Родители недополучили в своей жизни заграничных путешествий, считают себя обделенными и спешат восполнить пробел, нужно это или не нужно. "Я хочу показать ребенку Лондон". Звучит благородно и высокоторжественно. Мол, сам уже сколько раз был, друзья приглашали на сафари в Новую Зеландию, но я всем жертвую ради ребенка.
Скучно, но нужно, вроде урока географии получается. Спрашиваю: "А вы, конечно, Лондон как свои пять пальцев знаете?" Оказывается, никогда там не был. "А ребенку сколько лет?" Четыре года... Ну что ж, Третьяковскую галерею уже, конечно, освоили, а вот Тауэр, конечно, ждет — не дождется, когда Вася туда залезет. Ясно, однако, что отнюдь не все дети запомнят то, что бывало с ними в раннем детстве. Вот с десяти лет — да, тут уже многое запоминается, да и путешествовать легче.Чем богаты, тем и рады?
Летний отдых богат самыми разными ощущениями, переживаниями, как положительными, так и отрицательными. А что поделать? Ведь обязательно что-то приключится. Зато будет о чем рассказать, что обсудить с сослуживцами. Да и по отношению к семье долг выполнить надо. У ребенка-то должно вообще что-нибудь остаться от детства или нет? Когда родители веселые и беззаботные и проводят с ним целые дни, никуда не спеша. Приятно сказать потом кому-то: "Все-таки наш Калининградский зоопарк, я считаю, лучше и берлинского, и парижского: и звери интересней, и само местоположение приятней". Высказывание мигом выдает знатока и патриота, к тому же заботливого родителя — взрослые поодиночке в зоопарк, как правило, не ходят. Значит, деньги, отложенные на отпуск, потрачены не на ерунду какую-нибудь, а на развитие подрастающего поколения, что вызывает уважение.
Что делают во время отдыха?
Где ребенку лучше?
Сознание взрослого требует уделить внимание ребенку, додать то, что не было додано в будничной суете. Совесть шепчет: "Ты плохой родитель, с ребенком занимаешься мало, его не развиваешь, у других дети вон сколько видели, всю Европу, почитай, а у тебя — все на даче да на даче". А на даче ведь ребенку полезно! Ему хорошо с бабушкой и дедушкой, ему нужно понаблюдать, как растут морковка и капуста, как сажают и выкапывают картошку, пора узнать, как поют по утрам птицы и откуда берется молоко. И климат менять, как считают врачи, не очень-то здорово. Еще не так давно врачи говорили: "Если едете на юг, то не меньше чем на полтора-два месяца, иначе ребенок не адаптируется и будет болеть пуще прежнего". По теперешним ценам мало кто может себе это позволить, да и нынешние доктора советуют иное: "Озоновая дыра способствует возникновению рака кожи; малыш, может быть, сейчас и не заболеет, но всякий солнечный ожог -а все понимают, какая у детей нежная кожа, — чреват негативными последствиями". А зачем ехать на юг, если все время от солнца прятаться?
Во время отдыха принято становиться другим человеком, открывать в себе скрытые таланты и дарования. Если на работе родители активны, то во время отпуска — пассивны, или наоборот. Взрослые ищут обстоятельства, при которых могут измениться, открыть новые грани своей личности. Это и экстремальные ситуации, и такие дела, до которых обычно не доходят руки, и количество времени, уделяемого близким. Для детей это может быть полезно: увидеть, что их родители могут гораздо больше, чем представлялось. Вообще же представители современного среднего класса склонны доверить себя тем, кто профессионально придумывает развлечения для отпуска. Они верят, что место, которое выбрано туристической компанией для отдыха, в достаточной мере оборудовано и приспособлено для совместного с детьми пребывания. Что при соблюдении внятных и разумных правил безопасности ребенок не утонет, не уколется, не будет укушен змеей. Что там предложат достаточное количество экскурсий, в том числе и таких, на которые можно поехать с ребенком. Что экскурсия будет длиться ровно столько и будет настолько насыщенной, насколько это доступно ребенку. Что в надлежащее время будет возможность пообедать, причем ребенку дадут особую, подходящую ему еду.
Что у гида с собой будет вода, средство против комаров, защитный крем от обгорания, аптечка и мобильный телефон врача, с которым компания заключила договор о скорой помощи. Что руководители группы расскажут, куда можно пойти, что лучше купить, так что каждый день будет занят, но при этом и свободного времени останется предостаточно. Обычно есть возможность провести несколько вечеров вместе с детьми, посетив интересные и для них мероприятия: обучение народным танцам во время народной вечеринки в деревне, посещение шоу-варьете или дискотеки для всех возрастов, наблюдение за закатом в пустыне и т.п. Если что-то забыто дома, то это можно взять на прокат или купить поблизости. Предоставляя решать все проблемы организаторам поездки, взрослый как бы снова возвращается в детство, переадресуя сложности другим. Это сближает его с собственными детьми. Нередко приходилось наблюдать, как в этих ситуациях российские взрослые просили детей, лучше, чем они сами, выучивших английский язык, помочь им понять, что происходит, так что даже в этом смысле происходила смена ролей.
