Сейчас соцсети — неотъемлемая часть коммуникации и источника информации для школьников. Соцсетями ежедневно пользуется почти 90% подростков, поэтому многие учителя задумываются о том, как использовать этот инструмент более эффективно — и для себя, и для учеников. Как и зачем учителю вести свои соцсети рассказала Янина Тарасова, учитель, предприниматель и создатель онлайн-школы для педагогов.
Почему учителю стоит полюбить соцсети
Учитель должен быть современным. И точка. Сегодняшние дети "живут" в соцсетях. И найти общий язык проще тем, кто с ними на одной волне и понимает их "тренды". Мессенджеры, в которых учителя общаются с родителями и учениками, различные онлайн платформы, а также профильные группы "Вконтакте" — уже давно не являются чем-то экстраординарным в работе учителя. Так почему не открыть для себя возможности социальных сетей и блогов?
Также для учителя, который решился продвигать себя и свой профессионализм в медиа, открываются новые возможности и перспективы. Вас заметят, начнут приглашать на конкурсы, форумы, выступления. Будут предлагать новые должности в частных заведениях, только потому что вы ведете блог, где всем виден уровень профессионализм и смелость заявлять о себе.
Есть и другие пути развития педагога в медиа. Например, можно пойти в частную практику и обучать детей — как через личную работу, так и создавать массовые продукты. Блог значительно упрощает поиск учеников, а также создает пространство для творчества и развития.
Стоит только сделать первый пост…
Как преодолеть страх осуждения со стороны
Часто учителя боятся проявляться и показывать, что они тоже вообще-то люди, потому что в обществе сложился стереотипный образ. Например, что учитель — это высокоморальный человек без вредных привычек, который не должен любить отдыхать, не умеет отрываться и соблюдает строгий дресс-код. Все, наверное, помнят истории с буллингом учителей, которые выкладывали фото в купальниках на своих страничках и подвергались осуждению общества.
У учителей есть несколько больших страхов: хейт и буллинг со стороны коллег, осуждение родителей, неприятие учеников и то, что в принципе ничего не получится. Чтобы преодолеть эти страхи, не бойтесь обращаться за поддержкой к коллегам и друзьям. Объясните, как для вас важно ваше начинание. Также развивайте в себе внутреннюю опору и эмоциональную стойкость — это поможет не только при работе с блогом, но и в других сложных ситуациях. А еще установите четкие границы, научитесь останавливать людей с непрошенной критикой и советами.
5 шагов учителя, если он захотел вести блог
1. Поймите, для чего вам это нужно. Что вами движет? Что вы хотите получить от блога?
Нужно понять свою мотивацию, которая будет давать энергию и силы. Вести блог — это не всегда легко. Если вас мотивируют деньги и возможность заработать — не стесняйтесь себе в этом признаться. Зарабатывать — это нормально. Многие учителя зарабатывают на своих блогах. Например, учитель русского и литературы @meow_teacher_meow (Instagram запрещен в РФ) набравшая 100 тысяч подписчиков, продает рабочие листы по своим предметам, проводит консультации, а недавно благодаря блогу получила предложение пойти работать в частную московскую школу. Или преподаватель английского @english.maria.batkhan (Instagram запрещен в РФ) — набрала полтора миллиона подписчиков и ведет свои образовательные курсы. От этого в плюсе и учитель, который доволен своим заработком и не работает только из-за нужды, и ученики, которые получают более качественный и углубленный материал.
2. Для блога выберите социальную сеть, которой вы сами пользуетесь
Для выбора можно обратиться и к статистике. Где подростки от 14 лет проводят больше всего времени: Telegram (93%), "ВКонтакте" (69,44%), YouTube (57,41%), Instagram (запрещен в РФ, 54,63%).
