Надо ли заводить детей, если они не делают вас счастливыми?

Удовлетворенность жизнью от детей наступает после 40 лет

Дети — это расходы, усиливающаяся нагрузка на экологию, а еще время и силы родителей, которые можно было бы потратить с большим удовольствием, уверен автор новой книги о счастье. Так не пора ли отказаться от установки, что потомство — это однозначно благо, и перестать косо смотреть на чайлдфри и с жалостью — на тех, кто не может иметь ребенка по состоянию здоровья? Если дети не делают нас счастливее, то зачем они всем поголовно?

Делают ли дети вас счастливыми?

Делают ли дети вас счастливыми? Если верить стереотипам, принятым в обществе, то должны. Более того, нас могут ждать неприятности, если мы усомнимся вслух в необходимости их для счастья.

Я как-то получил довольно оскорбительные онлайн-комментарии на одно из своих выступлений. Я сказал, что "дети доставляют удовольствие время от времени, но у меня была масса удовольствий и до их появления. Да, они дали мне нечто важное — теперь я вынужден, например, беспокоиться о них. Но при этом они вносят существенный вклад в смысл моей жизни".

Вот парочка примеров того, какую реакцию вызвали мои слова: "Мне жалко его детей... Тьфу!"; "А его отношение к собственным детям очень эгоистическое. Придурок!!" (мне особенно нравятся два восклицательных знака).

Неудивительно, что я до сих пор согласен со своими прежними высказываниями. Дети привносят в мою жизнь смысл. Но я даю им понять, что они не несут ответственности за мое счастье. Надеюсь, это позволяет им быть свободными и поступать по собственной воле.

Моя супруга Лес и я решили завести детей, и только мы ответственны за то, какие чувства они заставляют нас испытывать. Большинство родителей ожидают, что отпрыски сделают их счастливыми, но для самих чад такие ожидания становятся огромной обузой. Поппи и Стэнли свободны в том, чтобы сделать нашу жизнь несчастной, как они уже делали, когда были маленькими, и остается уповать на то, что они окажутся чересчур хорошими, чтобы повторить то же самое, когда станут подростками.

Увы, хотя люди часто говорят, что дети делают их счастливыми, они не упускают случая напомнить, скольким пожертвовали ради своих чад (и иногда бросают эти фразы прямо детям в лицо). А я не уверен, что счастье и жертвенность идут рука об руку.



Дети повышают удовлетворенность жизнью — но только у пожилых

В недавнем обзоре, оценившем связь между родительством и удовлетворенностью жизнью, авторы пришли к выводу, что бездетные люди по меньшей мере так же удовлетворены жизнью, как и те, кто обзавелся ими. Собираемые в лонгитюдных исследованиях данные о переходе человека к состоянию родительства помогают понять, в какой степени "взлеты" счастья могут быть нивелированы его "падениями". Например, одно немецкое исследование показало, что увеличение удовлетворенности жизнью вследствие обретения статуса родителя нейтрализуется финансовыми затратами.

Возраст, в котором вы обзаводитесь потомством, судя по всему, тоже играет важную роль. Согласно исследованиям, проведенным в Великобритании и Германии, у молодых родителей в возрасте от 18 до 22 лет наблюдается снижение удовлетворенности жизнью, то есть этот показатель у них не превышает значения, которое было до появления ребенка.

Родители среднего возраста (23–34 года) испытывают рост удовлетворенности жизнью в течение беременности и в первый год жизни малыша. Однако их удовлетворенность жизнью возвращается к уровню, который был до рождения отпрыска, через два года после его появления на свет.

Родители зрелого возраста (35–49 лет) оказались более удовлетворены жизнью в период ожидания рождения ребенка и в течение его первого года после. Затем этот показатель у них вернулся к прежнему уровню.

Дети - это на самом деле счастье?

Другие исследования, базирующиеся на данных, собранных в 86 странах, показали аналогичные результаты. До 30 лет связь между родительством и удовлетворенностью жизнью была отрицательной, между 30 и 40 годами никакой связи не регистрировалось, после 40 лет отпрыски делают людей в среднем более удовлетворенными. Получается, что наличие детей становится более ценным для пожилых людей. Вы чувствуете себя лучше, отдаляясь от того жизненного этапа, когда у вас появился ребенок, даже если тогда были довольно несчастны.

Имеет значение и то, сколько у вас детей. Если коротко, то не заводите больше двух, если только не хотите стать по-настоящему недовольным жизнью. Закон убывающей доходности действует во всем.

А что говорят исследования о влиянии пола ребенка? Большинство из них показывают, что пол не влияет на удовлетворенность жизнью, хотя американские ученые собрали данные, позволяющие предположить, что у родителей дочерей больше шансов развестись. По крайней мере, частично это может быть объяснено тем, что эмбрионы женского пола лучше переносят стрессовую беременность, а не только тем, что дочери вызывают больше раздоров.

