У всех нас есть воспоминания о 1 сентября в первом классе. Для большинства — это первая учительница, одноклассники, какие-то подробности и эмоции этого дня. Но мало кто помнит, в чем заключалось обучение первоклассников десятки лет назад. Доктор психиатрии Стивен Камарата убежден: современной начальной школе есть чему поучиться у школы прошлого.
Начальная школа: США, 50 лет назад
Помню, как я начал учиться в подготовительном классе школы. Это было осенью 1961 года. В первый день я сел в школьный автобус на углу оживленной улицы рядом с нашим домом, гордый тем, что самостоятельно прошел около двухсот метров. До моего пятого дня рождения оставалось больше месяца, и я был самым младшим в классе. Большинству детей уже исполнилось пять, а некоторым — шесть. Даже девочки были выше меня! У меня было еще одно «отягчающее обстоятельство»: поскольку заговорил я только в три с половиной года, то к пятилетнему возрасту все еще отставал в развитии речи. Вдобавок я немного стеснялся.
Забегая вперед, замечу, что мой школьный день был недолгим: я садился в автобус в 8 утра, приезжал в школу в 8.30 и возвращался домой в 11.30, как раз к обеду. Я учился в первую смену. Такие же занятия проходили днем, с полудня до 15.30. Это был конец американского бэби-бума, так что школы были переполнены. В моем классе было почти тридцать человек, а вообще в 1960 году в среднем по стране на одного учителя приходилось чуть меньше 26 учеников.
В школе нас встретила добрая учительница и показала, куда повесить верхнюю одежду. В классе не было парт, столов или стульев. На кафельном полу лежал большой овальный ковер. Вдоль стен были полки с несколькими книгами (в основном с картинками), над полками — нарисованный алфавит и арабские цифры с 1 до 10. И никакой доски.
Недостаток книг на полках восполняло множество чудесных вещей: морские раковины, орехи и семена, листья разной формы и цвета, множество стеклянных прямоугольных террариумов с ужами, хомяками, морскими свинками, мышами. Самым привлекательным (по крайней мере, для мальчишек) был живой тарантул. В классе были и аквариумы, один с рыбками, а другой с лягушками и головастиками.
Подготовительных классов в школе было два, «А» и «Б», они располагались в отдельном здании на небольшой территории, отгороженной забором от остальной школы, где учились дети с первого по шестой класс. У нас была собственная площадка во дворе с маленькими качелями, горкой и каруселью. Там же было много трехколесных велосипедов, тележек и самокатов. Площадка стояла на утрамбованной земле, а ее окружала дорожка шириной метр с небольшим, где мы могли кататься и играть в игрушки на колесиках.
Кроме уроков у нас было две перемены, завтрак и время для чтения. Мы собирались вокруг учительницы, и она читала нам какой-нибудь короткий рассказ. Но сидеть рядом с учительницей и слушать рассказ было необязательно, поэтому некоторые дети, и я в их числе, ходили по комнате и рассматривали животных и рыб, пока она читала. Главное было вести себя тихо и не мешать остальным слушать. Прочитав страницу, учительница поворачивала книгу и показывала детям картинку.
Нам не нужно было читать, писать или выполнять письменные задания. Мы рисовали, лепили из пластилина, делали поделки из бумаги или деревянных палочек, и когда приносили их домой, родителям они казались бесценными. Мы также отливали в формочках фигурки из гипса.
В те годы главной задачей подготовительного класса была адаптация детей к школе. Мы должны были научиться выполнять указания учителя и познакомиться с чтением и цифрами. А учиться этому предстояло в более старших классах. Учителя стремились поддерживать природную любознательность каждого ребенка. Тяга к исследованиям и способность мыслить считались более важными, чем заучивание наизусть. Мы не сдавали никаких тестов. Единственное, что мы должны были выучить наизусть, — это свой домашний адрес и номер телефона на случай, если потеряемся. И ведь моя школа не была экспериментальной, в таком обучении не было ничего уникального: по этой модели дети учились в подготовительных классах уже больше ста лет.
Подготовка к школе: что изменилось?
Однако сегодня все изменилось. Поскольку я — специалист по детскому развитию, я регулярно бываю в подготовительных классах и вижу перемены. Во всех классах стоят столы и стулья или парты — а ведь четырех-пятилетние дети вряд ли смогут легко высидеть на одном месте. Однако дети вынуждены проводить много времени за партами и выполнять письменные задания на знание цифр и букв.
