Экономить - так по мировому!
Пожалуй, сегодня трудно найти организацию, в штате которой не было бы экономиста. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководству предприятий эффективнее определять свою хозяйственную политику. Экономистам, например, известны причины и следствия инфляции, и они могут принимать более разумные решения в инфляционные периоды. Они доподлинно знают, как уберечь организацию от убытков, видят связь между бюджетом и торговым дефицитом, ориентируются, в каком объеме оплачивать труд специалистов и т. д. Отсюда и небывалый спрос на экономистов, породивший ажиотаж среди абитуриентов. В последнее время конкурс на факультет мировой экономики доходит до 15 человек на место. На вступительных экзаменах вчерашние школьники должны продемонстрировать глубокие знания по математике, русскому и английскому языкам. Если абитуриент не проходит по конкурсу, то за обучение придется платить от 32 до 200 тыс. руб. в год. Причем чем престижнее учреждение, тем дороже обходится образование. Но все это быстро окупится. По окончании вуза молодой человек оказывается подкован в области международных экономических отношений, финансово-банковской деятельности, бухгалтерского учета, контроля, налогообложения, анализа хозяйственной деятельности и аудита, статистики, международного права, маркетинга и менеджмента, законодательства в сфере приобретаемой специализации, экономико-математического моделирования, экономической информатики и компьютерных систем. Средняя заработная плата экономиста от 25 тыс. руб. в месяц.
Сергей Шматко, президент ЗАО "Атомстройэкспорт":
— У нас работают специалисты, имеющие высокую квалификацию как в технической сфере, так и в экономике, юриспруденции, финансах. Многие получили два-три высших образования и обладают огромным опытом работы в области атомной энергетики и внешних экономических связей. Благодаря их труду компании принадлежит 20 %-ная доля мирового рынка строительства АЭС. Нам очень повезло, что удалось сохранить альянс зрелых, проверенных и опытных кадров, которые занимались сооружением атомных станций в Восточной Европе еще в советское время, и талантливых молодых людей. В "Атомстройэкспорте" очень много молодежи, что особенно заметно, когда мы собираемся все вместе на корпоративных мероприятиях. Более того, мы ощущаем постоянную потребность в притоке молодых, хорошо подготовленных кадров, в частности специалистов в области мировой экономики. В связи с расширением фронта работ испытываем даже некоторый недостаток персонала этой направленности. Весьма серьезная деятельность предстоит в аналитической, маркетинговой службах, которые занимаются анализом экономик разных стран, где мы планируем или потенциально можем строить атомные электростанции. Молодым талантливым людям с активной жизненной позицией и широким кругозором, открытым всему новому, мы будем рады.
Не стану лукавить. Попасть в "Атомстройэкспорт", как и в аналогичные внешнеэкономические объединения и компании, непросто. Помимо высокой квалификации мы требуем от соискателей динамичности, желательно наличие практики интернациональной работы и опыта трудовой деятельности на Западе. Все это вызвано тем, что наши служащие постоянно находятся в деловых контактах с зарубежными заказчиками и должны чувствовать и вести себя естественно и абсолютно адекватно в таком общении. Разумеется, знание иностранных языков, умение мыслить и писать обязательны.
Два в одном
Студенты, обучающиеся по специальности "экономика и управление", получают фундаментальные знания в области экономики, менеджмента, маркетинга, внешнеэкономической деятельности, банковских, биржевых и экспортно-импортных операций на внутреннем и внешнем рынках. Все это позволяет будущим специалистам в совершенстве овладевать методикой анализа и диагностики хозяйственной и финансовой деятельности любого предприятия, готовить предложения по выгодным инвестициям, эффективно управлять и работать с кадрами. В последнее время конкурс на экономические факультеты составляет семь—десять человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по математике, русскому и английскому языкам. Тем, кому не посчастливится с баллами, за обучение придется платить 50–250 тыс. руб. в год. Зато ребята, успешно освоившие программу, хорошо разбираются в многообразии экономических процессов и знают принципы принятия управленческих решений.
