"Пишет как курица лапой", — сокрушаются родители ученика начальной школы, а учитель настоятельно советует летом поработать над исправлением почерка ребенка. Нужно ли заниматься коррекцией почерка — брать тренажеры по чистописанию, идти на курсы каллиграфии? Или красивый почерк сегодня — не главное? Ведь с каждым годом писать от руки приходится все меньше и меньше, даже в школе. Рассказываем, почему каллиграфический почерк сегодня — редкость и зачем он нужен в цифровую эпоху.
Шариковые ручки, сколиоз и близорукость
Ушли в далёкое прошлое чернильные ручки и "непроливайки", подарившие нескольким поколениям советских людей тот великолепный каллиграфический почерк, который можно было с гордостью показывать детям и внукам. Смерть классического русского чистописания произошла задолго до развала СССР. Она наступила в результате либеральной школьной реформы 1968 года, внедрившей в школы Советского Союза прогрессивные западные идеи в виде письма шариковыми ручками и полного отказа от уроков чистописания.
До этого уроки красивого письма сопровождали ребёнка всё время, пока он учился в начальной школе. Чернильные ручки предполагали гигиенически правильное и естественное чередование напряжения и расслабления руки и во время письма. Они не давали чрезмерно давить на ручку, образуя в противном случае кляксы. В отличие от чернильных, шариковые ручки писали с любым нажимом и под любым углом, а о кляксах не было и речи. Казалось бы, пиши да радуйся?
Не тут-то было! Негативные последствия нововведений не заставили себя долго ждать. Шариковые ручки в школах появились, а вот методики обучения письму новым пишущим инструментом так и не возникло. Каждый учитель более или менее успешно вынужден был изобретать свои собственные методы обучения письму, но вскоре стало понятно, что без уроков чистописания контроль над ситуацией с письмом в школе потерян.
Миллионы советских школьников стали писать шариковыми ручками вкривь и вкось. Да ещё и с таким усилием, что кончики пальцев заметно белели, и нужно было трясти рукой, чтобы онемевшие члены вновь обрели чувствительность. Через несколько минут такого письма мышечный зажим сковывал всю руку так, что плечи и голову школьника перекашивало набок. За пару-тройку лет этого "прогрессивного" письма детские позвоночники искривлялись так, что справиться с тотальным детским сколиозом не могли тысячи врачей СССР.
Мало того, что неправильное положение тела за партой приводило к патологиям внутренних органов. Ещё одним досадным результатом отказа от гигиены письма становилось снижение остроты зрения. И если близорукость начиналась ещё в начальной школе, то очки с диоптриями сопровождали человека всю жизнь.
Писать ручкой или на компьютере?
Что касается собственно письма, то педагоги стонут, когда проверяют детские письменные работы, написанные практически нечитаемым почерком. Заваливающиеся то вправо, то влево косые и кривые буквы, подпрыгивающие то вверх, то вниз исковерканные цифры — вот реальность современной российской школы.
Что дальше? Можно идти по пути, любезно подсказанному партнёрами из США и Европы. Если дети стали писать неразборчиво — надо полностью отказаться от рукописного письма в школах и вузах. Следует перейти на гаджеты, в которых нужно будет ставить галочку в правильном варианте ответа, и которые сами станут набирать тексты с голоса.
Таким образом, рукописное письмо, как когда-то и чистописание, уйдёт в прошлое. Негативные последствия такого решения — к примеру, снижение эффективности обучения или интеллектуальных способностей человечества — пока серьёзно не рассматриваются.
Однако есть и другой путь — в России придуманы новые способы обучения красивому письму. Вот бы распространить эти методики на всю страну?
Первой ласточкой нового чистописания стала педагог-новатор Вера Илюхина, запустившая в школы собственную методику и прописи. С восьмидесятых годов и по сей день тысячи учителей с энтузиазмом используют илюхинское "Письмо с секретом" в своих классах, получая в результате отличный почерк своих учеников.
А с помощью открытия в области современного чистописания Татьяны Леонтьевой, скромно названного омским автором "способом обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка", за короткое время можно исправить самый страшный и нечитаемый детский почерк, увеличить скорость красивого почерка в полтора-два раза и сохранить отличный результат на долгие годы. Разработки Леонтьевой опираются на традиции дореволюционной каллиграфии и советского чистописания, по ее методике работают курсы каллиграфии для школьников.