном варианте, а в сопровождении сенсорных стимулов. Важно не просто произнести слово на английском, но и совершить движение, прикосновение, любой прием, который задействует чувства ребенка. Дети воспринимают мир телесно. В этом смысле мишка Teddy позволяет использовать свои замечательные тактильные свойства в полной мере, чтобы развить интеллект ребенка.
Для движения
Опытные родители знают, насколько необходима игрушка, которая сопровождает ребенка, осваивающего пространство. Вместе с новым навыком ползания или ходьбы появляется интерес к товарищам, которые движутся, покоряясь движению детской руки. «Говорящий дракон» задорно двигает головой, когда малыш везет его за собой на веревочке, стимулируя тем самым продолжать перемещения. К тому же сказочный персонаж отлично справляется с обучающей ролью: 5 красочных кнопок запускают на двух языках не только названия букв, цифр, цветов, фигур, животных, но и детские стишки. Стихи, благодаря внутреннему ритму, прекрасно запоминаются и ложатся на движения тела.
Для начальной ролевой игры
Ни одна обучающая методика не даст так много для развития воображения ребенка, как ролевая игра. Воображение работает, потому что в игре малыш выходит за пределы своей деятельности и пытается воссоздать более широкий срез мира, например, подражает маминым и папиным делам. Ролевая игра начинается как раз с попыток повторить взрослые действия. «Говорящая кухня», «Говорящий набор мастера», «Tележка для покупок» и подобные игровые центры особенно интересны тем, что в игре ребенок легко овладевает сложной лексикой: звучащие на двух языках слова обозначают, например бытовые приборы и инструменты, при этом каждый издает свой звук. Это позволяет игре быть реалистичной.
Возможность подражательных ролевых действий дают и небольшие предметы: «Говорящие ключи» и «Говорящий телефон» — удобные для маленьких рук игрушки. Кнопки, подсветка и серьезный игровой потенциал делают их притягательными для ребенка. А языковой миссией их наделяет звуковое сопровождение.
Масса возможностей заложена в игровом центре Chicco «Говорящая ферма». Детей довольно часто начинают обучать второму языку с названий животных, и это неспроста. В домашних животных можно играть, повторяя звуки, которые они издают. Это неплохое фонетическое упражнение, однако с «Фермой» нужда в дополнительных упражнениях отпадает. Здесь малыш не только знакомится с трогательными жителями фермы и узнает, какие звуки они издают, но он также слышит названия цветов, цифр, а кроме того, ребенок может менять режимы игры, участвовать в викторине. Викторина — азартный способ научить ребенка концентрации, отточить его память, внимание, слух, а также лингвистические навыки.
Что дает игровое изучение двух языков
Стоит помнить, что детское развитие в нежном возрасте до 3-х лет происходит оптимально, не когда малыш задумался над конспектами, а когда он играет. Даже если на взгляд несведущего взрослого его игра выглядит бессмысленными манипуляциями с игрушками. Наши познавательные механизмы устроены таким образом, что с самого рождения мы готовы общаться, слушать и с неутомимым любопытством воспринимать речь.
Двуязычные игрушки помогают осваивать 2 языка — родной и иностранный — ненавязчиво, легко и интересно. В будущем это обязательно отзовется: упростит занятия английским в школе, улучшит память и общий интеллект. Философ Витгенштейн писал: «Границы моего языка означают границы моего мира». Чем больше вокруг слов, тем шире мир ребенка, тем интереснее его жизнь.
Статья подготовлена при поддержке итальянского бренда Chicco. Широкий ассортимент качественных развивающих игрушек для детей от 0 до 3 лет вы сможете найти в официальном интернет-магазине Chicco.