Наша поездка организовалась очень стремительно и спонтанно. Она была запланирована на следующий год. Но на носу — мой юбилей, мы неожиданно получили визы с первого захода, и как-то само собой решилось ехать именно в этом году. Меня очень прельщала перспектива отметить свой день рождения сразу на двух континентах: начать в Москве, а потом, перелетев через океан (9 с половиной часов лета и 8 часов разница во времени), продолжить в NY в тот же день, только на полтора часа позже. В городе, о котором можно только мечтать! Такие воспоминания остаются на всю жизнь!
Посадка в аэропорту JFK
Итак, 9,5 часов полета, и мы на месте. Первое ощущение? Сакура цветет! Везде на улицах вокруг нас! А когда ехали на такси из аэропорта, у меня было стойкое ощущение, что в NY и трава зеленее, и небо голубее, и машины чистые (даже в колесных арках нет грязи). Вообще грязи и пыли нет. Очень чисто.
Квартиру мы сняли в Бруклине в районе Бедфорд-Стайвесант. Поиск квартиры из-за спонтанности организации поездки проходил в спешке, поэтому разбираться по районам-кварталам было некогда, как результат — "черный" район с не очень белым населением, точнее — с очень не белым, а еще точнее — такого цвета кожи там вообще не знают.
Забегая вперед, скажу, что на деле все оказалось не так уж плохо и даже очень прилично: район спокойный, зеленый и приветливый (только не ходите в Бушвик, тс-с, вообще это слово даже не произносите!). Архитектура поражала полным несоответствием времени — было ощущение, что мы попали в позапрошлый век. А внутри квартиры вообще ожидали встретить Скарлетт О’Хару с целой свитой поклонников и услышать отголоски мелодий бала.
Говорить о NY и его достопримечательностях можно очень много и долго, но я решила начать с начала.
Метро Нью-Йорка
Началом для нас стало метро NY. Визуально — жуть полнейшая, грязь и влажность. Второе потрясение — карта этого самого метро. Поначалу было ощущение, что ездить на метро способен только тот, у кого есть диплом о высшем образовании по теме "Метро NY". Так казалось первые два дня, потом привыкли, и даже настолько, что московское метро по возвращении стало казаться каким-то очень уж простым, привычным и... кольцевым! В NY нет ни одного кольца, круга, даже ничтожного закругления — оно в точности напоминает Manhattan своим квадратно-гнездовым строением. Зато есть огромное количество станций, линий (обозначенных разными цветами и литерами), переходов, уровней и... поездов!
Да-да, кроме направления, буквы и цвета ветки необходимо также выбирать тип поезда. В какой-то из первых дней нас угораздило сесть на экспресс, и мы оказались на станции, с которой открывался вид на улицу с вывесками на русском языке. Совсем того не ожидая, мы приехали на Брайтон-Бич. В дальнейшем уже не повторяли подобных ошибок. А в целом метро очень быстро доставляло нас до намеченных целей в разных уголках города. Так, до центра Манхэттена мы добирались из своего веселого райончика в Бруклине за 30 минут. Оно удобно — настолько удобно, что такси мы больше так и не воспользовались.
Решив приобщиться к культурному наследию города, мы запланировали посетить все музеи NY. Решили и... почти посетили. Посещение музеев ограничилось для нас Американским музеем естественной истории и галереей Соломона Гуггенхайма. Первый однозначно рекомендую — мы провели там целый день (потом всю ночь снились динозавры вперемежку с индейцами, охотившимися на самом большом в мире каноэ на такого же впечатляющего по размерам стоящего вертикально медведя-гризли), а второй — как повезет.
