Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
- те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
- те, кто и не могут, и не хотят;
- те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?
- У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
- Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
- Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
- Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
- Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
- Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
- Специфические расстройства. Например, дислексия — такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия — расстройства счета. Дисграфия — трудности при овладении письмом.
- Нарушения зрения, слуха.
- Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
- Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.
Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.
Что еще может помешать хорошо учиться?
- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т. д.
- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте — игровые интересы. В более старшем возрасте — отсутствие чувства ответственности.
- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае неинтересно).
- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.
- Конфликты с учителями и одноклассниками.
В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!
Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: «Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся».
Вполне очевидно, что нежелание заниматься — проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.
Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) — интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.
Статья предоставлена психологическим центром "Адалин"
«Готовить ребенка к школе лучше начинать лет с пяти, не раньше. Я хотела бы еще присовокупить свою просьбу к родителям – ну или пожелание: не торопитесь отдать ребенка в школу как можно раньше. Самый подходящий возраст для первоклассника – не младше шести с половиной лет. Даже хорошо подготовленный и развитый шестилетний ребенок быстро устает и физически, и психологически от самой обстановке в школе. Не лишайте своих детей целого года беззаботного дошкольного детства – такого чудесного времени в его жизни больше никогда не будет. Не торопитесь: все ваши дети успеют, всему научатся, всего достигнут» . Я присоединяюсь к этим словам, так это подтверждено практикой моей жизни, жизни моих сыновей и работой в школе.
Итак, ребенок отправляется в школу, и первое, что он должен усвоить, что ШКОЛА это работа. Работа, как у мамы с папой, что ходить надо каждый день, даже если что-то не нравиться (такое бывает и у родителей). Работу надо делать хорошо, с первого раза – можете на примере домашних обязанностей показать, а начинать уже сейчас. С такой психологической установкой, готовностью к труду, а не вечному празднику и развлечениям, ребенок переступит порог школы.
А дальше - режим. Привычка вставать рано, готовить вещи с вечера (всегда), умываться, одеваться, завтракать и – на выход.
Режим – это то, что организует ребенка. Сформирует привычку вести себя, всегда, определенным образом. Избавит его от метаний, суетности, тревожности и переживаний.
В месте садитесь и составляете режим дня (слегка его можно корректировать). Задел есть. В определенное время ребенок должен сесть выполнять домашнее задание. И помните, уважаемые родители, что пик умственной деятельности у ребенка выпадает на утренние часы с 10-12 часов, а днем – с 15до18 часов. При этом занятия должны быть по 30-40мин. С перерывом на: попить, походить, размяться, зарядку сделать – кровь разогнать!
Рабочее место! Оно должно представлять собой парту, стол, на котором ничего нет, кроме того, что в данный момент необходимо ребенку. Если это приготовление задания по математике, то все другие тетради и учебники убраны в портфель или на полку – ничего отвлекающего внимание. Объясните ребенку, что любимую игрушку, куклу он возьмет после работы. Учим концентрировать внимание на задании. Много времени уходит у ребенка не на приготовление уроков, а на отвлечение на посторонние дела: помечтать, поиграть, попить, поесть – все сделайте до того, как начать выполнять уроки, чтобы обеспечить их продуктивность.
Дорогие родители! Важно, чтобы на ребенка вы не повышали голос, чтобы настроение у ребенка было хорошее, сформируйте у ребенка уверенность в успешном выполнении задания. На вопросы его отвечать доброжелательно!
Мы первые дни все делаем вместе: шаг за шагом показывая, как надо делать! На третий, четвертый день и далее уменьшаем свою активность и уходим на «задний план», формируя самостоятельность в выполнении уроков. Вот он – залог успеха – в самостоятельности! На уроке внимательно слушает новый материал, а дома ребенок САМ его закрепляет. Если в этом Вы достигнете успеха, то, приходя с работы, вы будете видеть выполненные уроки, собранный портфель, и отдыхающего от рабочего дня, ребенка.
Готова продолжить рубрику. Пишите, обсуждайте, спрашивайте.
Успеха вам.
2009-05-14, Hugayda
Уважаемые родители! Конечно же, надо смотреть кто будет с вашим ребенком пять дней в неделю по несколько часов в день. Потому что, если это кричащая, особа (?) и это на три года?. Оговорите на собрании все нюансы наказаний (а то окажется, что в угол могут поставить, за шиворот взять и т.д.) А после всего этого, уделите ребенку 2-3 недели своего времени (отпуск возьмите): пойдите вместе в первый класс и научите за это время ребенка учиться, чтобы в дальнейшем он без вашей помощи садился и организовывал свой учебный процесс. С вами, после вашей работы делать уроки - это неправильно и не дает положительных результатов - ребенок устал, у него снижена умственная активность - уже ко сну готовиться надо. Готова ответить на ваши вопросы. С уважением. Учительница.
2009-05-13, Hugayda
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.(с) В теории все сильны, уверена. А вот на проктике, тут недавно опрос проводили, реально САМИ испытывают жгучее желание учиться единицы!!!И далеко не в 1 классе, и не за пару недель. Хорошо если 10 годам сформируется. В хороших школах просто нереально, чтоб ребенок самостоятельно уроки готовил -многое оставлено на доработку дома, с родителями или репетиторами. Мы выход нашли, но слишком индивидуальный и мало кому подходящий.
2009-05-14, Тоже мама
<он должен усвоить, что ШКОЛА это работа>-каким образом это до ребенка донести?
<Учим концентрировать внимание на задании>-Как конкретно это делать?Как этому научить?
Понятно,что это необходимые навыки и установки,но как их сформировать ,вы и не определили.
Самостоятельность-это здорово,но если не то что за 3-4 дня,но даже (о ужас!)за 3-4 недели никак не формируется,дальше что делать?
2009-05-14, arahnoid
Конечно,расскажите,как за 2-3 недели научить ребенка учиться.
2009-05-13, arahnoid
Всего 5 отзывов Прочитать все отзывы.