Юрий Карабасов, ректор Московского государственного института стали и сплавов:
— Специальность "экономика и управление на предприятии" уже давно является одной из самых модных и популярных среди молодежи и востребованных на современном рынке труда. Примечательно, что таких специалистов готовят очень многие вузы, включая технические, как наш МИСиС, но потребность отраслей экономики в данной категории кадров остается достаточно высокой. Я считаю, экономисты широкого профиля, обучающиеся в некоторых классических университетах, наверное, хороши, но в основном для работы в общих макроэкономических областях, экономической науке. А вот люди, получившие образование по этой специальности в технических университетах, на конкретных примерах, гораздо предметнее и глубже владеют профессиональными знаниями и навыками применительно к деятельности производства, фирмы или целой отрасли. Сегодня сфера приложения труда специалистов этого направления очень широка. Без экономистов, плановиков, аналитиков, маркетологов, специалистов по логистике, внешнеэкономической деятельности, менеджеров, администраторов, организаторов производства и других управленческих кадров не обойдется ни одно предприятие — ни крупное, ни малое.
Наши выпускники, например, без преувеличения нарасхват, причем они легко находят места не только в металлургической промышленности. Их с удовольствием берут на предприятия и в компании других отраслей экономики, поскольку работодателей устраивает высокий уровень их профессиональной квалификации, знание современных информационных технологий, широкая эрудиция. И не мудрено, ведь по этой специальности у нас обучаются самые талантливые ребята, прошедшие вступительный конкурс в МИСиС в разные годы от 10 до 12 человек на место. На инженерные специальности конкурс ниже.
Студентов разбирают уже на последних курсах. Как правило, выходя из стен института, они знают, где будут трудиться. Во всяком случае мне за всю бытность работы на посту ректора МИСиС с вопросами занятости наших ребят сталкиваться не приходилось. Не числятся наши дипломированные специалисты и на биржах труда. Москва — огромное трудовое поле, где найдется ниша практически для любого молодого профессионала.
Властитель рынка
В широком смысле понятие "маркетинг" охватывает разнообразные виды деятельности: анализ рынка и конкурентов, проведение исследований, участие в разработке ценообразования, взаимодействие с рекламными партнерами, продвижение продукта, участие в PR-акциях, управление брендами, торговым персоналом и многое другое. "Сущность нашей работы — создание условий для приобретения и удержания клиентов, — считает директор службы маркетинга и продаж компании Midland Development Андрей Привалов. — Все, что имеет хоть какое-то отношение к потребителям, входит в сферу интересов специалиста, отвечающего на предприятии за маркетинг". Надо отметить, такой специалист обходится предприятию недешево — заработная плата маркетолога составляет от 20 до 80 тыс. руб. в месяц.
Факультет маркетинга пользуется стабильной популярностью среди молодежи. Конкурс тут колеблется в пределах трех—пяти человек на место. При поступлении абитуриенты сдают математику, русский язык, экономику и иностранный язык.
Не прошедшие по конкурсу могут продолжить обучение на платной основе — за 60–180 тыс. руб. в год. В ходе обучения студенты подробно знакомятся с конъюнктурой рынка, историей развития производства, торговли, основами рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса, порядком ценообразования и налогообложения, современными средствами сбора и обработки информации, организацией рекламного дела, формами и методами ведения рекламных кампаний, действующим законодательством, основами социологии, психологии, правоведения, этики, статистики, а также с вычислительной и оргтехникой.
Ольга Прокудина, директор по маркетингу компании ACCENTURE:
— Что такое маркетинг? Это интереснейшая профессия, очень многогранная и комплексная. Существует порядка 200 определений этого понятия. Мне больше нравится восприятие маркетинга как системы управления рынком, ориентирующей предприятия на производство только тех продуктов, которые могут быть реализованы, и способствующей этой реализации. Служба маркетинга фирмы дает обоснованные заключения и рекомендации, с какими характеристиками, по какой цене, где и каким образом следует продавать ее продукт, а также разрабатывает систему мер, реально продвигающих продукт на рынок, — рекламу, систему скидок и бонусов, создание позитивного отношения к продукту среди той категории людей, которым предназначен этот продукт, то есть целевого сегмента.