А еще выбор будет зависеть от того, какой формат контента вы хотите публиковать. Telegram популярен, потому что в первую очередь это мессенджер для общения, а уже потом соцсеть. Там есть много форматов, к которым мы привыкли — тексты, фото, аудио подкасты, короткие видеокружочки и стандартные вертикальные/горизонтальные видео. Недавно добавились сторис. Можно легко продвигать свой канал.
Во "ВКонтакте" хорошо заходят лонгриды и есть VK клипы — короткие вертикальные видео. YouTube заточен под видео — можно выкладывать как горизонтальные длинные видеоролики, так и короткие вертикальные Shorts. В Instagram можно миксовать форматы — публиковать текстовые посты и вертикальные видео (рилсы).
Лучше не сосредотачиваться только на текстовом формате, потому что он якобы проще. Для многих учитель — это тот, кто может увлечь своей темой и объяснить понятно сложные вещи. А через видеоролики это получится показать лучше всего. Например, в "Тиктоке" (запрещен в РФ) есть популярные видео учителя литературы, которая придумала рубрику для учеников — литературное произведение за 20 секунд. В видео на доске с помощью схематичных рисунков она объясняет кратко сюжет, не упуская важных деталей. Также набирают популярность ролики, в которых учителя делятся лайфхаками — как быстро выучить таблицу умножения, как быстро умножать большие числа, как понять явления из физики и химии. Такие видео смотрят даже взрослые. Что говорить о детях — они с удовольствием и гораздо быстрее поймут объяснение из видео в игровом формате.
3. Найдите свою суперсилу. Чем вы будете выделяться? Что вы хотите транслировать?
Например, вы репетитор и хотите таким образом искать учеников. Или вам не хватает поддержки и хочется создать комьюнити учителей. Или вам очень нравится рассказывать про воспитание и методики обучения детей. Подумайте о том, какой опыт и знания вы хотите передавать и кому они будут полезны: другим учителям, родителям или ученикам.
Иногда сложно самому найти свои сильные стороны. Мы привыкли не придавать значения тому, что у нас хорошо получается. Поэтому можно получить обратную связь у коллег, с которыми вы в хороших отношениях или учеников. Дети любят помогать и на самом деле всегда вовлечены, если учитель заводит речь о чем-то, что напрямую не касается темы урока. Более того, можно привлекать своих учеников к созданию контента, снимать вместе ролики и следовать трендам. Все помнят недавние видео, где учитель и класс надевали очки и поднимали голову вверх для памятного фото — этот тренд получил многомиллионные охваты и разлетелся на репосты. Уверена, что учителя, которые поддержали этот тренд, завоевали отдельный кредит доверия у своих подопечных и заставили улыбнуться не одного родителя. Если спросить некого, просто начните делать то, что любите и то, что вам нравится.
4. Публикуйте контент
Сначала что-то может не получаться, но задача на первых порах — делать регулярно так, как умеете. Будьте искренни, говорите о том, что вам интересно. Замечайте, что у вас получается лучше всего, и развивайте это. А на все остальное можно нанять помощников или обучиться — сейчас очень много обучающих курсов о съемке видео, монтаже, написании текстов, продвижении.
5. Взаимодействуйте с подписчиками, вовлекайте их в диалог
Среди них скорее всего будут ваши коллеги, ученики и их родители. Выстраивайте отношения так, чтобы они с удовольствием следили за блогом и были вовлечены, но при этом никто не переходил границы.
Нужно быть аккуратным в том, что вы говорите и что показываете. Вы теперь медийная личность, а не просто учитель. . Родителям и ученикам нравится видеть в учителе человека — они идут на эту открытость и "человечность". Но в любом случае я рекомендую не использовать ненормативную лексику и не показывать личную жизнь во всех красках
Сейчас учитель, который ведет свой блог в соцсетях, уже не редкость. Это наша норма. Поэтому обязательно пробуйте, если у вас есть такое желание. Не бойтесь зарабатывать через блог и не переживайте, что у вас не будет идей — показывайте свою повседневность, ведь многим интересно заглянуть и таким образом прожить день учителя.