Нам не повезло, точнее не повезло половине из нас, а еще точнее — женской половине. Потому что мужская половина по истечении очень небольшого отрезка времени пребывания в галерее с нескрываемым восторгом и каким-то ребячьим задором, увлекая за собой половину женскую, устремилась прочь с верхнего этажа вниз, к выходу, подталкиваемая какой-то волшебной силой, зародившейся среди пустоты и алебастровой белизны стен верхних этажей галереи, местами увешенных изображениями всевозможных правильных и неправильных геометрических фигур, раскрашенных в неестественные цвета и выстроенных между собой в какой-то неведомой, причудливой, не поддающейся логике и здравому смыслу последовательности, явно порожденной нездоровым разумом (как впоследствии было разъяснено женской половиной — картинами известных художников-абстракционистов), на спиральном серпантине-спуске трансформировавшейся в силу центробежную, придав необходимое ускорение для стремительного прохождения этажей без задержек около разного рода экспонатов, и обратно — в поступательную при проходе сквозь встречную толпу и стеклянные двери и в конце концов выбросившей разгоряченных спорами туристов на свежий воздух в объятия Центрального парка. На самом деле получилось так, что одна большая выставка закрылась, а новая выставка, не менее грандиозная, была сложена в штабеля в огромных ящиках. Мы попали в пересменок, и смотреть в Гуггенхайме было практически нечего, так как большая часть картин, принадлежащих непосредственно галерее, была, в свою очередь, тоже "на гастролях". На этом с музеями было покончено.
Итак, мы испытали давно забытые ощущения, как в детстве, когда хорошенько разогнавшись на горке, всем телом, разгоряченным и наполненным адреналином, плюхаешься в сугроб и ощущаешь свежесть и обжигающую прохладу, которой так недостает в переполненном людьми и машинами раскаленном мегаполисе. В NY вообще парки возникают неожиданно на пути следования куда бы то ни было — как оазис в пустыне, как подарок судьбы.
Вот где по-настоящему ощущаешь себя в цивилизованной стране. Если попадаешь в парк в обеденный перерыв, то сталкиваешься с огромным скоплением людей. Все идут в разных направлениях, держа в руках еду и напитки, при этом никто не сталкивается, не ругается, ничего не опрокидывает и не проливает. Вообще это особенность нью-йоркцев — есть на ходу и делать это так, чтобы не доставлять неудобств другим людям. Нигде нет мусора, потому что люди выкидывают мусор только в специальные пластиковые баки, которые тут же вывозят специально обученные люди, абсолютно незаметные постороннему глазу, заменяя их такими же пустыми баками. Ловко и незаметно, как официант меняет на вашем столике в ресторане пепельницу. Этакая смена гигантских пепельниц, поставленная на конвейер. И по окончании обеденного перерыва вся эта толпа так же незаметно исчезает, не оставляя после себя никаких следов. Абсолютно никаких. Глазу предстает картина вылизанного до блеска парка и ничего более.
Центральный парк
В любом парке в любое время можно снять обувь, пройтись по травке, перекусить и утолить жажду, быстро восстановить силы и, наполнив легкие свежим воздухом, продолжить свой путь дальше — по дну пересохших рек-улиц, русло которых очерчивают высоченные стены небоскребов-зданий, образуя геометрически правильные искусственные каньоны, на пересечении своем имеющие пешеходные переходы, светофоры и указатели...
На улицах большого города
Создается такое ощущение, что каньоны улиц действительно созданы природой — трудно поверить, что все это построено руками человека. Наверное, так кажется потому, что улицы в городе раза в три уже привычных московских, а здания выше московских раз в десять. При этом ориентироваться в городе очень просто. Либо идешь к цели буквой "Г" — по прямой до поворота, потом поворот и прямо до намеченной цели, либо "зигзагами" — путей много, заблудиться практически невозможно (нам не удалось) и нет пробок. Да, видимо, из-за наличия множества вариантов прокладывания маршрута и четкой последовательности включения светофоров пробок мы не наблюдали.