Туристические агентства обычно указывают, о курорте какого типа идет речь: подходит ли он для семейного отдыха, отдыха с маленькими детьми, для пожилых людей или для медового месяца. Соответственно, публика обычно подбирается однотипная, так что велика вероятность того, что у ребенка образуется круг разновозрастных друзей. Ради одного этого стоит поехать на отдых: в наши дни трудно переоценить умение находить контакт с новыми людьми, придумывать развлечения для всей компании, в которой могут быть и малыши, и те, кто уже вступил в загадочный тинейджеровский возраст. Совместные исследования окрестностей, сооружение шалаша на заброшенном участке, сидение на веранде в темноте с рассказыванием страшных сказок, прыжки в бассейн, строительство городков из песка, ныряние за камнями и раковинами — необходимые, на взгляд большинства родителей, стадии становления личности. В случае, когда детская компания оказывается еще и интернациональной по составу, ребята учатся находить контакт без общего языка: играть в мяч, в камешки, в салочки, ловить рыбу. Довольно часто в естественной среде, если ребенок попадает в окружение, где преобладает другой язык, он успевает даже за короткое время выучить довольно много иностранных слов и идиоматических выражений. В отелях бывает и иноязычное телевидение. В магазинах — надписи на новом языке. Даже наблюдение за повседневными занятиями иностранцев, сопровождающимися репликами на их языке, позволяет кое-чему научиться.
Общий досуг для всей семьи? Не иллюзия ли это? Крепка семья, как известно, тогда, когда все ее члены чем-то увлекаются вместе, а другие пристрастия разделяют с друзьями. Это позволяет проводить содержательно время и дома, и за его пределами, не надоедая друг другу. В семье, где существует увлечение музыкой, дети с младых ногтей приобщаются к этому виду искусства, играют в домашних ансамблях. Поэтому в семье берут с собой на отдых музыкальные инструменты или уезжают туда, где можно играть. Для таких семей организуются и специальные летние лагеря, в которых есть занятия для детей, родителей, ансамбли по возрастам и смешанные. Все семейные лагеря продолжаются от трех до десяти дней, обычно же пять-семь дней. За это время члены семьи пробуют показать свое искусство в концертах, переживая и радуясь за каждого. Другой вид отдыха для музыкальных у семей — посещение музыкальных фестивалей. Фестивали обычно продолжаются
Взрослых просят не беспокоиться?
Выбирая путевку, западный родитель обращает внимание на то, предусмотрен ли клуб или кружок для детей. Все турагентства предлагают для некоторых, особо приспособленных курортов, программу детского отдыха. Обычно это происходит так: собирается группа детей из одного или нескольких расположенных по соседству отелей, с ними встречается педагог и проводит ежедневно
Иногда дети придумывают концерт или спектакль, а потом показывают его взрослым. Такого рода мероприятия позволяют родителям некоторое время провести по своему усмотрению, не беспокоясь за ребенка, а детям подружиться между собой. Иногда педагоги организуют для детей особую программу во время общих экскурсий. Например, взрослые идут в археологический музей, а дети под присмотром и с выполнением подходящих заданий исследуют развалины во дворе музея.
В некоторых клубах отдыха программа для детей может быть даже более насыщенной. Например, родители уходят в поход по горам, а дети поднимаются на соседний холм; родители уходят в кино, а детям показывают подходящие для них фильмы; родители уезжают на восьмичасовую экскурсию, а детей отводят в парк. При этом легче работать, если дети говорят на одном языке, но могут быть и специальные программы погружения в английский, французский, испанский и иные языки. В эксклюзивных случаях предлагаются варианты досуга для детей с разными языками — каждой группе на своем языке.
Детские парки развлечений существуют повсеместно. Типичный набор завлекалова — аттракционы типа луна-парка, познавательные интерактивные музеи, где можно набраться уму-разуму, провести эксперименты и исследования и попробовать сделать что-то своими руками. Лотереи, соревнования на меткость и координацию дополняют меню. По сравнению с городскими музеями, здешние выставки носят облегченный характер: показывают игрушки, минералы, забавные коллекции, фотографии "диковинок". В некоторые места не пускают с детьми или со взрослыми, в другие — только и тех, и других вместе. Аквапарки рассчитаны, как правило, на тех, кто уже хорошо держится на воде; ребенку полезнее побывать в обучающем бассейне.
Куда пойти учиться?
Взрослое стремление сделать отдых не только приятным, но и полезным, может быть удовлетворено. Детские музеи ценятся больше: в них сочетается радость игры и познания окружающего мира. Предлагают залезть в живое сердце, погулять по ротовой полости, побывать внутри вулкана, полетать планетой вокруг Солнца, перепробовать свои способности в разных профессиях. Можно проверить, как легко поднять груз весом в тонну или самого себя в воздух, представить себе, как устроена жизнь слепых, попробовать отправить письмо, написанное невидимыми чернилами, по воздуху, поговорить по телефону из консервных банок. Наконец-то удастся выкопать скелет динозавра и сложить животное, а затем определить, от кого именно остались эти кости.
