Не умеют наши люди отстаивать свои права. К сожалению. А работодатели этим пользуются. Я думаю, многим из вас знакома ситуация, в которой не так давно оказалась я. Прихожу в госучреждение устраиваться на работу. Поскольку работа предполагается с детьми, по закону я должна предоставить санитарную книжку (медкнижку в обиходе), справку от нарколога и психиатра, что не состою на учёте, и справку из районного ОВД об отсутствии судимостей.
Поскольку я здорова, не состою и не судима, перечень справок меня поначалу не пугает. Главное, что по результатам собеседования я подхожу, и меня приглашают на работу. Но перед тем холёная дама-начальница заявляет: в соседнем доме за углом находится контора, которая делает медкнижки, это обойдётся в 2000 рублей; нарколог и психиатр тоже теперь платные, по 700 рублей; собирайте всё, приходите, и мы вас оформим. И с этим напутствием даёт мне понять, что на сегодня приём окончен.
Честно говоря, выхожу от неё слегка оглушённой. Чтобы устроиться на работу с зарплатой 15 000 рублей, я еще должна отдать кровных 3400?! С тоской вспоминаю времена, когда для справки из диспансера достаточно было паспорта, а требовать за это оплату и вовсе был бы нонсенс.
Грустно размышляя, в чём в этом месяце должна отказать своему ребёнку, звоню в наркодиспансер. Выслушиваю длинную лекцию о том, что нынче услуги оказываются на коммерческой основе, но всё-таки — для очистки совести — задаю вопрос: а что, бесплатно никак нельзя? Совсем никак? Мне ж не для себя, для работы... Тётенька удивляется: а на работе вам не сказали разве? Возьмите в кадрах направление от работодателя, в свободной форме. Тогда будет бесплатно.
В задумчивости нажимаю на телефоне «сброс». Странно. Неужели дама-начальница об этом не знала? Или забыла? С затеплившейся робкой надеждой звоню в психдиспансер. Тётенька еще более суровая, за глупые вопросы ругает. Разумеется, подобные справки оплачивает работодатель, это закон. Только тут, в отличие от наркологического диспансера, вы сначала платите сами, а потом уже учреждение возмещает вам эту сумму дополнительно к зарплате. Главное, не забудьте чек!
Я начинаю благодарить. Тётенька кладёт трубку. Меня это не задевает: мысли совсем о другом. Нехорошие подозрения перерастают в уверенность. Уже целенаправленно лезу в интернет, чтобы узнать, что об этом гласит Трудовой кодекс. Нужный ответ получаю моментально. Статья 213 Трудового кодекса, часть 6: расходы по оформлению санитарной книжки для сотрудника возлагаются на работодателя. О том же гласит статья 14 Закона об охране труда. Но в таком случае возникает вопрос: какая организация занимается исполнением этого закона?
Забиваю соответствующий запрос в поисковик. Сразу появляется ощущение, что все делают всё, чтобы эту информацию от сотрудника скрыть. В огромном количестве вылезают сайты платных клиник, где красочно расписывается, как быстро и без проблем это сделают они — разумеется, за круглую сумму. Подобного рода рекламу даже не открываю, просматриваю форумы, вопросы-ответы... Времени это занимает много, но упорство даёт плоды. Натыкаюсь на информацию, что нынче, кажется, оформление санитарных книжек в ведении Роспотребнадзора.
Звоню туда с вопросом, как получить книжку бесплатно или хотя бы бюджетно. Меня долго перекидывают с телефона на телефон, но я уже из принципа не сдаюсь, и — бинго! — одна из собеседниц наконец поясняет: в каждом округе Москвы работает филиал Центра гигиены и эпидемиологии, там есть отдел, занимающийся оформлением медкнижек. Каждый филиал обслуживает госпредприятия (внимание — речь идёт о предприятиях бюджетной сферы, с коммерческими ситуация другая), находящиеся на территории округа. Проще говоря, если вы устраиваетесь на работу в ЦАО, то вам надо искать филиал по ЦАО, если в ЗАО — то по ЗАО, и так далее.
Звоню в нужный мне филиал, и очередная тётенька, на этот раз весьма любезная, чётко и подробно разъясняет мне процедуру. Необходимо взять в отделе кадров учреждения направление от работодателя в свободной форме: «Учреждение такое-то просит выдать личную медицинскую книжку гражданину такому-то (ФИО, должность)». Также надо иметь при себе паспорт и 2 фотографии размером 3 на 4, цветные или чёрно-белые — не важно. С понедельника по пятницу в установленное время (его имеет смысл уточнить отдельно в каждом филиале) необходимо подойти в центр, имея при себе... 470 рублей. Это и будут все расходы на оформление медкнижки, которые потом опять же возместит работодатель.
Кому-то, возможно, покажется минусом, что врачей придётся в этом случае обходить самостоятельно, а также делать флюорографию и сдавать ряд анализов. Но тут, как говорится, каждый выбирает для себя, что лучше — заплатить приличную сумму за скорость или потратить время, но не потерять в деньгах. Самое главное, что этот выбор у человека есть — и каждый имеет право об этом знать!
P.S. Когда, уже совсем с другим настроением, я вернулась к этой начальнице с просьбой позвонить в кадры — для выдачи направлений, её лучезарный вид сильно потускнел. Уж очень ей, видимо, платить не хотелось. Но делать нечего, пришлось звонить. Ведь тот, кто знает закон, по жизни вооружён. Удачи в трудоустройстве, и не позволяйте себя обмануть!