О хороших матерях и плохих детях

Как не стать гиперопекающей матерью

Полезность: 3,7 из 5 Интересность: 3,9 из 5 (34 оценки)

(Глава из книги "Как не орать. Опыт спокойного воспитания")

Окружили! Окружили сумасшедшие матери!

Тут обычно умная Ирина Понаровская на всю страну в телеинтервью объявила, что она сумасшедшая мама! С гордостью, с интонацией: понимаю, что не надо бы, но вот я такая...

* * *

Впервые я встретилась с этим явлением у себя дома.

Мой младший брат Александр, что называется, болтался. Мать жаловалась так, что мы с мужем взялись за родственника. Была разработана и утверждена на семейном совете программа: три дня дается, чтобы брат устроился на работу (тогда работ было больше, чем парней, в середине восьмидесятых). Если не устроился - на четвертый день получает на стол только хлеб и воду. И так, пока не начнет работать.

Программа справедливая, понятная любому пареньку, который хочет есть, любой матери, которая знает, сколько стоит обед.

В первый день Александр не устроился на работу, потому что автобус завез не туда; во второй день - забыл паспорт, в третий день не было начальника (иногда он месяцами так устраивался).

В четвертый день... Приходим к нашей Пантелеевне, Александр сидит на кухне перед курочкой с гарниром.

Шепчемся с матерью в коридоре:

- Устроился?

- Нет; он с другом хотел пойти, а друг...

- А почему ест?

- Не могу же я человека не покормить!

На этом кончилось у нас воспитание Александра. На этом кончается у всех.

"Человек" до сих пор говорит: "Мама, дай". Мама дает.

Против такой силы: сверх логики, сверх гордости, сверх любви - мы, такие умники, бессильны. Сила эта называется родительский инстинкт; иногда говорят: куриный инстинкт.

А он не куриный - львиный! В глазах моей матери была сила львицы, защищающей малыша.

Эх мы, бабы-тетеньки! Мы любим своих малышей безрассудно, по-животному, как львицы, кошки, свиньи... Но вырастить-то хотим человека?

Тогда давайте думать.



* * *

Когда начинаешь думать, оказывается: если у человека есть все необходимое: комната, одежда, развлечения (телевизор, компьютер, магнитофон или книги, газеты - зависит от интеллекта), если на столе три раза в день появляется первое-второе-третье... зачем человеку искать себе трудности? Зачем ему работать?

Не ругайте его. Он не бессовестный, не ленивый, не наглый. У него нет стимула работать. Без стимула не работает никто (и я тоже; эту книгу начала писать, когда кончились деньги).

Вы возмущаетесь, говорите:

- Но ведь я его кормлю! Сколько можно?!

Сколько можно? Долго. Пока будете кормить.

Ведь лет восемнадцать - вспомните! - он только получал от вас, не отдавая (добровольно) взамен ничего. И что, хотите, чтобы в девятнадцать он стал - наоборот?

* * *

О стимулах.

Если оставить нормального человека в покое, он полежит три дня, почитает, посмотрит телевизор - и встанет.

Встанет и будет работать. Если ему нечего есть, или нечего надеть, или негде жить - он будет делать оплачиваемую работу.

Нормальный человек производит - иначе зачем ему голова? Производить, творить - это жизненная потребность и, как любая потребность человеческого организма, сопровождается удовольствием.

Вы научили своего ребенка получать удовольствие от работы?

* * *

Когда мне говорят, что сын не хочет делать ничего, я думаю: доучили... Значит, так в школе старался, так ему дома кричали про уроки, так гнали еще и в музыкальную школу, что парень не успел найти себе любимое занятие, любимую работу. Не успел дойти в этой работе до удовольствия. Не успел превратить это удовольствие в потребность.

Осталось только одно любимое дело: не делать ничего. Самое легкое дело и самое легкое удовольствие.

Получился ненормальный человек.

* * *

Мой вышеобруганный брат Александр с детства любил все живое, в лесу становился другим человеком - умелым, ловким, неустающим. Был бы отличный егерь, лесник. Но в школе и дома в него пихали - с руганью - алгебру, историю, немецкий язык. Птичьему языку в школах не учат.

