Хотелось бы поговорить об учебниках, точнее, о тех учебниках, которые выпускаются последние годы, на примере издания 2006 года (не стереотипные, то сеть с изменениями и дополнениями).
Я мама двух детей, и хотела бы сформулировать, что вызывает основные проблемы у детей. И почему помощь родителей нужна очень часто.
Проблема N1 - формулировки на научной основе. Приходится переводить на русский язык авторские перлы. Например, ученику 6,5 лет в учебнике по русскому нужно выучить определение, которое начинается так: "Фразеологизмами называются...". В этом слове 15 букв, и юный маленький ученик честно пытается преодолеть это слово, не вникая в смысл.
Или приоритет действий формулируется как "Действия первого порядка ...действия второго порядка..." и так далее на пять предложений. Прочитав это, ребенок говорит: "Мама, я ничего не понял". В средней школе все настолько научно и затейливо, что вооружиться можно толковым словарем и помощью родителей. Вопрос по литературе для самостоятельной работы: "Какой образ впечатление возникает у вас при прочтении..."
Знаком ли автор с русским языком, не очень понятно.
(Автора не помню, программа Занкова, "Русский язык", 1 класс) (Истомина, Математика 4 класс)
Проблема N2 - в учебниках нет теории. Зачастую пропустившие по болезни дети не могут самостоятельно сделать задания, ибо в параграфе есть только тема и дальше сразу задания. Или теория по математике в 4 классе представлена в виде диалога между Мишей и Машей, по прочтении которого непонятно, кто же прав, и как вообще правильно нужно делать. Жалко родителей, детей, учителей, в конце концов. Что проще - понятное и краткое правило в рамочке, дальше примеры и потом задания.
(Истомина, Математика 4 класс)
Проблема N3 - задания и вопросы в конце параграфа и в рабочих тетрадях не совпадают с содержанием параграфа.
Вопрос: "Что такое стебель?". Определения в тексте нет вообще, значит, надо формулировать своими словами! "Узнайте растение". В тексте про него ничего нет, нужно дополнительно покупать атлас-определитель.
(Плешаков, "Я и мир вокруг меня", рабочая тетрадь) Или еще вопрос - найдите эпитеты в тексте. Но в хрестоматии по литературе нет ни определения, ни примеров эпитетов.
Проблема N4 - лишняя информация. В истории не найти дат, зато много мифов и религии, история ислама, христианства. Ранее все мифы предлагалось прочитать как дополнительную литературу. Не чувствуется логики, временных промежутков и главных действующих лиц истории.
(Донской, История средних веков, 6 класс)
Проблема N5 - контурные карты и атласы. Несовпадение атласа и карт в одной (!) брошюре по масштабу. И в принципе учитель не объясняет, что такое условные знаки, как работать с картами.
Уверена, что многие родители каждый день встречаются с похожими проблемами.
И еще - вот наглость - хотелось бы ответа от Министерства просвещения, есть ли у них обратная связь с родителями, и почему никто не контролирует очевидные ляпы в учебниках.
Ирина Филимонова, filimonova_i@mail.ru.
Мой внук закончил в этом году второй класс. В конце учебного года мы с ним читали заданную учителем на дом сказку "Красная шапочка". После первых слов , я ужаснулась от услышанного, не могла поверить ушам и глазам, что это действительно написано в учебнике Родная речь для 2-го класса 2 часть выпущенный Просвещением, Московский учебник 2004 г.. Составители: Л.Ф. Климанова; В.Г. Горецкий; М.В. Голованова.
Вот эта сказка:
Шарль Перро КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Жила-была в одной деревушке девочка красоты невиданной: мать от неё без ума была, а бабушка совсем на ней помешалась. Эта добрая старушка купила ей красную ша¬почку, которая так девочке к лицу пристала, что от шапочки ей и кличка пошла, и везде звали её Красною Шапочкою.
Раз мать вынула из печи пироги и говорит ей:
стр.192
— Сходи-ка к бабушке понаведаться; сказывают, она нездорова. Да снеси ей пирожок и горшочек масла.
Красная Шапочка сейчас встала и отправилась к бабушке, которая жила в дру¬гой деревне. Только идёт она лесом и встречает волка. Волк хотел бы её съесть, да не смеет, потому что поблизости дрово¬секи слышны. Вот он и спрашивает:
— Куда ты идёшь?
Бедная девочка не знала, что с волком опасно останавливаться растабарывать, и отвечает ему:
— Иду к бабушке, несу ей от матушки пирожок да горшочек масла.
— А далеко бабушка живёт? — спрашивает волк.
— О, далеко! — отвечает Красная Шапоч¬ка. — По-за тою мельницею, что вон-вон виднеется впереди, а там будет первый дом,
как войдёшь в деревню.
— Знаешь что, — говорит ей волк, — пойду-ка и я к бабушке. Я пойду этой дорогой, а ты ступай тою: посмотрим, кто из нас скорее дойдёт.
стр. 193
И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкину дому. Постучался:
— Стук, стук.
— Кто там такой?
— Это я, внучка ваша, Красная Шапоч¬ка, — отвечал волк, переменяя голос, —пирожок несу да горшочек масла: матушка прислала.
Бабушка лежала в постели, потому что ей немного нездоровилось, и кричит оттуда:
— Дёрни за верёвочку, засов отойдёт!
Волк дёрнул за верёвочку, дверь отво¬рилась. Он бросился на старушку и разом проглотил её, потому что уже больше трёх дней ничего не кушал.
Потом он запер дверь, улёгся в бабуш¬кину постель и стал поджидать Красную Шапочку, которая через несколько времени пришла и постучалась:
— Стук, стук.
стр. 194
— Кто там такой?
