Наверняка вам встречались женщины, которые всегда готовы прийти на помощь. На работе они могут выручить вас в любой момент, прикрыть ваши оплошности перед начальством, сделать за вас самые срочные дела, если вы уходите в отпуск и не справляетесь. Если у вас такая сердобольная соседка, вы можете не волноваться о том, кто посидит с детьми, если вы задерживаетесь на работе. Если вам повезло родиться у такой заботливой мамы, вы можете не волноваться ни о чем вообще. Она с температурой приедет через весь город, чтобы привезти вам паровых котлет и торт "Наполеон" домашнего приготовления, только чтобы порадовать дорогую дочку. Словом, очень приятно и полезно, когда рядом с вами есть женщина, которая готова жертвовать собой ради вашего блага. Но вот если к подобной категории жертвенных женщин относитесь вы сами, то ситуация оказывается совсем не такой радужной.
У склонности к чрезмерному альтруизму есть психологическая подоплека: считается, что те, кто готов забывать о себе, чтобы угодить окружающим, страдают от глубинного комплекса неполноценности и нелюбви к себе. Ведь если доброта к окружающим оказывается настоящей жестокостью по отношению к самой себе, это сигнал о том, что пора задуматься.
Если в первом классе задать вопрос: "Кто из вас бегает быстрее всех?" -руки поднимут все без исключения. Каждый захочет заявить о своих способностях и продемонстрировать их окружающим. Но, если задать тот же самый вопрос в средней школе, скорее всего никто не поднимет руку. Ребята не сделают этого из страха, что над ними будут смеяться одноклассники, что их осудят за хвастовство и желание выделиться. Особенно это касается девочек, которые уже в
За красивыми словами и благими намерениями часто скрываются истории глубоко несчастных женщин, которые многие годы выполняют прихоти своего мужа, детей, родителей, свекрови, но так и не решаются заговорить о том, что нужно им самим.
Задумайтесь над тем, какие женские качества чаще всего считаются достойными восхищения. Женщины по своей природе склонны к тому, чтобы объединять усилия и работать в команде. Это прекрасно — до тех пор, пока вы получаете заслуженную награду за свой вклад в общее дело. Женщины способны чутко выстраивать отношения и идти на компромиссы. Тоже хорошо — но, только если вы не соглашаетесь идти на поводу у других, лишь бы избежать конфликта. Женщины более заботливы и чувствительны, чем мужчины. И это само по себе чудесно — если не ставите интересы окружающих вас людей превыше всего, полностью игнорируя ваши собственные потребности. Все перечисленные качества поощряются обществом и часто ставят нас с вами в достаточно затруднительное положение. Ведь получается, что, если вы не готовы жертвовать собой, вы не достаточно хороши? Некоторые психологи называют реакцию женщины на подобное давление со стороны общества "социально одобряемым саморазрушением".
Но, разумеется, далеко не все женщины забывают о своих интересах. Так что такого они знают о жизни, о чем неизвестно их менее счастливым подругам? Прежде всего, такая женщина знает себе цену. Она знает, что у нее есть определенные обязательства перед семьей, детьми, мужем, родителями и работодателем, однако не забывает, что у нее есть свое предназначение в этом мире. Она умеет просить и принимать советы и помощь близких, она требует заслуженной награды за то, что делает. На работе и дома она умеет таким образом выстраивать границы, чтобы о ее интересах не забывали. Она без смущения принимает похвалу и восхищение, но при этом осознает, что она сама и ее поступки понравятся не всем. Вы хотели бы стать такой женщиной? Тогда учитесь избегать разрушительных ловушек, которые вам готовит общественное мнение.
Ловушка № 1. Вы позволяете другим получать награду за ваши заслуги
Вы с коллегой удачно закончили совместный проект, но потом она рассказывает об этом начальству как о своем собственном достижении. А вы, вместо того чтобы сказать свое веское слово, молчите из страха показаться выскочкой. Бывает с вами нечто подобное? Возможно, причина в том, что вы в глубине души уверены: "хорошие" женщины должны быть скромными, делиться и сотрудничать. А ведь вам хочется быть хорошей! Если дело действительно в этом, вам нужно учиться заявлять о своих достижениях. Ведь для того чтобы начальство оценило ваш вклад, совсем не обязательно принижать сделанное коллегами. Наоборот, можно обратить внимание начальника на удачные идеи коллег и их не менее удачное воплощение. Но при этом не забудьте упомянуть и о собственных заслугах.