И к четырнадцати годам его любимым делом стало ничегонеделание.

Кто виноват?

Почему мы так ежедневно заботимся об успехах детской учебы и не заботимся об успехах детской души?

Когда говорят: главное, чтобы мой ребенок был счастливым, я хочу уточнить: счастливым или "как все"?

Мне было двадцать лет, когда я спросила своего отца:

- Ты не расстроишься, если я замуж выйду поздно?

Умный был мужик, многое делал не "как все", но сказал:

- Лучше бы как все.

* * *

Вы не задумывались, что вашей жизнью управляют три тетки с вашей работы? У них всё как у всех, и они любят об этом рассказывать в обеденный перерыв.

Любое изменение в вашей жизни вызывает - сразу! - мысль: а что скажут три тетки?

Три тетки считают, что сумасшедшей матерью быть почетно.

Давайте думать.

* * *

Инстинкт мужчины - самцовский; он пересиливает все другие инстинкты - отцовский, двухотцовский, трехотцовский... и даже инстинкт самосохранения от жены.

Но общество за распутство мужчин осуждает, а три тетки вообще называют мужиков скотами.

Мужчина не хвалится принародно в телекамеру, что он сумасшедший самец: вчера раздел двух женщин руками и пятерых - взглядом.

А женщина своим материнским инстинктом гордится: я такая сумасшедшая мать, что и мужа, и себя забыла! Из своего мальчика ращу кабанчика!

Конечно, сумасшедшие матери были всегда; но теперь они превращают общество в сумасшедший дом.

* * *

В мае мы много выступали в школьных залах, вели свою "Школу детской жизни". Один урок называется "Почему мальчишки такие противные". Мы ничему не учили; девочки учили мальчиков, мальчики учились друг у друга, зал воспитывал невоспитанных.

Оказалось, что настоящий мальчишка не разболтает, что целовался с тобой; не попросит денег на автобус, а доберется домой "пешкарусом"; никогда не ударит тебя, даже если ты гуляла с его другом; а когда поженитесь, будет мыть унитаз (это у пятиклассников считается подвигом).

В конце урока мы спрашивали:

- Теперь вы знаете, каким должен быть настоящий мужчина. А кто знает такого, поднимите руку.

На зал - одна рука; редко - две. А ведь каждый хотел бы похвалиться своим папой. Если это не страшно, то что - страшно?

Откуда взяться мужчинам, если матери выдумали себе новую обязанность: защищать сынков от армии. Защищать своих защитников!

Я выслушала за это немало обвинений и восклицаний:

- Я своего сына никогда в армию не отдам!

Ивану я сказала просто:

- Тебе восемнадцать, при чем тут я?

С двумя его (прилагательное опускаю) бабушками я тоже поступила просто: прекратила всякое общение, когда на меня стали давить.

(В итоге Иван оказался хиловат для защиты женщин и детей нашей страны; подробностей не знаю).

* * *

Женщина рассчитана на рождение и воспитание десяти-четырнадцати детей. Ее инстинкт тоже на это рассчитан. Когда (полвека назад) в семье умирал ребенок, о нем говорили: Бог дал, Бог взял. И жили дальше.

Теперь смерть единственного ребенка - непереносимое горе; женщина никак не может и мысли допустить, что ребенок может умереть... Она говорит:

- Я сойду с ума.

Но ребенок жив, а она уже сумасшедшая.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Как увеличить шансы поступления в вуз на бюджет
Как получить дополнительные баллы и пройти вне конкурса на бюджет
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Оставить комментарий к статье "О хороших матерях и плохих детях"

Вы не авторизованы.