Услышав грубый волчий голос, Красная Шапочка сперва было испугалась, но, поду¬мав, что, верно, у бабушки насморк, от¬вечала:
— Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, пирожок несу да горшочек масла: матушка прислала.
Волк крикнул как только мог тонким голосом:
— Дёрни за верёвочку, засов отойдёт.
Красная Шапочка дёрнула за верёвочку, и дверь отворилась.
Когда девочка вошла, волк закутался хорошенько в одеяло, чтобы она его не узнала, и говорит:
— Положи куда-нибудь пирожок да горшочек масла и иди приляг со мною. Красная Шапочка разделась и легла в по¬стель. Её очень удивило, что без платья бабушка такая странная. Она и- говорит:
— Бабушка, какие у вас длинные руки!
— Это, внучка, чтобы получше тебя обнимать.
— Бабушка, какие у вас длинные ноги!
стр. 195
— Это, внучка, чтобы получше бегать.
— Бабушка, какие у вас большие уши!
— Это, внучка, чтобы получше тебя слышать.
— Бабушка, какие у вас большие глаза!
— Это, внучка, чтобы получше тебя видеть.
— Бабушка, какие у вас большие зубы!
— Это чтобы тебя съесть! — И с этими словами злой волк бросился на Красную Шапочку и съел её.
Разбери с друзьями сценку встречи девочки и волка в лесу.
Кто из героев сказки, по-твоему, олице¬творяет добро, а кто — зло? Подтверди свой ответ примерами из текста.
Какое окончание сказки тебе больше понравилось: то, которое ты знал раньше, или то, которое ты прочитал сейчас?
Составь план сказки и перескажи её.
Придумай свой вариант этой сказки.
стр. 196
Думаю, она Вам также как и мне "Очень понравилась"!
2008-06-02, Галина
Я - мама ученика 3 класса. Мне нужно, чтобы в начальной школе он хорошо научилися считать и писать. Была выучена таблица умножения. Должен уметь составлять план рассказа. Писать простые сочинения.
То есть в начальной школе, да и в средней, мне нужно обучение моего ребенка. Я против траты времени на поиски неизвестно чего и для неизвестно для кого-то. Лишняя информация - это мусор или шум. Зачем в этом копаться?
За то, что учебник написан и предоставлен моему ребенку авторы получили оплату. Так теперь еще раз выполнять их работу? Искать, что они забыли написать? Думать то, что они не продумали или ввели в заблуждение читателя?
Академическое образование он возможно будет получать после окончании средней школы в университете или академии.
Авторам учебников не надо скрывать свой непрофессионализм за громкими словами 'экспериментальный', 'развивающий', 'нетрадиционный','академический','образовательный'.
Пусть пишут понятно!
2006-12-22, marina_21
Дайте, дайте высказаться в поддержку !!!!
--Учебник по окружающему миру, 2 класс, программа "Школа 2100", 1 часть, стр. 41:
"Вращение Земли вокруг солнца - причина смены времен года"
Вопиющая ошибка. Потому что наклон земной оси у Земли, вращающейся вокруг Солнца, - причина смены времен года !!!!!
--Учебник Родная Речь, 2 класс, традиционная программа, 1 часть, стр 105 - определение басни:
"Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи; рассказывается об их жизни".
!!!!!
Список можно продолжать, продолжать, продолжать ..... :(((((
ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МИНОБРАЗОВАНИЕ ВООБЩЕ НЕ ЧИТАЕТ УЧЕБНИКИ, КОТОРЫЕ ОНО ОДОБРЯЕТ.
2006-12-23, МоЗайка
Добрый день! Я, правда, не Наталья, а ее старшая дочь! К сожалению, с учебниками начальной школы работать не приходилось и я не могу по этому поводу что-либо сказать. А вот с жалобами на историю средних веков, я не согласна. Дело в том, что история-это не даты. Это предмет предназначенный для того, чтобы школьник научился мыслить и анализировать.
Подлинную историю мы узнаем только из источников и предметов музейного значения! А мифы и легенды (которых так много в учебниках по Греции и Риму)являются историческими источниками. Поэтому изучение истории средних веков по мифам гораздо полезней, чем по датам.
С уважением,Зинаида.
2007-04-14, Наталья:)
Согласна с автором.
1. Учебник должен быть понятен ребенку для самостоятельного выполнения домашних работ. Должен учитывать возрастную физиологию и психологию ребенка.
2. Определения должны быть четкие. Без лишних слов.
3. Нельзя задавать контрольные вопросы ребенку, если его этому не учили.
Почему бы автору статьи не задать эти вопросы комиссии по учебникам.
Их адрес и полное наименование можно найти в Интернете.
А мне как родителю и так ясны недостатки учебников последних лет.
Если у кого остались старые 70-х годов учебники за начальную и среднюю школу, то я куплю. Пишите на мейл.
2006-12-22, jii
Сначала надо научиться брать разжеванное с поверхности. То, что вы написали годится для старших классов спец.школ и вузов. А первоклашке рыться в словарях... ммм... непривычно. Мы же не кормим новорожденных колбасой, пусть сами жуют-переваривают.
История без фактов, дат - не учебник, так, книжка с рассказами. И вы уверены, что у всех рядом библиотеки и в них достаточно (на каждого) словарей и справочников?
Речь же идет об обязательном образовании.
2007-01-10, фа
Эх, я только вчера выкинула учебники по английскому для спец. школ! Смотрела- смотрела на них, потом (как Збруев в "Все будет хорошо") махнула рукой, решив, что сейчас другие учебники и способы обучения (больше кассет, дисков). А по Бонк не хотите английский учить? Там, вроде, здорово все расписано.
А наши учебники по физики мои родители частенько поругивали (у них было другое представление о правильности).
2007-01-10, фа
Всего 20 отзывов Прочитать все отзывы.