Культура изменилась вместе с мебелью: теперь все дети должны сидеть смирно и слушать учительницу, когда она читает рассказ. А террариумы и аквариумы, которые были моими лучшими воспоминаниями о подготовительном классе, исчезли. И, не дай бог, в классе будет жить тарантул! В конце учебного года сегодняшние выпускники подготовительного класса должны уметь читать, писать и решать математические примеры, хотя еще в 1980 году всему этому учили в первом классе.
В опросе учителей, опубликованном в конце 80-х годов, участники сообщили о следующих навыках, которыми должны были владеть выпускники подготовительного класса: назвать части тела (голова, нос, рот и т.д.), перечислить основные цвета и фигуры (треугольник, квадрат, круг), уметь считать от 1 до 20, расставлять три предмета по размеру (маленький, средний, большой), правильно держать карандаш, называть буквы алфавита, пользоваться пластилином или клеем и ориентироваться в днях недели.
Что касается навыков работы в классе, ученики должны были сидеть группами, слушать учителя, не мешать одноклассникам, ждать своей очереди. Похоже, сегодня от трехлеток, которые идут в детский сад, требуется то же, что знали выпускники подготовительного класса еще 30 лет назад.
Хотите знать, что включает современный список навыков выпускника подготовительного класса? Кроме определения фигур и букв, это счет от 1 до 50, подсчет 10 предметов, сложение и вычитание 1, 2, 3, 4 и 5, написание своего имени и фамилии, чтение часто встречающихся слов и списывание текста. В предыдущие десятилетия многие из этих навыков дети получали только в первом классе.
Подготовительный класс теперь регламентированное, высоко организованное предприятие, которое работает по программе Единых образовательных требований. На смену поддерживающим, интуитивным методам, с помощью которых учили нас, пришло дидактическое обучение и требования «справиться» с материалом письменного теста.
Отвечаю на ваши возражения
Родители, которые читают эти строки, могут подумать: «Но современный мир гораздо сложнее, чем был в 1960 году! А сегодня, чтобы конкурировать, мой ребенок должен воспринимать эту информацию в подготовительном классе». Или: «Знаю, что это неразумно, но другие дети занимаются этим в подготовительном классе, и я должен подготовить моего ребенка, чтобы он добился успеха».
Хочу сразу ответить на эти возражения. Да, в 1961 году, когда я пошел в подготовительный класс, до полета «Аполлона» на Луну оставалось еще почти десять лет. Такие вещи, как Интернет, компьютер и ноутбук, смартфоны и планшеты, тогда еще еще или не изобрели, или до их широкого распространения оставались десятилетия. У нас даже калькуляторов не было!
Но в 1960-х в образовании явно чувствовалась оптимистичная уверенность, что мир станет более сложным и что юные умы нужно воспитывать и формировать так, чтобы они учились мыслить и рассуждать. Надо было, чтобы дети смогли освоить новые изобретения и быстро сделать их частью своей жизни. Учителя всячески способствовали развитию независимого мышления. Это подтверждает тот факт, что сегодня я успешно пользуюсь смартфоном и ноутбуком и другими современными техническими устройствами, как по работе, так и в собственное удовольствие (несмотря на насмешливые взгляды моих детей). И, по счастью, мне больше не надо пользоваться логарифмической линейкой для сложных математических вычислений!
Кроме того, в 1960-е мы знали: научиться читать — значит получить доступ ко всем чудесным знаниям: к тем, что уже были известны в 1961 году, и тем, что еще предстояло открыть. Данные национального тестирования показывают: в 1961 году у детей, учившихся в подготовительном классе, уровень понимания прочитанного был выше, чем у нынешних детей. Кроме того, от детей не требовали помнить большого количества фактов, но они должны были хорошо понимать концепции. И детям не разрешалось идти в обучении дальше, пока они не усваивали знания, на которых основывалось их дальнейшее обучение.
Американские дети, обучавшиеся в подготовительном классе в 1961 году, заняли первое место по достижениям в учебе среди развитых стран. Но те, кто учился позже с помощью зубрежки и по ускоренной программе, оказались на восемнадцатом месте.