По поводу работы, опеки соглашусь полностью. Правда, касается это далеко не только мальчиков. Девочкам от этого пользы ничуть не больше.
А вот про то, сколько детей "предначертано природой" родить женщине Вы явно ошибаетесь. Можно почитать соответствующую литературу (например, работы Г.Г. Филипповой, профессора МГУ). В тех традиционных культурах, которые до сих пор существуют, женщины не рожают больше 5-6 детей, и на это есть реальные физиологические предпосылки. И общались ли Вы с этими деревенскими женщинами, которые потеряли одно пусть даже из 10-ти детей? Я общалась. И не было и близко у них этого отношения: "Бог дал, Бог взял". Это реальная трагедия на всю оставшуюся жизнь, с очень тяжелыми переживаниями.
Про армию это даже не смешно. Вы, видимо, не совсем в теме, и мало кто из НЕДАВНО служивших в НАШЕЙ сегодняшней армии с Вами искренно говорил на эту тему. Если воспитание воина, настоящего мужчины - это наркомания, алкоголизм, изнасилования, избиения и т.п., тогда да - всем мужчинам надо идти в нашу армию. Про свои выводы от общения с ветеранами Чечни и Афганистана я просто не буду ничего писАть. Это и так очевидно. По статистике, через 10 лет после войны во Вьетнаме погибло (от суицида, аварий в состоянии опьянения, наркомании, алкоголизма) американских солдат больше, чем во время самой войны. В общем, просто без комментариев. Я не понимаю эту лотерею и игры в естественный отбор. И не в этом ли "сумашествие"?
2006-11-20, о "сумашедших"
Статья очень неоднозначная. Вроде бы полезные мысли есть, но есть с чем и поспорить.
У меня есть кузен, которого, как и брата автора статьи, тоже зовут Александром. Ему 30, он в этом году закончил институт (поступил поздно, т.к. до этого не было возможности) и... не работает. Раньше, правда, работал, но ведь тогда он не учился и не имел квалификации, так что приходилось довольствоваться тем, что имел. По профессии он психолог. По специальности еще не начинал рабоать. Логика такая: "Я нигде не смогу найти хорошо оплачиваемую работу по специальности (конечно, если только начинать по ней работать), а зарабатывать мало я не вправе." То есть если на то пошло, не буду зарабатывать вообще ничего. В детстве он перенес вторичный энцефалит и до сих пор болен (бывают припадки, но он полностью вменяемый). Вот родители его и "пеленают". Чуть что не по нему - угрожает пойти рабоать на стройку. Мать: "Ой, не надо, только не это, лучше сиди у нас на шее!" Вот таким людям эта статья была бы полезна.

Насчет армии говорить очень сложно. Понятно, что все матери (ну, или почти все) будут пытаться всеми правдами и неправдами ребенка "отмазать", но кто будет защищать страну?

А про умерших в старину младенцев я бы хотела уточнить: "Бог дал - Бог взял" говорили окружающие, а не родители.

В общем, очень спорная статья.
2006-11-22, Mrs. John
Есть неплохие мысли, но есть и плохие:) Я согласна, что русские мужчины никуда не годятся (в основном) благодаря русским матерям. Такого количества изнеженных, неопрятных, не умеющих реально СЕБЯ обслужить мужчин нет ни в одной стране мира. Да, мы довольно либеральные матери, стараемся дать детям все, что не получили в нашем, как теперь выясняется, счастливом совковом детстве. Но вот что странно. Некотрые даже добротой умудряются воспитать сильных мужчин. А некотрые силой воспитывают слабых. А про то, что отбиваем у детей тягу к учебе, к новым знаниям, согласна.
Но вот 10-12 детей это перебор. В том смысле, что одним ребенком тогда можно пожертвовать и жить дальше. Вы думаете, что материнский инстинкт ослабевает с каждым след.ребенком?
Про армию и так ясно. Там уже давно не учат никого защищать. Отдать мальчика 18 лет, открытого, умного, доброго в армию - это практически взять и убить его.
Иногда мне кажется, что то каким ребенок вырастет это лотерея. Столько методик, советов, книг а все равно некоторые вырастают вопреки всему порядочными, а некоторые несмотря не на что уродами.
2006-11-22, Елка
Кстати, про отбивание у детей тяги к учебе. Автор рассказала, как ребенка, который любил животных, заставляли учить математику и историю. Ерунда. Так невозможно отбить у ребенка интерес к учебе. Важно не позвОлить чаду не заниматься нелюбимыми предметами, а поощрять в нем интерес к тому, что ЕМУ интересно.
А другие предметы забрасывать нельзя. Наконец, без той же математики на биофаке учиться будет ой как трудно. А история... история есть во всех вузах, причем по ней экзамен сдают, с оценкой. Не обидно ли будет иметь одну плохую оценку в дипломе, пусть даже по непрофильному предмету, из-за того, что этот предмет, видите ли, с самого детства был неинтересен?

