"Какие достопримечательности Москвы вы знаете?" — спросила она.
Подозрительная тишина после вопроса заставила меня уйти в себя. Надолго. Шестилетки, включая мою дочку, пространно рылись в своих воспоминаниях и, наконец, не без помощи наводящего вопроса "Куда ты ходил с родителями гулять?" стали выдавать свои самые запоминающиеся походы.
Рейтинг самых популярных мест выглядел так:
- магазины,
- Макдональдс,
- зоопарк,
- дельфинарий.
Красную площадь и другие "визитные карточки" столицы назвал сам преподаватель.
Обидно, досадно... и не ладно, особенно если учесть, что детей часто возят и водят "куда надо".
Как дочка умудрилась не запомнить неоднократные похождения, я не знала, но поняла, что незапоминание "прогулок" — это моя мамская недоработка, и ситуацию нужно срочно брать под личный контроль. Пережив минуту молчания (в смысле, позора), я стала напрягать содержимое правого полушария на предмет "Что делать-то теперь?" Возить каждые выходные куда-нибудь? Ну, возила, толку-то...
Как "прописать" у ребёнка в памяти достопримечательности? Вот в чём вопрос.
Надо купить ей книжку, а лучше две, нет энциклопедию потолще. У книжной полки в магазине я взяла первое понравившееся издание. Много иллюстраций, много букв — великолепно. Только взглянув на книгу глазами ребёнка, я поняла — не то, дочке будет скучно.
Есть идея! Мы вместе создадим фотоальбом "Моя Москва". В альбоме будут фотографии достопримечательностей Москвы, которые мы сами снимем. Да, дочка будет фотографировать Москву — почему нет?! "Москва глазами ребёнка", а уж краткое описание мест и связанных ним событий я беру на себя.
Конечно, с планами экскурсий и фотосессий придётся повозиться и перелопатить много литературы, но зато есть надежда, что девичья память проявит благодушие и запомнит хоть что-нибудь. У нас будет серия экскурсий. Чтобы каждый объект "от зубов отскакивал". Экскурсии будут короткие, чтобы мы обе не успели устать. И никаких заходов в кафе, а то опять булочку запомнит, а про Жукова забудет!
Начать я решила с сердца Москвы, со Старого Арбата. А что я сама знаю о Старом Арбате? Ну, я знаю... После незначительного углубления в тему, я поняла, что:
- я слишком многого не знаю;
- мне самой всё это очень интересно;
- я взялась за весьма непростое дело.
Небольшие выжимки едва успевали пополнять винчестер компьютера. Когда дело подошло к логическому концу Старого Арбата, я посмотрела на количество страниц, на Алису, а потом на свой принтер. Не, не потянут!
Как говорится, краткость — сестра таланта, но тёща гонорара. Гонорар мне Алька выплачивать всё равно не собиралась, и я смело взялась за секвестирование текста.
И, правда, информации, всяких историков, архитекторов и прочих знаменитых лиц было столько, что даже моя память не справилась бы. Я заставила себя смотреть на текст глазами шестилетнего ребёнка, которому всё это рассказывают. Какая же я зануда! Проще, доступнее, короче. Стало значительно легче. По крайне мере, с Пушкиным и Натальей Гончаровой, чей памятник нам предстояло увидеть. Балы, стихи — преподнести девочке информацию проще простого. С принцессой Турандот тоже, надеюсь, проблем не будет, а вот с версиями возникновения названия улицы, её первоначальной функции и территориальными границами придётся повозиться. История — такая сложная штука, она как бюджет в нашей стране — вытекает из одного, втекает в другое, часть утекает, часть на поверхности, часть под семью Дом актёров и ресторан "Прага", нужно, как минимум, иметь представления о том, кто они такие и чем так сильно прославились. А это ещё пару томов примечаний и ссылок.
Наконец, в рюкзачке Алисы лежал "обед туриста" и сопроводительная самопальная энциклопедия краткого экскурса в житие Арбата от 14 века до наших дней.
Алисе я вручила фотоаппарат и дала полную свободу действий. Первое время она пыталась обезьянничать, но уже вскоре осмелела и пустилась по волнам собственных ракурсов и видов. Кругозорить с Алисой я сразу не стала, дала время привыкнуть к улице, вспомнить атмосферу. Слава богу, место было опознано радостной фразой: "Я помню, я здесь была". Шли медленно, жадно. Случайно познакомились с коренной
Протопав от "Праги" до, не побоюсь этого слова, Макдональдса, я решила испытать судьбу и спросила:
— Скажи-ка мне, Алиса, "Ах, Арбат...." написал Пушкин?
— Нет!
— Может быть, Лермонтов?
— Нет.
— Может быть, Некрасов?
— Да!
И мы снова пошли к Праге "закреплять" Окуджаву. Хорошо, что мы гуляли не по Великой Китайской стене.
Какой-то паренёк подошел к Алисе, выдул на неё из баночки огромный мыльный пузырь, отчего Алька сделалась ещё на сантиметр счастливее. Иностранцы фотографировали мою маленькую папарацци, которая со словами "Голуби, улыбочку!" бегала по Арбату в поисках моделей. Где-то танцевали, где-то играли...
"Мама, я хочу здесь, на Старом Арбате, жить!" — сказала дочка.