Неуспеваемость

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

  1. те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
  2. те, кто и не могут, и не хотят;
  3. те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.

Почему учиться трудно?

  1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
  7. Специфические расстройства. Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия — расстройства счета. Дисграфия — трудности при овладении письмом.
  8. Нарушения зрения, слуха.
  9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
  10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

Что еще может помешать хорошо учиться?

  • Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
  • Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте — игровые интересы. В более старшем возрасте — отсутствие чувства ответственности.
  • Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае неинтересно).
  • Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
  • Конфликты с учителями и одноклассниками.

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!



Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».

Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Статья предоставлена психологическим центром "Адалин"

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Неуспеваемость"

Вы не авторизованы.

«Готовить ребенка к школе лучше начинать лет с пяти, не раньше. Я хотела бы еще присовокупить свою просьбу к родителям – ну или пожелание: не торопитесь отдать ребенка в школу как можно раньше. Самый подходящий возраст для первоклассника – не младше шести с половиной лет. Даже хорошо подготовленный и развитый шестилетний ребенок быстро устает и физически, и психологически от самой обстановке в школе. Не лишайте своих детей целого года беззаботного дошкольного детства – такого чудесного времени в его жизни больше никогда не будет. Не торопитесь: все ваши дети успеют, всему научатся, всего достигнут» . Я присоединяюсь к этим словам, так это подтверждено практикой моей жизни, жизни моих сыновей и работой в школе.
Итак, ребенок отправляется в школу, и первое, что он должен усвоить, что ШКОЛА это работа. Работа, как у мамы с папой, что ходить надо каждый день, даже если что-то не нравиться (такое бывает и у родителей). Работу надо делать хорошо, с первого раза – можете на примере домашних обязанностей показать, а начинать уже сейчас. С такой психологической установкой, готовностью к труду, а не вечному празднику и развлечениям, ребенок переступит порог школы.
А дальше - режим. Привычка вставать рано, готовить вещи с вечера (всегда), умываться, одеваться, завтракать и – на выход.
Режим – это то, что организует ребенка. Сформирует привычку вести себя, всегда, определенным образом. Избавит его от метаний, суетности, тревожности и переживаний.
В месте садитесь и составляете режим дня (слегка его можно корректировать). Задел есть. В определенное время ребенок должен сесть выполнять домашнее задание. И помните, уважаемые родители, что пик умственной деятельности у ребенка выпадает на утренние часы с 10-12 часов, а днем – с 15до18 часов. При этом занятия должны быть по 30-40мин. С перерывом на: попить, походить, размяться, зарядку сделать – кровь разогнать!
Рабочее место! Оно должно представлять собой парту, стол, на котором ничего нет, кроме того, что в данный момент необходимо ребенку. Если это приготовление задания по математике, то все другие тетради и учебники убраны в портфель или на полку – ничего отвлекающего внимание. Объясните ребенку, что любимую игрушку, куклу он возьмет после работы. Учим концентрировать внимание на задании. Много времени уходит у ребенка не на приготовление уроков, а на отвлечение на посторонние дела: помечтать, поиграть, попить, поесть – все сделайте до того, как начать выполнять уроки, чтобы обеспечить их продуктивность.
Дорогие родители! Важно, чтобы на ребенка вы не повышали голос, чтобы настроение у ребенка было хорошее, сформируйте у ребенка уверенность в успешном выполнении задания. На вопросы его отвечать доброжелательно!
Мы первые дни все делаем вместе: шаг за шагом показывая, как надо делать! На третий, четвертый день и далее уменьшаем свою активность и уходим на «задний план», формируя самостоятельность в выполнении уроков. Вот он – залог успеха – в самостоятельности! На уроке внимательно слушает новый материал, а дома ребенок САМ его закрепляет. Если в этом Вы достигнете успеха, то, приходя с работы, вы будете видеть выполненные уроки, собранный портфель, и отдыхающего от рабочего дня, ребенка.
Готова продолжить рубрику. Пишите, обсуждайте, спрашивайте.
Успеха вам.
2009-05-14, Hugayda
Уважаемые родители! Конечно же, надо смотреть кто будет с вашим ребенком пять дней в неделю по несколько часов в день. Потому что, если это кричащая, особа (?) и это на три года?. Оговорите на собрании все нюансы наказаний (а то окажется, что в угол могут поставить, за шиворот взять и т.д.) А после всего этого, уделите ребенку 2-3 недели своего времени (отпуск возьмите): пойдите вместе в первый класс и научите за это время ребенка учиться, чтобы в дальнейшем он без вашей помощи садился и организовывал свой учебный процесс. С вами, после вашей работы делать уроки - это неправильно и не дает положительных результатов - ребенок устал, у него снижена умственная активность - уже ко сну готовиться надо. Готова ответить на ваши вопросы. С уважением. Учительница.
2009-05-13, Hugayda
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.(с) В теории все сильны, уверена. А вот на проктике, тут недавно опрос проводили, реально САМИ испытывают жгучее желание учиться единицы!!!И далеко не в 1 классе, и не за пару недель. Хорошо если 10 годам сформируется. В хороших школах просто нереально, чтоб ребенок самостоятельно уроки готовил -многое оставлено на доработку дома, с родителями или репетиторами. Мы выход нашли, но слишком индивидуальный и мало кому подходящий.
2009-05-14, Тоже мама
<он должен усвоить, что ШКОЛА это работа>-каким образом это до ребенка донести?
<Учим концентрировать внимание на задании>-Как конкретно это делать?Как этому научить?
Понятно,что это необходимые навыки и установки,но как их сформировать ,вы и не определили.
Самостоятельность-это здорово,но если не то что за 3-4 дня,но даже (о ужас!)за 3-4 недели никак не формируется,дальше что делать?
2009-05-14, arahnoid
Конечно,расскажите,к­ак за 2-3 недели научить ребенка учиться.
2009-05-13, arahnoid
Поделитесь:

13.05.2009
Обновлено 15.08.2013
Близкие по теме статьи
Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям
Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям
СДВГ: причины и лечение. Воспитание ребенка с гиперактивностью
Ребенок, родители, школа: с чего начать учебный год?
Ребенок, родители, школа: с чего начать учебный год?
1 сентября - время родительских задач и резолюций
Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации
Первый раз в пятый класс, или Проблемы школьной адаптации
Ура! Первая часть школьной жизни уже позади — ребенок отучился в начальной школе.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!