Однако другие исследования, проведенные в Мельбурне, обнаружили, что более высокий уровень разводов характерен для периода, когда дочери находятся в подростковом возрасте, что ставит вышеприведенное объяснение под вопрос. Вероятно, подростковый возраст девочек проходит настолько сложно, что создает сильную напряженность в отношениях родителей. Я жду не дождусь этого момента.

После рождения детей у женщин страдает психика и снижается самооценка

Вернемся к страданиям родителей, которые рассмотрены в других исследованиях, использующих в том числе иные параметры, помимо удовлетворенности жизнью. Крупное исследование, основанное на результатах опросов 13 000 американцев в рамках Национального обследования семей и домохозяйств в США, показало, что родители, живущие со своими чадами под одной крышей, испытывают большую депрессию, чем бездетные. Родителей также поделили на группы в зависимости от того, каких — биологических или приемных детей в возрасте до 18 лет они имели, и разницы между этими двумя группами выявлено не было.

Женщины больше страдают от наличия детей, чем мужчины. По информации благотворительной организации Mind, у каждой пятой матери после рождения ребенка возникают серьезные проблемы с психическим здоровьем. Ситуацию усугубляет убеждение, что так не должно быть, — ведь дети должны делать нас счастливыми, не правда ли? У мужчин с рождением ребенка тоже возрастает риск психических заболеваний, но в меньшей степени. Матери, кроме того, чаще испытывают больший стресс и беспокойство по сравнению с их партнерами-мужчинами.

Согласно недавнему исследованию, проведенному среди 85 000 матерей в Норвегии, появление младенцев вызывает снижение самооценки на протяжении трех лет. Матерей, рожающих в первый, второй, третий и четвертый раз, просили заполнить анкету до, во время и несколько раз после родов. Ученые выяснили, что самооценка матерей, рожающих впервые, снижалась в преддверии родов, затем в течение шести месяцев возрастала, а затем снова уменьшалась вплоть до последнего опроса, когда малышу исполнялось 3 года. То же самое наблюдалось и у других групп матерей, что наводит на мысль о стандартной тенденции.

Я предполагаю, что рост самооценки в первые несколько месяцев после родов вызван, по крайней мере частично, появлением важной цели — необходимости ухаживать за ребенком. А последующий спад, вероятно, отражает адаптацию, а также возможное уменьшение интереса семьи и социальной поддержки.

У матерей, рожающих впервые, удовлетворенность отношениями оказалась высокой во время беременности, затем происходил резкий спад после рождения ребенка и постепенное снижение в последующие годы. У матерей, рожающих второй, третий и четвертый раз, удовлетворенность отношениями уменьшалась более плавно. Этому способствовали такие факторы, как нехватка времени на поддержание отношений и рост числа конфликтов, связанных с заботой о ребенке.

В любом случае, если ваши отпрыски живут дома, вы сможете рассчитывать на рост удовлетворенности отношениями после того, как они покинут семейное гнездо. Конечно, все индивидуально, некоторые пары в период "пустого гнезда" могут с большей вероятностью расстаться.

Забота о детях чуть приятнее уборки

Уверен, вы хотите узнать о том, насколько счастливыми ощущают себя родители. Исследуя дневники 1000 американок, Даниэль Канеман и его коллеги обнаружили, что забота о детях — двенадцатое по приятности занятие из... шестнадцати. Работа по дому лишь немного менее приятна. Еда и физические упражнения (хотя и не одновременно) приносят куда больше удовольствия.

Некоторые из моих собственных исследований по оценке уровня удовольствия и смысла в связи с различными занятиями показали, что время, проведенное с детьми, в среднем было не очень приятным, но зато наполненным смыслом. Вам наверняка будет веселее с друзьями, а волонтерство может придать вашей жизни больше смысла.

Дети, конечно, растут. Ребенок с физическими, эмоциональными, поведенческими или жизненными проблемами постоянно оказывает пагубное влияние на счастье родителей. Другие исследования показывают, что взрослые сыновья и дочери, которые испытали хотя бы одну психологическую, поведенческую, финансовую, семейную проблему, трудности с трудоустройством или зависимость, — самая главная причина материнской депрессии. Благополучные потомки (судя по ответам родителей на открытые вопросы о достижениях их детей) не сильно повышают счастье родителей. Как видим, во многих аспектах жизни потерь вырисовывается гораздо больше, чем приобретений.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Надо ли заводить детей, если они не делают вас счастливыми?"

Вы не авторизованы.

и опять вы во всем правы, конечно.
но у меня какая-то другая крайность - не хвалясь скажу))) я всю дорогу прям образец поддерживающей, принимающей и не критикующей матери)
но поводов себя поизводить в хлам все равно нахожу в избытке. вот например - она со своим мч расставалась, очень скупо меня об этом оповестила - они далеко живут и совсем самостоятельно.

но я-то, естественно, такое в своей жизни проходила, и что она чувствует, представляю отчетливо. больней за ребенка-то куда как сильней, чем за себя ((

и вот как-то внутренне отстраниться ну не могу! хотя отдаю себе отчет прекрасно, что жизнь такая #### вещь, что жилы по итогу вытянет из каждого, а я ребенку дала все хорошее, что было в моих силах и разумении.
сумбур какой-то пишу( вы умный и тонкий человек, надо как-то действительно научиться принимать тот факт, что идеалу ничего не будет соответствовать по определению - и это все же не повод для трагедии
2019-12-09, ы
можно вклинюсь в обсуждение?)

