Не будьте занудой! Каких слов избегать в общении с ребенком

Как слушать ребенка, когда он расстроен. Как делать замечания и напоминать об обязанностях

Ребенок пришел из школы в подавленном настроении. Вам и жаль его, и хочется узнать, чем он так расстроен, и вы начинаете с расспросов... Стоп! Этот способ почти никогда не работает. Так же, как выговор за грязь на полу или пространные напоминания о заданных на дом уроках. Как общаться с ребенком, чтобы поддерживать дисциплину, но не портить отношения?

Как повысить самооценку ребенка

Страдания, непонятные для родителей

Проводя большую часть дня вдали от нас, например в школе, дети порой испытывают переживания, причины которых нам недоступны.

Когда мы были школьниками, родители иногда устраивали нам допросы, чтобы понять, из-за чего мы так подавлены или расстроены. Узнав причину, они пытались исправить ситуацию, чаще всего довольно неуклюже. Они либо читали нам нотацию, либо категорически заявляли: «Ты не права!» или «Кончай распускать нюни!». Точно помню, что легче от этого не становилось.

И тогда, и сегодня в подобной ситуации от взрослого требуется одно — выслушать ребенка. Ему важно не то, чтобы мы представили, как все произошло на самом деле, а наша реакция на его чувства и переживания.

Как-то раз одна из моих дочерей вернулась из школы вся в слезах, я села рядом с ней, положила руку ей на плечо и просто слушала ее, не говоря ни слова. В этом вроде бы бесполезном моем молчании было столько безмолвных посланий! Это продолжалось всего несколько минут, после чего она с радостью побежала играть. Не факт, что она точно передала мне все случившееся, да это и не нужно было — ей просто хотелось, чтобы я ее поддержала.

Не упрощайте ситуацию, пренебрегая чувствами вашего ребенка. Если он вернулся из школы, ворча на своего учителя, удержитесь от слов: «Все обойдется», или «Учителю лучше знать!», или еще «Ну что ты все ворчишь!». Ограничьтесь репликой: «Ты злишься!». Малыш почувствует, что его поняли. У него появится возможность пойти дальше в своем гневе, посмотреть на ситуацию со стороны и самому найти решение.

Если вы не готовы выслушать вашего ребенка, отложите разговор на более поздний срок: лучше так, чем обидеть невниманием, к которому дети, как и взрослые, крайне чувствительны.

Язык вашего тела может соответствовать вашим словам, когда вы, например, садитесь на корточки рядом с малышом, чтобы быть с ним на одном уровне; когда смотрите ему в глаза, давая понять, что полностью находитесь в его распоряжении. Все эти невербальные сигналы передают тот интерес, который вы проявляете к его состоянию.

Родительская роль заключается не в том, чтобы взвешивать страдания на чаше весов и в конечном итоге сделать вывод, что наш ребенок не имеет права на печаль. К подобным переживаниям следует относиться с большим вниманием и серьезностью, не впадая в панику. Ведь если ребенку покажется, что он огорчает вас всякий раз, испытывая негативные ощущения, то он перестанет делиться с вами своими бедами и трудностями.



Домашние неприятности: как избежать ругани? 5 шагов

Опишите то, что вы видите. Обнаружив недоразумение, скорее опишите то, что вы видите. Например, если кто-то из ваших детей разлил воду в одной из комнат дома, постарайтесь сказать очень просто, так, чтобы вас услышали: «На полу в ванной вода». Не успеете оглянуться — рядом с вами появится маленький человек с тряпкой. В сущности, вам нужно только, чтобы порядок был восстановлен, не так ли?

Старайтесь дать нейтральную оценку происшедшему. Сетования вроде: «Плохо вытер!», «Надоело, что в ванной постоянно вода на полу, а никто пальцем о палец не ударит!» будут лишними. Не вкладывайте в свои замечания эмоции, оценки, обобщения и категоричное мнение — все то, что может обидеть вашего ребенка, вызвать в нем протест. Сдержаться нелегко, но надо учиться. Не сдавайтесь!

Кто виноват? В моем детстве родители, обнаружив разбитую чашку или грязь на полу, немедленно начинали искать, кто за это должен ответить. Под «ответом» подразумевалось наказание. Требовали извинений. Иногда «виновный» ребенок яростно отпирался — отпирался, потому что чувствовал себя оскорбленным, боялся наказания и унижения.

Добивайтесь добровольного сотрудничества с вашим ребенком. Описывая увиденное «недоразумение», вы предоставляете малышу шанс самому исправить положение. Как вы поступаете с вашими друзьями, если они разбили вазу или тарелку? Обвиняете их? Кричите? Конечно же, нет, наоборот, вы стараетесь сделать все, чтобы они не испытывали угрызений совести. Вы не сомневаетесь в том, что они и в мыслях не держали вам навредить. Так вот, ваши дети не в меньшей степени заслуживают к себе аналогичного отношения! Это чудесная возможность повысить самооценку ребенка, который видит себя человеком, достойным доверия своей семьи.