Возможно, дело в том, что вы не считаете себя достойной похвалы и награды? Тогда вам нужно поработать над самооценкой. Попробуйте оценить ваши возможности так, как вы оценили бы постороннего человека. На работе создайте "файл достижений". Записывайте туда свои удачные идеи, которые удалось применить, выгодные проекты, которые вы осуществили, сохраняйте письма от благодарных клиентов (и не забывайте пересылать эти письма начальству). Такая "доска почета" поднимет вам настроение, когда это необходимо. Подобные файлы можно завести и для личной жизни.
Ловушка № 2. Вы не требуете достойной платы за то, что делаете
Часто социально одобряемое саморазрушение не позволяют вам требовать достойной зарплаты или ее повышения. Вы думаете: "Чем я лучше других?" — или: "Другие тоже стараются, так почему именно мне должны поднять зарплату?" Если вы ведете файл профессиональных достижений, вы прекрасно знаете, чем вы лучше других и почему достойны большего. Многие руководители признаются, что не слишком уважают сотрудников, которые готовы долгое время работать за мизерные деньги, не требуя ни прибавки, ни продвижения. Если вы себя не цените, вас не будут ценить окружающие.
Для начала проверьте в Интернете и рекрутерских агентствах, на какую зарплату могут рассчитывать специалисты вашего уровня. А затем отправляйтесь к начальству, захватив распечатки "файла достижений". Начните разговор с суммы, которая процентов на тридцать превышает желаемую зарплату, и, возможно, в процессе обсуждения вы получите именно то, на что рассчитывали. Если же вам ответят, что компания не вполне оправилась от кризиса и бюджета на прибавку сейчас нет, просите других благ: более долгий оплачиваемый отпуск, короткий день в пятницу, повышение в должности с сохранением старой зарплаты, возможность повышения квалификации и т. п. А под конец не забудьте спросить, когда вы сможете вернуться к обсуждению денежного вопроса. Это даст вам полное право повторить свою просьбу позже.
Ловушка № 3. Вы позволяете окружающим себя унижать
Возможно, вы всеми силами пытаетесь избежать конфликта. А может быть, боитесь того, что ваш обидчик окажется прав и выставит вас перед окружающими полным ничтожеством. В любом случае вам нужно учиться отвечать на унизительные комментарии с достоинством. Если вы слышите что-то обидное дома или на работе, прежде всего не повышайте голос. Говорите спокойно и старайтесь, чтобы в ваших словах прозвучало как можно меньше эмоций, чтобы в них не было ни обиды, ни страха, ни заискивания. Идеальной реакцией на любое издевательское замечание будет такой вопрос: "Почему вы мне это говорите?" — или: "Пожалуйста, уточните: что именно привело вас к таким выводам?"
Конечно, коллеги или друзья могут уверять, что просто пошутили. Но вопрос, заданный спокойно и серьезно, заставит их либо замолчать, либо более ответственно относиться к тому, что они говорят.
Ловушка № 4. Вы сами принижаете свои достоинства
Самоуничижение — это качество, которое приносит человеку мало радости. Думая о себе как о ничтожном существе, не достойном радости и счастья, вы действительно становитесь именно такой.
Психологи предлагают использовать такой прием. Носите под одеждой простой резиновый браслет и каждый раз, когда у вас в голове появятся уничижительные мысли, несильно оттяните резинку. А после этого замените негативный посыл на позитивный. Вы только что думали: "Ну вот, я опять опозорилась!" Смените точку зрения: "Я очень творческий человек и умею нестандартно мыслить. В этот раз мысль оказалась не очень удачная, но ошибки только прибавляют мне опыта!"
Сначала такой прием может показаться искусственным, но со временем вы привыкнете думать о себе более благосклонно и верить в свои силы. Заставьте ваши достоинства (например, умение убеждать) работать на вас, а не против.