Международная консалтинговая компания Accenture, где я работаю, не исключение, и наша служба маркетинга занимается тем же кругом вопросов. Очень важно при этом учитывать, что расходы на маркетинг в полной мере становятся необходимы только тогда, когда на рынке существует сильная конкуренция, когда количество предлагаемых товаров превосходит реальный спрос на них. Наиболее яркий пример для России — продажа мобильных телефонов и услуг сотовой связи. Посмотрите, сколько рекламы, как основные соперники детально прорабатывают и постоянно меняют комплекс услуг и товаров.
Поэтому в маркетологе прежде всего ценны креативность, умение придумывать что-то новое, не копировать, а опережать действия конкурентов. Маркетинг — это довольно беспокойное дело, где надо уметь мыслить нестандартно и постоянно быть в поиске. Маркетолог — это и аналитик, и коммуникатор с рынком. Внутри службы маркетинга предприятия существует много специализаций, очень отличающихся по навыкам, поэтому я и говорю, что маркетинг — комплексная система. К ней относятся и аналитики, работающие с информацией о покупателях и соперниках, и специалисты, глубоко знающие свои товары и реальные нужды потребителей, и художники-дизайнеры, и специалисты для работы с текстами и прессой.
Бесспорно, для успешной карьеры необходимо высшее образование. Есть определенные технологии, наработанные годами в разных странах мира, реальные инструменты, которые надо знать и уметь ими грамотно пользоваться. Но одновременно маркетинг часто называют искусством, где трудно все высчитать и формализовать. Помимо профессионалов тут могут работать и представители других творческих профессий — художники, журналисты, специалисты по PR.
Сегодня, когда нет проблем с использованием международного опыта и накоплен уже собственный российский опыт работы с рынком, практически все российские вузы с экономическим уклоном готовят грамотных маркетологов, отдавая предпочтение той или иной школе маркетинга — европейской, американской, японской. Но какое бы образование у вас ни было, будущему маркетологу нужно обязательно найти в себе искру, желание и умение "двигать паровоз", всю компанию в нужном направлении. Это большая ответственность — надо уметь брать на себя ответственность за свои рекомендации и действия. Так что помимо образования в маркетинге очень ценятся еще и личностные качества.
Двигатель торговли
Реклама позволяет организации извлекать максимальную выгоду от распространения своей продукции или услуг. Поэтому специалисты в данной области чрезвычайно востребованы. Как правило, рекламисты — это люди гуманитарного склада с выраженными творческими способностями. Абитуриенты в зависимости от наклонностей могут выбрать одно из следующих направлений: дизайн в рекламе, работу с текстом (копирайтинг), режиссуру аудио- и видеорекламы, рекламный менеджмент. Вступительные экзамены — русский и иностранный языки, литература, информатика. Стоимость годового обучения на платных отделениях факультетов рекламы от 70 тыс. руб. Студенты изучают рекламное дело, маркетинг, социологию, основы психологии и многое другое. В дальнейшем с трудоустройством проблем не возникает. Почти в каждой крупной организации есть свои рекламные или маркетинговые отделы. Заработная плата менеджера по рекламе от 20 тыс. руб. в месяц.
Олег Попцов, генеральный директор ОАО "Полиграфический комплекс "Пушкинская площадь":
— Сегодня рекламное дело стало массовой профессией. Рекламщики требуются всем и для всего: чтобы продвигать свою компанию, ее продукцию и услуги, привлекать клиентуру или просто "кормиться" за счет рекламы как средства массовой информации. В свое время я очень много занимался рекламой, потому что это в моем характере — придумывать новое, созидать, творить. Считаю ее весьма творческим и профессиональным занятием. Сам за свою жизнь навыдумывал массу брендов и различной рекламы. Но скажу откровенно: это не только интересное, но и весьма сложное, ответственное дело. Всегда нужно помнить и понимать, "как наше слово отзовется". Для чего вы делаете рекламу? Не только для того, чтобы продвинуть товар или зазвать клиента, хотя это, безусловно, важно — от утилитарной необходимости никуда не уйдешь. Нужно помнить, что, адресуясь к потребителям, реклама или повышает уровень культуры, или оболванивает людей. Реклама не должна вызывать отвращения. К сожалению, рекламы со знаком "минус" у нас слишком много. Такой, которая отталкивает, торпедирует предмет продажи, но снижает или вовсе уничтожает при этом понятие о достоинстве человека, его морали, культуре. Реклама не может противоречить общей культуре нации, она должна ей соответствовать. Иначе результат будет прямо противоположен тому, которого желал достигнуть рекламодатель.