Другой вопрос, что этому ребенку, возможно, запрещали заниматься как раз любимой биологией. Ну, или просто не поощряли интерес к ней, и в итоге разонравилось вообще учиться. Вот в это поверю. Но утверждать, что "это все из-за того, что его заставляли решать в день три лишних примера по алгебре" - мягко говоря, неправильно.
2006-11-22, Mrs. John
Светлана, а вы не боитесь, что, когда вам будет 60, сын вам скажет: "Тебе 60 - причем тут я?" И хотя я целиком поддерживаю вашу позицию, что у детей ни в коем случае нельзя отбивать желание трудиться (мои собственные дети, 7 и 8 лет, уже давно самостоятельно делают уборку в своей комнате и могут при необходимости приготовить что-нибудь нехитрое), я считаю, что ВСЕ близкие люди должны помогать и поддерживать друг друга вне зависимости от возраста. Почему-то мужьям своим мы не говорим: "Тебе уже 30 - вот и решай сам свои проблемы". Наверное, потому, что любим. И если, не дай Бог, кто-то из наших мужей незаслуженно окажется в тюрьме, я думаю, мы не поскупимся на адвоката. Так неужели наши дети не заслуживают избавления от армии, которая страшнее любой тюрьмы? Честное слово, мать, которая могла отмазать сына от армии, но этого не сделала, вполне заслуживает дома престарелых!
2006-11-20, Jenny
Я бы сказала, что это чтиво для мам тинейджеров и мам взрослых детей. Некоторым из них в самом деле нужны жёсткие слова и циничный взгляд со стороны, чтобы дать детям больше свободы. Причём надо иметь ввиду небольшой процент детин, которые предоставленные сами себе пойдут по кривой дорожке. Так что точка зрения в этой статье имеет право на существование, но работает не всегда.
А мам маленьких деток должно передёрнуть когда какая-то мадам пишет бахвальные статьи о том, что не имеет материнского инстинкта, не заботится о своем ребёнке, и если с ребёнком что-то случится, то вздохнет "бог дал, бог взял" и заживёт дальше.
Все таки разные проблемы у мам годовастиков и у мам взрослых детин. И над образом "хорошей мамы" можно подтрунивать, оговорив возраст ребёнка. Что естественно в год, то неестественно в тридцать.
2006-11-21, Dalai Mama
С небольшим перебором, статейка. Как то автор все на хлеб и воду пытается перевести ленивых детей. Что ж от=станавливаться- давайте еще карцер. Розги. телесные наказания. Знаете как от теелесных наказаний начинают работать?

Впорос о мотивировании труда стоит сейчас как номер один не только в семье. и даже не столько в семье. Общество изобилиия без всякой мамочки позволяет лежать на диване и ничего не делать. Не накормит сумасшедшая мамочка - накормит государство. И решить вопрос отстутсвия интереса к активной деятельности просто путем лишения пищи можно было разве что только в 80-е годы.

Кроме того есть просто клинические случаи. Называется апатико-абулический синдром. Отсутсвие воли к жизни, побуждений, инереса. Я бы этого Александра к психиатру отправил - дебют шизофрении у него я вижу.

2006-11-20, Kurmen
Поделитесь:

20.11.2006
Обновлено 28.10.2020
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Почему дети ведут себя так? Плохое поведение: 3 причины
Почему дети ведут себя так? Плохое поведение: 3 причины
Переходный возраст, просто усталость – или непоследовательность родителей?
3 шага к занятию по душе. Как найти любимую работу?
3 шага к занятию по душе. Как найти любимую работу?
Как сохранить себя и заниматься тем, что нравится
Хорошая мама и плохая мать: кто победит?
Хорошая мама и плохая мать: кто победит?
Чувство вины и осуждение – не помощники в воспитании
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!