Неожиданная Елабуга
В большинстве городов и населенных пунктах по маршруту круиза мы уже бывали ранее, но в Елабугу раньше никогда не заходили, лишь проплывали мимо, разглядывая в бинокли булгарскую башню на высоком холме. Что можно было ожидать от небольшого городка на берегу Камы? Кое-кто из наших "сокруизников" ожидал лишь хорошего купания и просил "провести быстрей экскурсию по городу" (что, мол, тут можно так долго смотреть?). В результате мы еле-еле успели к отплытию теплохода и очень сожалели о том, что мало было времени для ознакомления с достопримечательностями и музеями Елабуги.
Итак, сначала общие впечатления — город (около 70 тыс. населения) чистый, ухоженный, с заповедным историческим центром, где любовно сохраняются купеческие особняки, а улицы отданы пешеходам. Но город этот вовсе не "музей под открытым небом", он живой и развивающийся, здесь есть и новые дома, и районы-новостройки. Особенно нам понравился дом для врачей городской больницы.
Кстати, о врачах. Первый музей, который мы посетили — Музей уездной медицины им. Бехтерева. Замечательный музей, интересный и для тех, кто интересуется историей, и для тех, кому интересна медицина. Интересен он и взрослым, и детям. Приятно, что здесь можно без ограничений фотографировать (причем бесплатно). Сразу отмечу, что во всех музеях Елабуги нас встречали очень квалифицированные и доброжелательные экскурсоводы, а с нашим "автобусным" экскурсоводом Людмилой Львовной просто жалко было расставаться.
Тщательно сфотографировав анатомические препараты, старинные рецепты и скелет, мы отправились к Монументу Славы, откуда открывается чудесная панорама с видом старинной башни. Поблизости от этого места — музей Шишкина. В этом доме художник провел свое детство и отрочество (до отъезда на учебу). Оказывается, отец Шишкина долгое время был главой города, и именно его нужно благодарить за восстановление булгарской башни и сохранение многих других исторических ценностей. Конечно, в музее помимо мемориальных вещей представлены картины самого Шишкина.
После неутомительной прогулки по пешеходным улицам мы пришли в Краеведческий музей. Он оформлен по последнему слову техники, компьютеризирован. Интересно было посмотреть и фрагмент фильма об истории 1000-летней Елабуги в зале, где нас окружали восковые фигуры древних жителей этого региона.
Следующий пункт нашей остановки напоминает о трагической странице в истории города и мировой литературы. Крошечный деревянный домик — место, где совершила самоубийство Марина Цветаева. Скудная обстановка, записная книжка поэта (единственная мемориальная вещь, принадлежащая Цветаевой), копии предсмертных записок. Совсем рядом — церковь, где несколько лет назад было совершена панихида по Марине. Посетили мы и кладбище, постояли у могилы, где, возможно, похоронена Цветаева (точное место захоронения неизвестно).
Марина Цветаева прожила в Елабуге всего 10 дней, а другая известная женщина — "кавалерист-девица" Надежда Дурова — более двух десятилетий. В ее доме мы тоже побывали, вспомнили увлекательную историю жизни этой странной женщины. Потом закупили в художественном салоне сувениры и елабужские пряники (вкусные) и отправились, наконец, к башне и развалинам древней крепости. Это волшебное место — вот только туристов бы поменьше было, тогда бы точно можно было легко перенестись в прошлое...
В общем, 5 часов пролетели незаметно, пришлось возвращаться на корабль с осознанным желанием вернуться сюда еще раз, чтобы уже самостоятельно побродить по улицам Елабуги, искупаться в речке, зайти в церкви, положить цветы на могилу Цветаевой, прикоснуться к древним камням...
Прогулка по Плёсу
В Плёсе, в отличие от Елабуги, мы бывали неоднократно и ничего особенно нового от встречи с милым городком на Волге не ожидали. В музеях (Левитановском и пр.) бывали, в Волге купались, по городку бродили, виды красивые фотографировали. Но на экскурсию дисциплинированно отправились. Вот тут-то от экскурсовода мы узнали, что недавно построена лестница, по которой можно подняться к деревянной Воскресенской церкви на горе Левитана (именно эту церквушку изобразил Левитан на картине "Над вечным покоем").
Мы тут же удивились собственной лени и нелюбопытству (почему раньше-то, без лестницы, туда не поднимались), решили исправить ошибку. После окончания экскурсии энтузиасты отправились на поиски лестницы. Нашли ее не сразу. И тут открылась перед нами типичная плёсская улица с красивой белой церковью в перспективе. А невдалеке, словно со времен Левитана оставшийся, художник у мольберта работает. Дочка моя побежала к нему узнать, на правильном ли мы пути, но вернулась удивленная — художник-то французом оказался. Ну, тут нам местная старушка попалась, дорогу показала. И церковка, и березовая роща вокруг нее нам очень понравились, а на обратном пути мы вдруг решили, что просто обязаны выяснить, как француз забрел в Плёс, что он тут делает, нравится ли ему наша природа.
Подошли, познакомились. Правда, француз не знал русского языка, мы — почти не знали французского, а с английским было плохо у француза. Но это не очень-то мешало взаимно приятному общению. Выяснилось, что зовут французского художника Марк, живет в Плесе он уже месяц. И проживет еще полтора по культурному обмену. Сам он из небольшого городка на границе с Испанией. Плёс и Россия ему очень нравятся. Мы тоже представились, рассказали, кто мы, откуда и куда плывем. Сфотографировались на память. Тут Марк спохватился: оказывается, он снимает фильм о своем пребывании в России, и эпизод знакомства в Плёсе с туристами из Москвы в этом фильме будет не лишним. Марк вручил мне камеру, и мы стали знакомиться еще раз. Думаю, с ролью оператора я справилась. Теперь, приплывая в Плёс, мы будем вспоминать доброжелательного французского художника, а наши дети, во-первых, еще раз убедились в необходимости изучения иностранных языков и, во-вторых, поняли, что главное в любом общении — желание понять собеседника. И не столь важно, на каком языке он говорит.
Вместо заключения
Конечно, мы будем помнить не только Елабугу и Плёс. С нами останутся восстановленный из небытия Толгский монастырь под Ярославлем и Белогорский монастырь в Пермском крае, где мы ели настоящий монастырский обед в настоящей трапезной. Мы не забудем поразительный Ростовский кремль, брошенные заколоченные дома в Козьмодемьянске и расцветающие с каждым годом Чебоксары и Казань. Мы будем ждать новых встреч с нашими великими реками, с нашей чудесной природой, с нашей историей. И, конечно, с людьми, которые будут плыть рядом с нами, и с теми, кого мы встретим на нашем пути.