О вреде излишнего образования

Полезность: 4 из 5 Интересность: 4,3 из 5 (22 оценки)

В детстве мне очень хотелось заниматься музыкой. Музыкой для меня считалось петь в группе а-ля Битлз или играть на гитаре "как папа". Мои родители восприняли мой порыв превратно и радостно сдали меня в музыкальную школу по классу баяна - официально, потому что в других классах не было мест, реально же - потому что занятия в народных классах начинались сразу после школы и заканчивались как раз к концу рабочего дня мамы. На втором месяце обучения я сделала для себя три неуклонных вывода - я полная бездарность, я не способна воспринимать прекрасное вообще, а главное я терпеть не могу ничего, связанного со звуком.

К сожалению, моя ситуация - это традиция. Мы отдаем своих детей учиться петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, прикрываясь приобщением к прекрасному, и не задумываясь о том, что шести-семилетний ребенок не способен рисовать каллиграфические ноты в нотных тетрадях по полтора часа подряд и вряд ли будет получать неземное наслаждение, слушая Вальсы Шопена и "Ивана Сусанина". Особенно жаль мне детей тех "продвинутых" мамаш, которые еще в детском саду, силой усаживают своих детишек за фортепьяно в 4-5 лет, надеясь, видимо, что из каждого чада вырастет свой домашний Моцарт.

В моей школе, слава богу, попался грамотный психолог, который смог объяснить моим родителям то, что "навязывание" прекрасного и вечного зачастую приводит к обратной реакции и комплексам на всю жизнь, а в государственных музыкальных школах дисциплина иногда отдает кадетским корпусом со своими гауптвахтами и битьем линейкой по пальцам. Что для детей написаны прекрасные песенки, которые детям очень даже нравятся, что гитара и скрипка - это разные инструменты, и если подросток тянется играть на гитаре "Гардемаринов", то не надо бить его по рукам и требовать гаммы. Именно поэтому я лет через пять уже смогла заходить в МузТорг и смотреть на музыкальные инструменты без отвращения, а к 19 сама научилась отличать на слух Моцарта от Баха. А вот большинство моих ровесников до сих пор считают идеальной музыкой тишину.

И всю жизнь я, наверное, буду вспоминать 12-летнюю Танечку, победительницу множества конкурсов, закончившую музыкальную школу с отличием, которая после выпускного открыла футляр со своей скрипкой и полтора часа самозабвенно пинала инструмент ногами.

Елена Пастухова, epas@ag-loyalty.com



В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "О вреде излишнего образования"

Вы не авторизованы.

