Не умеют быстро писать и слишком старательные: 4 недочета семейного обучения

Дети на домашнем обучении: на какие учебные и социальные навыки обратить внимание

Трудности семейного обучения бывают глобальными — если родителю не хватает организованности или из-за учебы дома теряется контакт с ребенком, — а бывают частными и вполне преодолимыми. Какие недочеты в образовании и социализации детей может нести с собой домашнее обучение, рассказывает на опыте своей семьи Алексей Карпов, который выучил дома троих детей.

Трудно научиться писать быстро

Я перечислю лишь некоторые недочеты в моей практике семейного образования — те, которых вполне мог бы избежать, если бы вовремя уделил им внимание.

Трудно научиться писать быстро

Например, скорость письма. Дело в том, что в классе дети вынужденно учатся писать быстро — иначе не успеть за всеми. И темп, задаваемый учителем при диктантах и других записях под диктовку, растет из года в год. Даже на уроках математики требуется довольно быстро записать какие-то слова или предложения: подписывая действия в решении задачи, оформляя ответ, записывая доказательство теоремы... А все трое моих детей, которые учились дома, традиционно отставали от среднего для их возраста темпа письма.

Почему так получалось? Во-первых, мы гораздо меньше занимаемся письменно, чем традиционно принято в школе. Многое делается устно, начерно, вообще где-то между делом. Во-вторых, я всегда делаю акцент на грамотности письма, а не на скорости. Так и говорю: "Не спеши, солнышко. Главное — постарайся написать без ошибок". Ну а в-третьих, обстановка дома спокойная: папа всегда подождет, пока чадо допишет диктуемый кусочек фразы. А при самостоятельной работе вообще спешить некуда.

Сейчас я думаю, что мог бы отдельно заниматься тренировкой письма на скорость. Но не уверен, что получилось бы.

На диктантах, контрольных и прочих письменных зачетах в начальной и даже в средней школе я учитывал сей момент. И всегда просил учительницу, чтобы мои дети писали диктанты отдельно от класса. Конечно, для учительницы это дополнительная трата времени, но нам всегда шли навстречу.

Постепенно и Тима, и Коля научились писать быстро. И уже писали диктанты вместе с классом, то есть проблема отпала сама собой.



Трудно заниматься в шумном классе

Другой наш недочет — отсутствие привычки заниматься в большом коллективе. И сама обстановка шумной школы, где носятся и орут большие и маленькие мальчики и девочки, была для моих детей непривычной и даже немного шокирующей.

Да, честно говоря, и для меня — я уже отвык от детской адаптированности к школьному гвалту. И просто поражаюсь нервной устойчивости педагогов, работающих в таких условиях.

Постепенно и Тима, и Коля, и Маша привыкали к тому, чтобы сдавать что-то в условиях большого класса или во время дополнительных занятий с недисциплинированными двоечниками.

Тут главное — уметь отстроиться от шума и прочих отвлекающих факторов, сосредоточиться на собственной работе. Особенно трудно бывало писать большие контрольные, когда в классе в это время шел урок на совсем другую тему. Так Тиме в старших классах удавалось писать огромные тестовые работы по математике — ему давалось времени на 3-4 урока подряд. И он справлялся на "отлично".

Словом, стратегически данная проблема тоже проходит сама собой. А вот в начальной и частично в средней школе учитывать ее приходится.

Трудно заниматься в шумном классе

Отношения с учителями и детьми: как это устроено?

Третье, о чем хочется сказать — не очень соответствующие действительности представления у моих детей об отношениях в школе, о всей школьной атмосфере и о специфических моментах жизни школьной тусовки. Опыта-то нет. Недавно выяснилось нечто совсем смешное: Маша сказала мне (в возрасте двенадцати лет), что раньше думала, будто бы дети взрослым никогда не грубят. И только общение с девочкой из ее школы, которую я год пытался учить у нас дома, открыло моей дочери правду.

Конечно, гуляя во дворе, общаясь с ребятами в туристических походах и на даче, в спортивных секциях и во всяких кружках, мои дети так или иначе знакомятся с детской, а затем и с подростковой субкультурой. Я вовсе не пытаюсь их от нее радикально оградить, а просто слежу за дозировками — чтобы не возникало негативных перекосов в поведении.

Когда Коля стал в девятом классе ходить в школу, его ничего особо не удивило во взаимоотношениях ребят между собой и с учителями. Разве что драться первые три месяца приходилось со всеми подряд. Но к такому он был вполне готов — и морально, и физически.

Слишком старательные

Ну и последнее, что хочется тут упомянуть, хотя, может, это и не недочет — чрезмерная старательность, ответственность и дисциплинированность по сравнению с общепринятым в среде школьников уровнем. Иногда сие не очень уместно. Особенно с учетом нашего странного российского менталитета. И с учетом далеко не всегда разумных предписаний и инструкций, исходящих от начальства.

Здесь тонкий момент. Впервые мы с ним столкнулись в туристическом лагере. Подросткам давалось задание по работе: пилить дрова, вывозить тачками ил и мусор со дна очищаемого пруда, ремонтировать дорогу, возводить плотину на речке...

Чрезмерное рвение тут неуместно. Оно даже, как ни странно, может повредить делу. А уж сверстники тебя точно не поймут. С другой стороны, работу нужно выполнить. А все стараются отлынивать — кто больше, кто меньше.

Тима и Коля постепенно научились понимать и чувствовать данный аспект. Они научились понимать, когда требуется включаться на всю катушку, а когда можно (и даже нужно) похалявить. Но поначалу они немного перебарщивали со старанием и усердием. Ведь дома у нас все было по-другому: я учил их максимально ответственному отношению к любому делу, а уж особенно — к учебе.

Но все же лично мне не нравится дух "работы с ленцой". Весь мой характер протестует! Так что и не знаю, к недочетам или к достоинствам следует отнести то, что я только что тут описал. В любом случае, сие есть важный момент социальной адаптации и выработки индивидуального умения работать, индивидуального стиля распределения нагрузок и отдыха в ходе выполнения любого конкретного дела.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Не умеют быстро писать и слишком старательные: 4 недочета семейного обучения"

Вы не авторизованы.

Ну вот два пункта "писать быстро" и "чрезмерная старательность" никак не зависят от способа обучения. Это исключительно характер конкретного ребенка. Но вот то, что медлительные дети в школе начинаю писать быстрее - это да. А многие изначально всё делают быстро. Их и в школе тормозят.
И в плане старательности далеко не все дети такие, даже если их из дома только под конвоем на прогулку водили.
2018-11-29, Julinika
Поделитесь:

29.11.2018
Обновлено 01.09.2023
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Переходим на семейное обучение. Ждать ли проблем с общением?
Что такое социализация детей и при чем тут школа
Три причины неудачного семейного обучения: дело не в деньгах
Три причины неудачного семейного обучения: дело не в деньгах
Почему родители не берутся за домашнее обучение или, начав, отказываются от него
Испытание не для слабонервных: семейное обучение. Как проходит мой день
Испытание не для слабонервных: семейное обучение. Как проходит мой день
Хотела стать врачом, теперь мечтаю о журналистике. Что дает мне семейное обучение
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!