Говорите о своих чувствах. Не стесняйтесь выражать свои чувства! Когда мой ребенок берет один из моих дисков и не убирает его в конверт, я выхожу из себя: «Меня бесит, когда диски не убраны в файлы!» — так я выражаю свой гнев, без осуждения, чтения нотаций или наказания. Чаще всего мои дети считаются с этим.

Временами они, конечно, забывают о моих интересах. В таких случаях пусть пеняют на себя — какое-то время я не буду разрешать им брать мои диски. Это не наказание — просто я недовольна и беспокоюсь, когда вижу, что с принадлежащими мне вещами обращаются небрежно, рискуя сделать их непригодными к использованию.

Четко формулируйте свои ожидания. «Я жду, когда мои диски будут убраны в конверты» — эта фраза определит вектор дальнейших действий лучше всяких нотаций.

Как слушать ребенка

Как напоминать о повседневных делах: 4 способа

Записки с нежными словами. Они одновременно являются и профилактическим, и целительным средством. Повседневная жизнь во многом состоит из повторяющихся действий, и вашему малышу требуется время, чтобы освоить их. Коротенькая «напоминалка», закрепленная на видном месте, поможет ему в этом.

Вот два примера:

  • «Унитаз должен быть чистым, а ручка слива воды поднята. Нежно целуем. Папа и мама».
  • «Не забудь сполоснуть меня, когда почистишь зубки». Подпись: «Умывальник, который будет рад снова увидеть свой настоящий цвет!».

Постарайтесь найти свой собственный стиль. Базовое правило при этом одно: не навредить ребенку. Как искать этот стиль? Очень просто — поставить себя на место ребенка, стараться избегать осуждения, морализаторства, обвинений и насмешек над его неумелостью.

Для заочного общения со своими детьми я использую стикеры. Они очень практичны. Кроме того, можно выбрать стикер в виде сердечка или цветка, и тогда малыш уже по форме записки, прежде чем прочесть ее содержание, почувствует, что ему хотят поднять настроение, а не наоборот.

Дети, которые еще не умеют читать, тоже могут заинтересоваться этим приемом. Заметив на двери записку, они принесут ее вам, чтобы узнать ее содержание, и будут счастливы, что это письмо адресовано лично им. Не стоит, однако, перебарщивать — если вы будете клеить свои послания везде, где только возможно, ребенок скоро потеряет к ним интерес.

Пусть ваши напоминания будут как можно более краткими. Детям не нравится ощущение безвыходности, вызванное нашими словами. Реплика: «Сесиль, твоя пижама» придется им по душе куда больше, чем «Сегодня вечером надеваем пижаму, почему я должна каждый вечер твердить тебе, что надо надеть пижаму, ведь ты мне обещала делать это сама» и т.д.

Эти маленькие напоминания не имеют ничего общего ни с просьбами о помощи, которые формулируются совсем иначе, ни с прямыми указаниями, ведь в них нет повелительных слов. Это именно попытки самым простым способом внедрить в сознание ребенка ваши маленькие правила семейной жизни.

Большинство знакомых мне детей отзываются на это восклицаниями: «Ах! Да! Черт! Я забыл!» или же «Я переоденусь через пять минут». Краткость в определениях позволит вам не попасть в ловушку деспотизма и занудства.

Не поддавайтесь искушению давать советы. По моему опыту, все фразы, которые начинаются со слов «Ты должен...», «Тебе следовало бы...», «Почему ты не делаешь, как я...», вызывают мощное сопротивление у людей любого возраста. Как и взрослому, вашему ребенку, для того чтобы сделать верные выводы, необходим собственный опыт. Поверьте: попытки навязать (пусть из лучших побуждений) чужой опыт в лучшем случае бесполезны, в худшем — способны причинить вред.

Речь, конечно, не идет о конкретной информации, которая придется к месту.

Чаще передавайте ребенку практические знания. Позвольте ему убедиться лично: остатки молока, не убранные в холодильник, за два-три дня закиснут и станут непригодны к употреблению. Ненавязчиво объясните, что каждый продукт имеет свой срок годности и условия хранения, которые пишутся на упаковках. Можно играть, определяя, у какого продукта срок годности истечет раньше.

Поощряйте вашего ребенка, когда он обращается за получением более точных данных к специалистам. Так, визит к дантисту может стать удобным моментом для обучения правилам чистки зубов. Подобных примеров может найтись множество. Знакомства с увлеченными профессионалами, мастерами своего дела — очень полезный опыт!

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Не будьте занудой! Каких слов избегать в общении с ребенком"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

19.09.2017
Обновлено 19.09.2017
Статья дня
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Близкие по теме статьи
Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!
Как изменить поведение ребенка? Освоить новые умения!
Приобретение навыков вместо решения проблем: как это работает
Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей?
Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей?
Детям не хватает дисциплины и твердой руки? Еще не поздно исправить ситуацию...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!