В детских музеях бывают странные вещи, которые можно и нужно рвать, мять, толкать, слушать, переворачивать, при этом с ними что-то происходит. Учат выращивать кристаллы и делать химические опыты, печь пиццу и разбивать аптекарский огород, делать мультфильмы, документальное и игровое кино, плести коврики, изготавливать шляпы, накладывать грим. Летом многие музеи устраивают специальные экспозиции для детей: исследование цветов в жизни и в искусстве, феи и гномы в историях и предметной культуре, татуировки в Азии, сюрреализм своими руками, украшения из бросовых материалов и огородные пугала из мусора.
На ферме можно подоить корову, покормить свиней, загнать домой гусей. В теплице предлагают поухаживать за растениями. В доме бабочек — понаблюдать, как куколка превращается в насекомое. В пещерах — полазить с фонариком и пройти по маршруту. В доме для привидений — открыть таинственные дверцы. На старинной фабрике — представить себе, что ты бревно: тебя распилят, сделают бумажную массу, а потом превратят в книгу, салфетку или обои.
Детские экскурсии по музеям, крепостям, замкам, кондитерским фабрикам отличаются от взрослых: можно переодеться в костюм эпохи, поучаствовать в детективной истории, стать маленьким индейцем или китайцем, в результате чего ребенка учат прочувствовать, какой образ жизни связан с историей и традициями. На корабле рассказывают об истории пиратства, на подводной лодке — о холодной войне и шпионаже, на вертолете — о помощи людям в чрезвычайных ситуациях. В пожарной части показывают, как тренируются и действуют в случае необходимости пожарные. В одной комнате можно перенестись в Древний Египет, в другой — в будущее, в третьей — узнать, как рождаются ураганы и торнадо.
Вообще же культура для детей — развивающаяся индустрия. Взрослые готовы платить за посещение выставки, парка и музея тогда, когда им и ребенку будет предложено новое переживание, новый опыт, который будет интересен обоим поколениям. Поэтому все чаще издаются особые детские путеводители по подобным культурным центрам, позволяющие малышу иметь свои развлечения: найти указанные детали на развешанных картинах, найти объект изображения в натуре, сравнить постановку и натюрморт, сделать свою копию картины, найти на выставке десять птиц, трех лягушек и т.п. Кроме того, все музеи и галереи стараются предусмотреть увлекательные специальные показы для детей и возможность позаниматься чем-то в детской комнате. Например, если проходит выставка абстракции — сделать свою картину в той же манере, если демонстрируют искусство Индии — создать свою статуэтку с украшениями, если экспонируются модели одежды — нарисовать эскиз, примерить наряд или изготовить на основе бумажных тапочек необыкновенную обувь с узорами и деталями. Конечно, такие "курсы" обычно платные, т.к. расходуется много материала, но получившийся результат того стоит. Правда, некоторые "мастерские" совсем ничего не стоят: например, при филадельфийском Национальном центре конституции во время рождественских каникул можно бесплатно раскрасить снеговика и вырезать снежинку, собственноручно подписать конституцию и получить соответствующий сертификат, а зато за деньги — получить изображение банкноты со своим портретом и т.п. Если дети устали, отведите их в детскую комнату, где они смогут в своем темпе и под руководством педагога не только изучить историю американского знамени, колокола свободы и орла, но и сшить полотнище флага, исследовать звон колоколов, ознакомиться с разными гербами и придумать себе собственный. Многие семейные прогулки (закономерно, что в этом случае предоставляется скидка, стимулируя взрослых брать с собой детей; иногда ребенок с бабушкой или дедушкой вообще проходит "за так") предполагают, что гиды сообщат информацию так, что это будет интересно каждому члену группы, дозируя ее и направляя интерес посетителей. Ведь очевидно, что дети не могут смотреть на экспонаты так же долго, как взрослые, и испытывать при этом такие же чувства.
На отдыхе некуда девать время (на пляже лежать долго нельзя, слишком много купаться вредно, а иногда и холодно, особенно в океане, а в бассейне отнюдь не безопасная хлорка, все маршруты исхожены, а сувениры куплены) — значит, организаторам нужно срочно придумывать, чем еще заманить посетителей. Вот и открываются различные имитации индейских и китайских деревень, птичники и гадюшники, пустынные сады, ледяные дворцы, банановые и кокосовые плантации, сафари и прочие штуки, содержащие элементы, специально адресованные малышам. При этом не забывают о том, что ребенку важно что-то унести с собой: ему дарят небольшой сувенир, а родители тратят сумму в десять раз большую в магазине на выходе.
Из пособия для родителей "Человечек. Подсказка для родителей. "Я еду, еду, еду..."