Работать в данной сфере — большое и особое искусство. Далеко не каждый на это способен. Многие хорошие журналисты, художники, режиссеры, музыканты не смогли проявить себя в рекламном жанре. На очень ограниченном временном или изобразительном пространстве нужно выполнить, по сути, художественную работу очень высокого качества, очаровать ею зрителя, читателя или слушателя и умудриться при этом сконцентрировать в ней массу полезной и нужной информации. Помимо знания различных технологий, чему можно обучиться как раз в учебных заведениях, нужно обладать способностью к выдумке, быть лаконичным. Реклама должна быть афористичной. Нередко удачные находки, "крылатые слова" из рекламных материалов уходят в массы. Но это — высочайший класс. И, конечно, данная область деятельности предполагает обязательное наличие тонкого художественного вкуса и исполнения. По своей прошлой работе помню, как заворачивал разные варианты, которые приносили мне подчиненные на утверждение. Из десяти проходил в лучшем случае один. Это чрезвычайно серьезное кропотливое дело. Реклама — кусочек театра. Поэтому к сказанному я бы добавил вот что. Человеку, избравшему этот путь, нужно быть еще режиссером и музыкантом, особенно когда речь идет о телевидении. Высокими профессионалами здесь становятся не технологи, а творческие личности, талантливые энтузиасты.
В чьих руках репутация компании?
Сейчас, когда общественность гораздо труднее поддается рекламной агитации, во всех областях — и в политике, и в бизнесе, и в социальной сфере — появляется необходимость в новых технологиях Public Relations. В отличие от рекламы PR-деятельность направлена на создание и поддержку имиджа и репутации компании. Как правило, труд пиарщика высоко оплачивается и дает много деловых контактов, поэтому так популярен у молодежи. Конкурс на факультет связей с общественностью достигает десяти человек на место. Абитуриенты сдают экзамены по русскому и английскому языкам, истории Отечества. Обучение на платном отделении обойдется в 60–180 тыс. руб. в год. Будущие пиарщики получают разностороннее гуманитарное образование, в том числе осваивают средства и формы PR, изучают общественные коммуникации, социометрию, масс-медиа, копирайтинг, риторику. Заработная плата молодого специалиста от 25 тыс. руб. в месяц.
Гай Ханов, президент холдинга "Паблисити":
— Связи с общественностью стали модной специальностью. Точнее, больше модой, чем профессией. Рекламисты предпочитают называть себя пиарщиками, психологи "зомбируют" клиентов, пугая манипулятивными технологиями, и тоже называют себя PR-менами. Социологи открывают отделения PR при факультетах социологии. Журналисты, предлагая демпинговые цены за заказные материалы, называют себя не иначе как специалистами по "черному пиару" в информационных войнах. PR начинают подразделять на "черный" и "белый", а PR-технологии — на "грязные" и "чистые".
Так что же такое PR? Наука, технология, профессия, отрасль знаний, шарлатанство, бизнес? Для того чтобы сохранить PR как отрасль знаний и как профессию, необходимо четко сформулировать основные принципы его существования. Обозначить предмет, цели, задачи, методы, средства и жестко определить границы взаимодействия с другими отраслями знания и специальностями, чтобы сохранить его как профессиональную сферу. PR требует синтезированных знаний на стыке многих отраслей науки и различных профессий. В узком смысле слова PR-специалист — это консультант по коммуникационным технологиям, PR-технолог, способный построить модель коммуникации клиента и целевой аудитории, а также общественного мнения в целом.
PR-технолог — специалист по связям с общественностью должен как минимум иметь представление о приемах и технологиях построения этих связей, которыми в полной мере не владеют специалисты ни одной из сфер человеческих знаний: психологи, социологи, культурологи, журналисты, политологи, не говоря уже о более узких специальностях.