И чего все так сольфеджио не любят? Музыкальные диктанты я очень любила, может, потому, что писала их всегда без усилий и ошибок.
Леся вспомнила на хоре что-то церковно-классическое. Боже, это ж такая красота!.. Оч.люблю полифонию, старинные церковные католические песни. Был преподаватель-энтузиаст, организовал камерный хор, куда отобрал в том числе и меня. С каким удовольствием мы репетировали и выступали. Репертуар остального хора как раз был мне ненавистен: преимущественно дурацкие пионерские или детские бодрые песни.
Так что на вкус, на цвет... Вы еще посетуйте, что вам, гуманитарию, приходилось в обычной школе алгебру с геометрией изучать! Интересно, как бы вы без сольфеджио читали ноты с листа? Это все вместе - сольфеджио, специальность, хор, музлитература - для гармоничного и разностороннего музыкального развития.
В одном я согласна безоговорочно с автором - начинать серьезно учить ребенка музыке в дошкольном возрасте рано, никакого толку не будет, он еще не готов к нагрузкам, максимум - попеть песенки под пианино в детском саду, или потанцевать чуть-чуть.
Это я на собственном опыте основываюсь - я училась в музыкалке 2 раза. И дело не в педагогах (хотя от них многое зависит). Меня отдали родители в 5 лет, и я честно оттарабанила 2 года. Я была послушной и продолжала бы заниматься, но родители видели, что никакого энтузиазма у меня это не вызывает. В предверии похода в 1-й класс мама-папа меня спросили - хочешь? я радостно ответила: а что, неужели мне можно бросить "музыку"? Пошла в школу, занялась лыжами.
Закончила третий класс и почему-то до меня дошло, что я ОЧЕНЬ хочу играть, петь и т.п. Родители влезли в долги и купили мне пианино (прежнее брали напрокат). Мы пришли в ту же музыкалку, и преподаватели покачали головами,мол в 10 лет уже поздно начинать, получалось, что я должна закончить в 17 лет, т.е. предполагаемо на 1-м курсе вуза.
А я все равно хотела, это было мое решение, а не родителей. Поэтому закончила семилетку за 5 лет, игнорировала факт, что на хоре я старше всех как минимум на 2 года (а в детстве это - ого-го). Мне прочили карьеру пианиста или вокалиста, приглашали в музучилище, но я понимала, что с моей ленью мне хорошим музыкантом не стать. Я училась ДЛЯ СЕБЯ. Я не играла по 2 часа в день, как положено школьными канонами, конечно, ленилась делать домашнее заданние, может, просто все легко давалось.
И играла я долго, пока окончательно не задавили работа и быт. В 18 лет я самостоятельно освоила гитару, с которой так просто стать душой любой студенческой компании. В 27 мне муж подарил синтезатор, что тоже отвлекло от пианино. Ну, а в 30 - родился сын, и совмещая работу и ребенка, я пианино сейчас забросила. К глубокому сожалению, потому что это был отличный способ справляться с депрессией и стрессами. Серьезно! Сейчас, увы, приезжая домой в 11 вечера, на пианино не поиграешь, и стресс снимается парой бокалов вина...
2004-12-02, bengi
Вы просто злитесь на родителей, потому так жёстко и пишете (я обращаюсь к автору). Для вас обучение музыкой сводится только к битью линейкой по пальцем что ли?
Сочувствую вам, но для того, чтобы привить ребёнку любовь к музыке совершенно необязательно быть хорошим психологом. Вас отдали на баян, потому что на других инструментах мест не было (!!!) - поражаюсь "мудрости" ваших родителей!
И ваша ситуация отнюдь не традиция, поверьте! И начинать занятия как раз нужно в 4-5 лет, это очень подходящий возраст, и Моцарт тут непричём. Только начинать нужно с детских песенок и ритмических упражнений, тут конечно желателен опытный педагог или специальная подготовительная группа в музыкальной школе. Конечно, у ребёнка должно быть желание петь, играть и танцевать. А если желания нет, и занятия приносят РЕАЛЬНЫЕ страдания ребёнку, то можно и прекратить обучение. Другое дело, если вашему чаду просто лень играть гаммы (это уже в школьном возрасте), а хочется играть только то, что легко и приятно, то можно немного надавить, объяснить в конце-концов, ребёнок уже в состоянии понимать взаимосвязь учения и результата.
Я сама, например, очень хотела бросить музыкальную школу (и неоднократно), но родители мягко настояли, т.к. и они, и педагоги видели у меня способности, а заниматься мне мешала обыкновенная лень. И что теперь? Я ужасно благодарна родителям за то, что они всё-таки настояли на своём. Сейчас я пианистка, нашла себе работу даже в Америке, меня на работе очень ценят и любят, а главное - я обожаю свою профессию.
А вот моей старшей сестре разрешили бросить музыкальную школу, о чём она, став уже взрослой, очень пожалела, даже пошла учиться было заново в вечернюю школу, но потом быстро вышла замуж, родила сына, и ей уже стало не до музыки. О чём она до сих пор продолжает жалеть, а ей уже под сорок...
Свою дочку (ей сейчас полтора года и она обожает слушать музыку и танцевать) я обязательно буду учить музыке и постараюсь, чтобы эти занятия доставляли ей удовольствие. Насильно конечно заставлять не буду. А начала, кстати, я уже сейчас - моя Кристинка обожает сидеть рядом со мной за пианино и слушать, как я играю и пою ей детские песенки.
2004-11-06, Екатеринаа
Я смотрю, здесь жалуются на свое нелегкое музыкальное детсво одни лишь женщины. Мужчины, похоже, остаются довольны тем, что прошли горнило музыкальных школ. Лично я считаю, что детей не просто желательно, а необходимо учить музыке, также, как необходимо учить правильно складывать числа, а потом решать уравнения. Кроме этого, детей необходимо познакомить с рисованием, театром и спортом, да еще много с чем. Но музыка - на самом первом месте, и как можно раньше. Начинайте еще с утробы - слушайте по вечерам классиков. А в три года ведите к педагогу.