вот пишут там: "Другие исследования показывают, что взрослые сыновья и дочери, которые испытали хотя бы одну психологическую, поведенческую, финансовую, семейную проблему, трудности с трудоустройством или зависимость, — самая главная причина материнской депрессии."

у меня прям так, как под копирку - ребенкины проблемы мне аукнулись прям разрухой здоровья на нервной почве. притом что ребенок-то успешный, и все у нее оч неплохо. живет она за 7 тыщ км от меня и давно сама рулит своей жизнью, у меня любимый муж-работа-собака-хобби, и все равно...

но вот настолько значимы ее проблемы для меня, что ни с чем в сравнение не идут. Неправильно это, как считаете? и можно ли как-то с этим совладать? вроде и не депрессия.. просто тоска, что ли...
2019-12-09, ы
Как ляжешь не в силах пошевелиться, как анализы придут офигительные, как врачи скажут "ищите то самое", так откуда только мудрость прорезается))). Помню, лежу, встаю с трудом и думаю: "На что жизнь потратила, дура. Дочь пилила за отметки и подружек, за барахло разбросанное. За что девку доставала... Переживала из-за пыли и тарелок немытых. Из-за того, что дети не идеально здоровые. Из-за того, что муж мало зарабатывает (по местным меркам))) и не фанат домашних дел... И так я жизнь свою и про... пардон...ла.
А другой и нет, оказывается. И не факт, что я встану. И жизнь до 40 лет ушла на фигню".
Я Вам зачем это рассказываю? Не берите пример с такого образа жизни, не изводите себя. Радуйтесь тому, что имеете, и не расстраивайтесь из-за того, что идеалу не соответствует.
2019-12-09, Шиповник (экс-Василиса)
У всех разрухой. Но дело в нашей голове. Неправильно это, имхо, у них своя жизнь, а мы должны жить нашей.
У меня трое, я тоже просто помирала под грузом их проблем. Вот не знаю,успела ли остановиться))). Но нужно было дойти до края практически. И дети тут ни при чем. Дурная и неправильная установка в голове.
Вон сейчас мои поцапались уже несколько раз, а я дверь на кухню закрыла и готовлю. А вот сейчас обедаю. А раньше держалась, нервничала, страдааала.
О, дочь папе звонит: чья очередь за компом играть или сериалы смотреть))). Ничего, пусть папа подергается))). Его не подергаешь))). А у меня ещё дел полно, мне спокойно пообедать нужно.
2019-12-09, Шиповник (экс-Василиса)
Про "делают счастливыми" анекдот хороший есть.
Один человек имел зарплату 100$ в месяц и страдал от нищеты.
Нашел работу получше, стал зарабатывать 1000$ в месяц, но денег всё равно не хватало и он страдал.
Сделал карьеру, стал получать 10000$ в месяц, но всё равно был несчастен из-за нехватки денег.
...Когда его доход достиг 10млн$ в месяц, он застрелился, осознав, что счастлив не будет никогда...
(По-моему, статья как раз про таких, только у них почему-то дети вместо денег).
2019-12-09, Келайно
не верю что влияет. Тем более мужчине соврать в этом вопросе, что 2 пальца об асфальт. Говорит "хочу детей" а хочет на самом деле чтоб женщина в рот смотрела, зависела во всем, ноги мыла воду пила, привлекательности для других мужчин не имела, а он, отец детям и кормилец - вел себя как угодно, деваться ей типа некуда.... Надеется достичь всего этого оплодотворением. А дети-то нафиг не нужны... Девушке достаточно посмотреть по сторонам внимательно, чтоб это понять
2019-12-09, Лось-Анджелес
в корне не верный подход. Отказаться от рождения детей - то же самое, что отказаться от жизни, на мой имхо.
Самоубийцы, безусловно, переживают меньше трудностей и испытывают меньше негативных эмоций, по сравнению с собой же, но прожившим дольше, - потому что после смерти вообще ничего не испытывают. Это выход, да. Гарантированно уменьшающий негатив, но все-таки я хочу жить.
2019-12-09, Лось-Анджелес
Поделитесь:

09.12.2019
Обновлено 09.12.2019
Статья дня
А надо ли? Особенности пластики в 60+
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Близкие по теме статьи
Почему инфантильных мужчин становится все больше
Почему инфантильных мужчин становится все больше
Почему мужчины не стремятся достигать успеха и завоевывать женщин
Все считали, что ей повезло с мужем, а они жили как соседи
Все считали, что ей повезло с мужем, а они жили как соседи
Почему женщин так пугает развод с нелюбимым мужем
Свободные отношения с едой: как мне это удалось
Свободные отношения с едой: как мне это удалось
Тем, кто ругает себя за лишние килограммы после новогодних праздников
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!