У PR есть единственная цель — достижение гармонии коммуникаций в масштабах поставленной задачи на уровне небольшого предприятия или целого государства. У PR есть единственная задача для достижения этой цели — построение совершенной модели коммуникации, основанной на доверии и долгосрочных отношениях клиента (фирмы или государственной структуры) — с одной стороны, и целевой аудитории или общественного мнения — с другой.
Беда в том, что специалистов по связям с общественностью готовят вузы всех направлений — и гуманитарные, и технические. Однако не могут обладать одинаковыми навыками и знаниями выпускники PR-отделений разных по направлениям университетов. Как руководителю агентства мне часто приходится встречаться при приеме на работу с выпускниками отделений PR различных учреждений. Большинство из них не только мало представляют себе будущую профессию, но и не обладают достаточными для работы навыками. Например, многие из них не в состоянии сделать контент-анализ прессы, написать пресс-релиз, составить пресс-папку, подготовить брифинг или пресс-конференцию. Слабо представляют они, что такое спонсорский пакет, презентация. Я уже не говорю о более сложных задачах, связанных с программами информационного сопровождения мероприятий или подготовки специальных событий.
Поэтому при выборе специальности "связи с общественностью" нужно хорошо подумать, в какой вуз поступать, чтобы не обмануться потом в своих ожиданиях.
В потемках чужой души
Сегодня психологи участвуют не только в решении научных задач, но и в реальной жизни, помогая развиваться конкретным коллективам, семье, отдельному человеку. Знание психологии позволяет эффективно налаживать коммуникации, разрешать споры и конфликты, воздействовать на потребителей с целью увеличения продаж, заключать выгодные сделки и многое другое. Самое главное — эта наука помогает сохранить душевное равновесие и уверенность в своих силах в наше неспокойное время. Россия, следуя западному примеру, поверила в чудодейственность психологии, и результаты не заставили себя ждать. Сейчас факультеты психологии пользуются большим спросом. Конкурс — пять—семь человек на место. Чтобы попасть в профильные вузы, абитуриенты должны сдать конкурсные экзамены по математике, биологии, русскому языку и литературе. Стандартная программа знакомит студентов с основными разделами психологической науки: социальной, клинической, педагогической, возрастной психологией, зоопсихологией и т.д. В процессе обучения будущие знатоки человеческих душ овладевают современными методами исследования, диагностики и консультирования. На последнем курсе они проходят практику в научных институтах, медицинских центрах и органах социальной опеки. Часто там же они начинают трудовую деятельность. Зарплата молодого специалиста колеблется от 9 до 25 тыс. руб. в месяц.
Ольга Тихомандрицкая, заместитель декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова:
— Я не удивляюсь, что профессия психолога из редкой, экзотической становится повсеместно нужной, востребованной. Таковы потребности современного общества. Слишком много появилось в нем проблем, которые могут быть решены только при помощи специалистов-психологов. С другой стороны, общество наконец прониклось пониманием важности, полезности и необходимости психологической науки в решении накопившихся и возникающих злободневных вопросов и конфликтов.
Современная психология действительно находится сейчас в центре общественного внимания и развивается в разных направлениях. Возьмите, например, бизнес. В этой области очень активно используется труд психологов. Стало совершенно естественным делом, что именно психологи в первую очередь осуществляют подбор кадров для бизнес-структур. Если раньше этим занимались кадровики, принимая людей на работу по анкетам, то сегодня серьезные компании доверяют это дело профессионалам. Они подбирают людей не только по дипломам, но и с учетом определенных качеств — профессиональных, личностных, просто человеческих, чтобы они работали на благо компании в дружной, сплоченной обстановке здорового коллектива или, как говорят сегодня, команды. Данные проблемы решает психолог. Должна сказать, что ныне ни одно крупное кадровое агентство не обходится без специалистов в рассматриваемой области.
Психолог может работать и внутри команды, в организации, помогая поддерживать ее в "боеспособном" состоянии, в атмосфере делового настроя, бесконфликтности, заряженности на высокий результат. Эффективна и полезна деятельность психолога в качестве аналитика в маркетинге, когда специалист анализирует различные ситуации в складывающемся бизнесе, на рынке товаров и услуг с точки зрения человеческого фактора.
