Все слышали о органических продуктах, но далеко не все готовы покупать «еду без химии» на постоянной основе: кому-то не нравится вкус, кому-то — цена. Сторонниками органики становятся тоже по разными причинам, и одна из самых частых — применение удобрений при выращивании злаков, овощей и фруктов, загрязнение их пестицидами и накопление вредных веществ в организме. Как это происходит, рассказывает Сергей Бачин, который уже 10 лет развивает органическое сельское хозяйство в России.
Многие тысячелетия люди не задумывались, насколько качественна та пища, которую они едят, просто потому, что не было такой необходимости. Продуктов на всех не хватало, досыта ели немногие и нечасто. Качество продуктов определялось в первую очередь уровнем развития сельского хозяйства, а он везде был примерно одинаковым. Небольшие отличия в разных странах были обусловлены лишь особенностями климата и почв. До наступления эры искусственных удобрений все сельское хозяйство планеты можно было назвать натуральным: то, что предназначалось для пищи, выращивалось естественным способом — овощи, фрукты, злаки, животные.
Все изменилось примерно 100 лет назад. Именно тогда в сельское хозяйство пришли синтетические химические препараты и средства для повышения урожайности, увеличения плодородия почв, борьбы с сорняками. Люди получили возможность по своему усмотрению изменять практически все — от условий среды, в которых аграрные культуры растут и плодоносят, до внешнего вида, вкуса и даже запаха этих культур.
В последние десятилетия люди, прежде всего городские жители, находятся в тисках глобального химического эксперимента в сельском хозяйстве. Речь идет о сговоре производителей, розничных сетей и маркетологов с целью скрыть от потребителя реальное качество общедоступной пищи.
Но производство готовых продуктов — лишь окончательная стадия переработки сельхозпродукции, последнее звено цепочки, соединяющей сельское хозяйство с потребителем. Отравлять нас начинают задолго до того, как мы приходим в супермаркет за покупками. А именно с того момента, когда в землю бросают зерно, из которого потом сделают муку и выпекут хлеб.
Давайте рассмотрим, какие методы применяют при производстве еды, — начиная с технологий выращивания продуктов и заканчивая магазинной полкой.
Пестициды
Пестициды — это любые вещества, призванные уничтожать паразитов и вредителей, сорняки и нежелательные микроорганизмы, которые препятствуют производству, хранению, перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции. Бoльшая часть пестицидов — яды, стерилизаторы (вещества, вызывающие бесплодие) и ингибиторы роста. Многие токсичны для людей и теплокровных животных.
Пестициды включают в себя гербициды, фунгициды, инсектициды, зооциды и т.д., каждый из которых разработан для борьбы с вредителями определенного типа. Например, гербициды были созданы для уничтожения сорняков и ликвидируют биологических конкурентов культурных растений.
После своего воздействия пестициды оставляют ослабленную, не способную выдерживать засухи и наводнения почву, отравленный воздух и разрушенные природные биоценозы. В дальнейшем некоторые из этих ядовитых веществ выдерживают последующие стадии обработки и в итоге попадают в готовую пищу, а затем — в организм человека.
Пестициды способны приводить к тяжелым повреждениям центральной нервной системы и головного мозга, к раковым заболеваниям, врожденным патологиям, бесплодию. Последние исследования показали, что поведенческие проблемы современных людей зачастую связаны с воздействием пестицидов на них в детском возрасте.
Интересно, что пестициды были разработаны в лабораториях корпораций, изначально производивших химическое оружие. Например, органофосфаты, одни из самых массовых серийных гербицидов, создали ученые в нацистской Германии как эффективное оружие и боевое отравляющее вещество. Другой класс гербицидов — дефолианты (вещества, способствующие опадению листьев). В мирное время их применяют на хлопковых плантациях для облегчения уборки урожая. А в годы войны во Вьетнаме американские агрессоры дефолиантами опыляли леса, в которых скрывались партизаны. И до сих пор, спустя десятки лет после войны, Вьетнам не преодолел последствий применения этих веществ.
Пестициды — самый страшный ингредиент в химическом «коктейле», которым напичканы наши продукты. Возникает вопрос: как же люди раньше справлялись без них? Огромные агропромышленные комплексы, которые обслуживаются всего несколькими десятками человек, — сугубо современное явление. До этого на протяжении тысячелетий сельское хозяйство было очень трудоемким делом, которым занималось большинство населения Земли. Люди боролись с сельскохозяйственными вредителями механическими способами, применяли севооборот, изменяли свойства почвы, привлекали насекомых и зверей, являющихся естественными врагами вредителей, и т.д.
Да, сегодня приняты стандарты, допускающие определенное содержание пестицидов в конечных сельхозпродуктах (так называемые ПДК — предельно допустимые концентрации), но наряду с этим существуют исследования, которые указывают на накопительный эффект вредных веществ в организме. Для здоровья человека допустимой концентрации быть просто не может.