Ночной город с 70-го этажа
Огромное впечатление на нас произвел вид города сверху. Мы поднялись на высотку Rockefeller Center, причем сделали это ночью (попали в последнюю партию, и никто нас не подгонял и не дышал в спину). Смотровая площадка на 70-м этаже, теплый воздух, завывающий сквозь щели в стеклах-ограничителях, ночной город... и мы видим все то, что прошли пешком за две недели отпуска, с этой жуткой высоты: Таймс-сквер с вечно сияющими огнями (вот где жизнь кипит независимо от времени суток и года), причудливые верхушки небоскребов, машинки, двигающиеся по ниточкам улиц, настолько маленькие, что в это невозможно поверить, и море огней. Огни везде. Они и рядом, расположенные геометрически правильными рядами, и дальше, сливающиеся и образующие более или менее яркие островки среди темноты ночи, и дальше на горизонте насколько хватает глаз, напоминающие звезды на Млечном пути. Границ города не видно, мириады огней создают иллюзию города-моря, города-океана, бесконечного и вечного города.
Шопинг в NY не поддается никакому описанию. Когда бренды стоят раза в два-три дешевле, чем у нас подделки под эти бренды, и при этом обслуживают вас как наследного принца или арабского шейха — ненавязчиво, уважительно и профессионально вышколенные и терпеливые продавцы.
Вообще сервис в NY потрясающий, людей там уважают — искренне и не стесняясь этого. Мы решили попробовать настоящий американский стейк. Советом бывалых мы пренебрегли: заказали два одинаковых блюда. Оказывается, стейк — это только название блюда, к нему предлагается два гарнира на выбор и один фиксированный гарнир. Получили мы два огромного размера стейка, причем прожаренными так, как было заказано — один с кровью и один хорошо прожаренный. Разница на срезе была очевидной. А гарниров хватило бы на отдельный заход в ресторан. Пиво было бруклинское (от этого его вкус в центре Манхэттена был еще острее). Ну как тут не оставить хорошие чаевые? Так поблагодарить нас за это подошел обслуживающий нас официант, потом второй обслуживающий нас официант, а также метрдотель и повар — с таким нам сталкиваться еще не приходилось! При этом все это в заведении, которое расположено рядом с Таймс-сквер и носит звание "ресторан года" уже четвертый год подряд.
Словом, NY во многом "город наоборот". Тут много устроено противоположно тому, как это привычно нам. В дополнение к описанному выше скажу, что в NY нет людей "второго сорта", "третьего сорта" и даже "первого сорта". Все одинаковые — потому что все очень разные. По цвету кожи, по вероисповеданию, по происхождению, по уровню образования и интересов. Наверное, это и определяет равенство людей в глазах друг друга — все настолько разные, что уникальны каждый по-своему, и другого такого нет. Такое отношение очень ощущается в NY, город просто наполнен такой энергетикой.
В NY даже нет единого стиля одежды. Если по Москве идет человек в кедах, с пирсингом, в яркой одежде и с "ирокезом" на голове, многие скажут: "Вау!". NY: идет человек в костюме-тройке, белой рубашке, с галстуком, в шикарных кожаных туфлях и с не менее шикарным кожаным чемоданом. Ты ждешь, что вот сейчас люди сказали бы то же самое, но никогда не скажут, потому что там так не принято. Ты волен самовыражаться, как тебе угодно (в рамках приличия), и ты имеешь на это право, и тебя уважают. А что принято в NY? Улыбаться, когда встречаешься глазами с незнакомым человеком, извиняться, даже если ты не виноват в том, что задел кого-то на улице или кто-то задел тебя, и многое другое, что называется давно забытым словом "вежливость".
Панорама города с парома
Приятных впечатлений от города осталась масса. Можно еще долго рассказывать, как мы гуляли про Бруклинскому мосту, плавали на пароме к Острову Свободы, пили ледяной смузи на пронизывающем ветру, сидя в Бэттери-парке и глядя на Гудзон, кормили белок в Центральном парке... Но основное ощущение, оставшееся от NY, — это ощущение себя цивилизованным человеком в цивилизованном городе. Поэтому хочется просто бродить по улицам и паркам, заходить в музеи и ресторанчики, где тебе искренне рады, получать и дарить улыбки, не спеша, как хороший коньяк, втягивать в себя дух NY и ощущать себя частью этого бесконечного и вечного города...