Море возможностей для интересной и продуктивной работы имеется в сфере образования — и с учениками, и с родителями, и с педагогическим составом. Сколько здесь может сделать наш брат психолог, невозможно даже перечислить! Это и консультационная помощь, и диагностика, и коррекция, и оказание практической помощи людям в раскрытии их способностей, творческих дарований, навыков и умений, не говоря о специализированных учебных заведениях для детей с задержкой развития. Жаль только, что в школах учителям и психологам очень мало платят, поэтому желающих трудиться здесь не так много. Зато прекрасное применение своим талантам психологи нашли в частных школах, где такой специалист — один из активно действующих лиц в педагогическом коллективе.
Совместно с психиатрами психологи работают в здравоохранении: в больницах, клиниках, службах по оказанию психологической помощи населению. Хороших специалистов привлекают в специальные органы — организации МВД, в пенитенциарную систему, Минобороны, организации по борьбе с терроризмом, а также в средства массовой коммуникации, рекламные агентства, маркетинговые компании, науку. Потенциально круг возможностей применения знаний психолога весьма широк. Если бы не консерватизм и стереотипы современного работодателя, думаю, эта профессия могла бы стать одной из самых универсальных в мире. И, видимо, нас это ждет в не очень далеком будущем.
С компьютером на ты
Сегодня рынок программирования развивается крайне динамично. Разработка программного обеспечения, IT-технологии — одна из самых прибыльных отраслей. Наглядный пример — "Майкрософт" и его основатель мультимиллиардер Билл Гейтс. Для творческих личностей, желающих создавать прикладные пользовательские программы, открыты факультеты информационных технологий. Сюда на конкурсной основе принимают абитуриентов, успешно сдавших экзамены по математике, физике и русскому языку. Если недотянули до проходного балла, то можно продолжить обучение на платной основе — за 30–134 тыс. руб. в год. Поступивших ожидает изучение математических дисциплин, информатики, физики, логистики, знакомство с языками и средствами программирования, управления базами данных и многое другое. Выпускники вправе рассчитывать на зарплату в 22 тыс. руб. в месяц и выше. Продвигаясь по карьерной лестнице, программист может стать ведущим разработчиком или менеджером проекта и иметь солидные заработки.
Денис Калинин, генеральный директор интернет- компании "Рамблер":
— Специальность "IT-технологии" сегодня очень востребована в профессиональном мире. Где бы ни употребляли термин "IT-технология", нужно понимать, что речь идет об использовании информационных технологий в любом производстве. Можно привести массу примеров применения труда IT-специалистов, которые позволяют наладить коммуникации между сотрудниками, настроить систему подготовки документов, построить схему отслеживания задач или ошибок, сформировать иерархию баз данных для контактов с клиентами, систему оценки и предупреждения аварийных ситуаций и многое другое. Все это будут примеры классических ситуаций, когда одни специалисты занимаются своим непосредственным делом, а другие помогают решать поставленные задачи. Последние и есть IT-специалисты.
В "Рамблере", например, тоже существует IT-отдел, помогающий всем остальным успешнее выполнять свои производственные функции. У нас работают технические специалисты разного профиля: web-программисты, программисты баз данных, программисты операционных систем, а также менеджеры и архитекторы проектов. Мы не продаем программные продукты, ничего не собираем и не покупаем. Труд наших людей используется для создания, поддержки и развития интернет-проектов. В основном это интеллектуальная сфера деятельности, поэтому главное и единственное, чем располагает "Рамблер", — его профессионалы. На них держится вся компания.
Сегодня образование по специальности "IT-технологии" можно получить во многих вузах. Но принимая соискателей на работу, мы обращаем мало внимания на дипломы. Они не столь важны. Преимущество имеют те, кто силен в знаниях. Помимо того важно, чтобы человек обладал коммуникативными данными, умел работать в команде, был целеустремленным в достижении намеченных результатов и мог постоянно учиться. Знания, полученные в учебных заведениях, ныне быстро устаревают. Университетское образование — это базис, на который необходимо постоянно накладывать новую информацию. В интернет-бизнесе скорость устаревания знаний мгновенна, время устаревания технологий — полгода. Поэтому способность держать в поле зрения все, что происходит вокруг, жизненно необходима и является профессиональной обязанностью специалиста.