Куда же деваются многие тонны ядохимикатов, распыляемых на полях? Они остаются в воде, корнях растений, земле, воздухе, то есть практически везде. Они попадают в организмы людей и, проходя плацентарный барьер, переходят к нашим детям.
Искусственные удобрения
Фермеры, работающие по индустриально-химической модели сельского хозяйства, постоянно имеют дело со слабой, деградированной почвой, которая становится таковой от внесения избыточного количества химических веществ и недостатка органического материала. Еще одна серьезная причина оскудения земли — выращивание монокультур и отсутствие севооборота. Высаживая одни и те же растения, которым для роста требуются одни и те же питательные вещества, фермер не дает почве возможности восполнить свои запасы. Для этого нужны растения с другими потребностями.
Для того чтобы культуры могли расти в обедненной почве, в нее добавляют химические удобрения, которые отвечают за питание растений и восполнение недостатка в почве отдельных веществ. Одно из самых распространенных удобрений — нитраты, или соли азотной кислоты.
При их применении часть веществ попадает в растения, но немалая доля остается в почве и смывается дождями, загрязняя грунтовые воды и водоемы, в основном с пресной водой. Таким образом, химические соединения, попадающие в растение, дополняются нитратами, поступающими в организм человека из воды.
В организме нитраты могут превращаться в нитриты и нитрозамины — ядовитые и канцерогенные соединения. Бурный рост числа раковых заболеваний, аллергий, поражений печени и мозга в последние 100 лет вызван, в частности, масштабным использованием нитратов и иных удобрений, имеющих свойство накапливаться в организме. Санитарные инстанции уже давно смирились с содержанием нитратов в овощах и фруктах, ввели нормативы на их поступление в организм в виде допустимой суточной дозы и так же, как в случае с пестицидами, предлагают нам всем свыкнуться с их повсеместным применением.
Генно-модифицированные организмы (ГМО)
Люди начали окультуривать растения и одомашнивать животных около 10 тысяч лет назад, постепенно вырабатывая методы селекции и племенной работы. Процесс селекции, при котором организмы с желаемыми свойствами используют для выращивания следующего поколения, а не обладающие нужными качествами отстраняют от размножения, — самый старый метод искусственной генетической модификации. Такая модификация считается естественной, процесс получения требуемых результатов может занять множество репродукционных циклов организма, а возможности изменения свойств весьма ограниченны.
В XX веке появилась новая форма генной инженерии — прямое внедрение генов растений и животных других видов в ДНК организма для получения иных свойств и параметров. Подобные организмы называются генно-модифицированными (ГМО).
Сейчас мир начал разочаровываться в генно-модифицированных растениях: в 2008 году Организация Объединенных Наций заявила, что ГМО не помогут преодолеть голод. «Генно-модифицированные продукты не оправдали надежд, которые на них возлагались. Ими нельзя накормить бедные страны», — говорится в отчете, над которым в течение четырех лет работали 400 ученых из 60 стран мира.
Сельскохозяйственные генно-модифицированные культуры специально создаются с уже встроенной устойчивостью к определенным вредителям, паразитам, с дополнительными свойствами для повышения урожайности на бедных почвах и в других климатических зонах. Существует генная модификация как генами других растений, так и генами животных.
Такие «внедрения» приводят не только к получению заданных нетипичных для растения свойств, но и к незапланированным последствиям. При этом генно-модифицированные растения могут опылять и своих немодифицированных собратьев, неконтролируемо накапливая в природе нетипичные гены. В отдельных случаях уже создаются ГМ-культуры, устойчивые к воздействию ядохимикатов. То есть применение конкретного гербицида поражает всю растительность в диапазоне его действия, кроме адаптированных к нему генно-модифицированных растений. Но со временем сорняки также вырабатывают в себе устойчивость к гербицидам, и появляется необходимость создавать ГМО с «непробиваемой» генетикой, требуются все более токсичные отравляющие вещества для борьбы с сорняками и более устойчивые гибриды.
Именно на этой фазе сельскохозяйственного цикла химические компании и зарабатывают деньги — фермерам постоянно приходится покупать все новые и новые средства для борьбы с сорняками и вредителями.
По официальным данным, количество распыляемых на полях гербицидов с начала выращивания ГМ-растений выросло втрое, а в Новой Зеландии, которая является основной площадкой для выращивания генно-модифицированной сои, так и вовсе в 200 раз. Большинство ГМ-культур используют для корма животных и в качестве основы для массового производства синтетических компонентов пищи — искусственных подсластителей, крахмала, а также хлеба, хлопьев, чипсов и крекеров.
ГМО тестируют и выводят на рынки постоянно. Из-за отсутствия длительного тестирования ГМО на предмет безопасности по аналогии с лекарствами или вредными веществами никто сегодня не может сказать, как отразится их использование на здоровье следующих поколений.
Продолжение следует.