Для чего такая настойчивость? Все очень просто. Этим жестом вы даете ребенку мощный инструмент влияния на свою жизнь, шанс, который ускользает с каждым прожитым годом. Пусть ребенок плачет, каприничает и жалуется на церковные песенки и казенные порядки. Если бы людей не учили алгебре, не было бы у нас ни экономистов, ни ученых, ни инженеров. Литературе - вообще бы не было людей с грамотной речью. А среди музыкантов с мировым ли именем или городским - едва ли найдется 2%, кто обошелся без детского музобразования. Подросшие дети могут долго проклинать свою судьбу и вашу нерасторопность, что их мечта разошлась с возможностями и гитара в шумной компании - единственное, на что они способны. И единственный способ смягчить нелегкую учебу - это ваше живое участие. Как с детским театром, как с лыжами. Дайте детям возможность - и возможно, подарите им величайший шанс. Отвернетесь - не видать им такой дороги, как своих ушей. Даже если они всей душой возжелают ее.
2005-10-24, Артем
Леся и мама98, вы абсолютно правы. Я, учась в музыкальной школе, ненавидела музыкальную литературу, например. Ну память у меня плохая (была и есть), не могла я запомнить биографии композиторов и куски из музыки. На хоре мы пели детские песенки, никакого церковного репертуара. Но я согласна с вами в принципе - в Союзе (мне трудно судить, как обстоит дело сейчас), в любом деле, будь то музыка, спорт или балет, сразу учили на профессионалов. Отсюда и нагрузка, и разнообразие предметов, и высокие требования. А я сейчас живу в Америке, здесь (во всяком случае в Калифорнии) всё иначе. Ребёнок с детства пробует заниматься и муыкой, и балетом, и спотром и ещё чем-нибудь. Основная цель - чтобы ребёнок бестолку не болтался по улицам и обязательно получал удовольствие от занятий. Результаты обучения не так важны. А музыкальных школ с хором и сольфеджио здесь нет и в помине! Ребёнка на музыку отдают к частному педагогу. Он научит играть на каком-то инструменте и заодно даст те теоретические знания, которые необходимы для практики. Но потом, если вдруг у ребёнка обнаружатся способности и желание продолжать учёбу, всегда можно найти варианты, как из ребёнка сделать профессионала.
Не берусь судить, что правильнее, у каждой системы есть плюсы и минусы, НО как пианистка, работающая в балете, могу вам сказать точно - русские пианисты и артисты балета здесь выделяются особо. Русская пианистическая школа слышна сразу даже непрофессионалу. То же касается и балета. Потому что учили на совесть.
2004-11-09, Екатеринаа
Я тоже присоединюсь к Лесе в плане того, что музыкальное образование, как например и спортивное, должно быть разноплановым. Кто-то шагает на эту музыкальную "лесенку", стремясь к консерватории, но многим надо просто получить общие занания + например освоить какой-нибудь инструмент на "бытовом" уровне... Тогда и трагедий меньше будет и Баха от Моцарта больше людей отличать научаться:)
Меня например в музыкалку отдали в 6, потому что было модно тогда девочке на пианино играть....
правда на хоровое отделение, за что большое спасибо.
У нас был замечательный хор, я до сих пор вспоминаю наши выступления и те произведения, которые мы пели. Муз.литературу тоже вели очень интересно...НО кроме этого были обязательное фо-но и сольфеджио, и я просто умирала от них....
в итоге я еле-еле закончила музыкалку и к пианино больше не подходила вообще....
2004-11-09, мама98
Проблема в том, что наши муз.школы - это первая ступенька лестницы муз. школа - муз. училище - консерватория. Согласитесь, но многие хотели бы просто уметь то, что раньше называлось "музицировать" и разбираться в музыке, а не зубрячить высокие материи и писать музыкальные диктанты... Кто желает нюансов и подробностей - пожалуйста! Но остальным зачем же вместо любви на всю жизнь прививать НЕлюбовь к музыке.
Я сама окончила музыкальную школу. Без принуждения. Но я твердо знала, что не хочу быть музыкантом. О боги, как я ненавидела сольфеджио! А хор (где начиная с 10 лет исполнялись только какие-то церковно-классические вещи - самое оно для подростков)!
А любила именно специальность (скрипку), муз. литературу и ансамбль (был у нас такой, выступали даже). Но сольфеджио и хор-то были обязательными...
2004-11-09, Леся
Так много в жизни дел, которые делать не хочется, но надо. Конечно, переступать не нужно. Но если ребенка спрашивать, то ... (даже боюсь представить себе, что получится). Все-таки воспитание - это и принуждение и приучение выполнять неприятные обязанности, пытаться найти в них свои плюсы. Меня в 7 лет спросили, хочу ли я в муз. школу. После моего "да" восемь лет обучения мне были обеспечены, больше никто не спрашивал, я прогуливала, не занималась, но у родителей и в мыслях не было меня оттуда забрать. В выпускном классе появилось желание играть и слушать музыку. А если б меня спрашивали, чем бы это кончилось? Правда, у нас была хорошая школа - в городе музыканту другой работы было не найти и все наши педагоги были с высшим образованием (и даже с аспирантурой Московской консерватории).
2004-11-10, фа
Поделитесь:

05.11.2004
Обновлено 05.11.2004
Статья дня
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Близкие по теме статьи
Как я похудела на 15 кг без ущерба для здоровья: упражнения и питание
Как я похудела на 15 кг без ущерба для здоровья: упражнения и питание
Хотите сбросить лишний вес? Малыми шагами к большой цели!
ЭКО — быть или не быть?
ЭКО — быть или не быть?
ЭКО - относительно новый метод, с которым связаны различные мифы и сомнения.
О качестве образования в России
О качестве образования в России
Почему в России наблюдается дефицит учителей.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!