Если не знаете, какой именно вам хочется видеть отремонтированную квартиру, выбирайте интерьер в скандинавском стиле — не ошибетесь. Как выглядит гостиная в скандинавском стиле, мы себе примерно представляем благодаря Ikea, а вот чем отличаются ванная в скандинавском стиле и кухня? И вообще — почему дизайн в скандинавском стиле стал таким популярным?
Вторая мировая война не обошла стороной скандинавские страны, однако затронула их все же не сильно, да и по-разному. Норвегия и Дания были молниеносно оккупированы немцами весной 1940 года. В Норвегии сколько-нибудь крупные боевые действия велись на суше лишь в районе заполярного Нарвика, а в дальнейшем — в водах Норвежского моря. Все, чем пожертвовала в ту войну Дания (разумеется, без учета репрессированного еврейского населения), — поголовье рогатого скота и свиней, пошедшее на тушенку для снабжения германских войск.
Города здесь не подвергались варварским бомбардировкам со стороны англичан и американцев, по ним не прокатывался огненный шквал из реактивных минометов советских освободителей. Что касается Швеции, то она, не будучи никем оккупирована, даже неплохо нажилась на поставке ценнейшего никеля для гитлеровских "панцерваффе", железным кулаком пробивавших дорогу нацизму к Ла-Маншу и Нилу, к Неве и Волге.
Неудивительно поэтому, что относительно сытая Скандинавия казалась в разоренной и разрушенной послевоенной Европе островом благополучия. Особенно недавним агрессорам — западногерманским немцам.
Бывший Третий рейх, поделенный на оккупационные зоны, не только на востоке, где в 1945-м шли наиболее ожесточенные наземные бои, а почти повсеместно лежал в руинах. Промышленные и культурные центры, такие как Кельн и Гамбург, несколько лет систематически подвергались ударам с воздуха, и на завершающем этапе войны представляли собой дымящиеся груды развалин.
С экономической точки зрения гитлеровская Германия потерпела полный крах еще до того, как ее удалось победить на полях сражений. Обезумевший "фюрер немецкого народа", обвинявший этот народ в том, что он оказался слишком слабым, чтобы воплотить его, фюрера, мечту о национал-социалистическом государстве, в неистовстве приказал безжалостно уничтожать все, даже приблизительно пригодное для использования врагом в настоящем и будущем.
Таким образом, угроза нависла над всей создававшейся веками материальной культурой страны. И хотя самоубийственные приказы под конец исполнялись далеко не везде, ущерб, нанесенный родине ее агонизирующим режимом, был весьма велик. А то, что не погибло в огне войны, реквизировали победители.
Несколько меньше пострадали области на западе, где после обострения отношений между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции возникла Федеративная Республика Германия, вскоре, при поддержке США, значительно укрепившаяся и долгое время использовавшаяся Западом в качестве форпоста на границе с коммунистическим Востоком — границе, готовой в любую минуту стать линией фронта.
Для восстанавливавшихся немецких, а затем и для других западноевропейских городов аскетичный, "нордически выдержанный" скандинавский стиль, на который прежде обращали мало внимания, стал настоящей находкой. Вроде бы торжество умеренности и практичности, но — без "альпийского нищенства", без самоистязания, а, наоборот, с комфортом.
Фирменный цвет оштукатуренных стен — белый, так хорошо подходящий для крошечных квартирок в новых домах, понастроенных в большом количестве на месте снесенных бомбежкой исторических кварталов. Его принято сочетать с другими цветами светлых оттенков: бежевым, светло-серым, светло-голубым, светло-зеленым, хотя вполне допустим (даже весьма изыскан) и классический контраст с черным.
На севере, в прибрежных областях суровой Атлантики, погожие дни редки, а потому окно должно быть большим и свободным от штор, но для любителей интимности тюль не под запретом. В ванной в скандинавском стиле — белая или бледно-голубая кафельная плитка.
Чем, скажете, не жилище андерсоновской Снежной королевы? Так оно и было бы, когда б не два "но".
Первое из них — полы и мебель. Паркет или ламинат положен на пол — это без разницы, а вот мебель в скандинавском стиле — из натуральной древесины, тоже светлая и — какое приятное совпадение! — дешевая (береза, бук, сосна). Для обивки также используются природные материалы — кожа, замша, лен и хлопок.
Второе "но" — яркие акценты в декоре, хотя количество декоративных элементов, памятуя об умеренности, свойственной вообще скандинавам, ни в коем случае не должно быть значительным, — так что любителям накапливать вещи и разбрасывать их где попало придется туговато, если, конечно, они не хотят опуститься до безвкусицы.
Разнообразный текстиль с геометрическим рисунком, тонко расписанный фарфор, ворсистый ковер, плетеные корзины, однотонные, но насыщенных цветов подушки, узорные абажуры на многочисленных светильниках придадут скандинавскому интерьеру уют и поднимут столбик вашего эмоционального термометра до небольших, но вполне жизнеспособных значений.