Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились, но не всем удается этому порадоваться. В чем секрет школьных успехов?
Все зависит от интеллектуальных способностей - скажут одни. Важна общая культура семьи, традиции - подумают вторые. Главное, хорошо подготовить ребенка к школе, развить все необходимые навыки, настроить ребенка на учебу - сделают вывод третьи. Однако часто случается, что при великолепных способностях ребенок просто не хочет учиться. Он испытывает элементарную лень или ему неинтересно - и никто не может ничего сделать. А вот семья с великолепными традициями: папа - профессор, мама - кандидат наук, все-все, включая бабушку, окончили вузы с красными дипломами, а ребенок абсолютно равнодушен к учебе. Истинное несчастье для семьи, в которой образование - высшая ценность! А что касается интенсивной подготовки к школе, то она иногда вызывает прямо противоположную реакцию: "Надоело! Устал!".
Поговорим об учебной мотивации
"Так что же делать? - спросят те, чей ребенок не хочет учиться. - Педагоги бессильны, и мы тоже! Можно ли решить проблему?"
Можно, именно поэтому время поговорить о мотивации - движущей силе любой деятельности - и учебы в том числе. Но здесь нам не обойтись без некоторых психологических терминов.
Мотивация - это совокупность мотивов, заставляющих человека совершать то или иное действие. Мотив образуется на основе потребности.
Потребность - это дискомфорт, который ощущает человек в связи с тем, что ему чего-то не хватает.
Мотив - это стремление к предмету, который может удовлетворить соответствующую потребность.
Существует важная формула: "Нет поведения без потребности". Любой поступок, любая мысль, любая деятельность человека (в том числе и учебная) направлены на удовлетворение потребности - физической или духовной. Значимыми в жизни являются те предметы и люди, которые каким-то образом связаны с потребностями личности: либо способствуют их удовлетворению, либо препятствуют. В первом случае при встрече с ними возникают положительные эмоции, во втором - отрицательные. Теперь с этих позиций посмотрим на учебу. Какие потребности ребенка удовлетворяет учеба? Если никаких, если эмоций учеба вообще не вызывает, ребенок в принципе не может хорошо учиться.
Если учебная деятельность удовлетворяет только потребность в безопасности, поскольку при плохом ее выполнении ученика ждут большие неприятности, то картина будет ничуть не лучше.
У ребенка в мозгу возникнет связь: "Чем больше зададут, тем мне хуже. Много уроков - это всегда угроза, что я их не успею сделать и пострадаю". Таким образом, когда учеба становится источником отрицательных эмоций, при первой возможности ребенок попытается от нее устраниться. Остается одно: учеба должна вызывать положительные эмоции, удовлетворять потребность в получении жизненно важных знаний, без которых жить трудно.
|
Не убивайте жажду знаний или как повысить мотивацию ребенка к учебе
Основным недостатком школьного обучения является то, что школьники его воспринимают сильно оторванным от жизни, от своих интересов. Уроки не помогают детям жить, не удовлетворяют их потребности, скорее наоборот: утомляют, отвлекают от игры, лишают свободы. Да и что говорить о детях, если даже в сознании многих родителей понятия "учеба" и "удовольствие" находятся на разных полюсах - одно противоречит другому. Когда я водила свою четырехлетнюю дочь в математический кружок, то неоднократно слышала гневные фразы: "Вы лишаете ребенка детства!", "В школе еще успеет намучиться, зачем же мучить ребенка так рано!" То есть предполагалось, что математика - не что иное, как мука. Моя же дочка воспринимала все иначе. Еще с двух лет, наигравшись в игрушки, она меня просила: "Учиться! Учиться! Мама, поучи меня чему-нибудь!", а в четыре года, когда я повезла ее на море и сказала, что мы возьмем с собой только одну книгу, она сделала неожиданный выбор - "Учебник математики"!
На что же опереться, чтобы соединить учебную деятельность с потребностями ребенка, показать ему связь между ними? Если ребенок маленький, можно полагаться на его врожденную познавательную потребность. Малыш рождается с установкой: "Учиться приятно!" - и лишь взрослые в процессе неправильного воспитания умудряются убить ее.
Вот примеры самой настоящей жажды знаний: десятимесячный ребенок тянет руки к какому-то новому предмету с криками: "На! На!", годовалый малыш, впервые увидев незнакомую птицу, с удивлением спрашивает: "Это?..", четырехлетний исследователь замучил всех своими вопросами: "Почему? Зачем?" Дети готовы учиться, но взрослые часто отказывают им в этом удовольствии.
Необходимая помощь
Однако встречаются случаи, и это в большей степени касается школьников, когда познавательная потребность убита. По крайней мере, слова "математика", "русский" и "чтение" вызывают у ребенка приступ агрессии или депрессивную заторможенность. Скорее всего, причина такова: ребенок в какой-то момент отстал, чего-то не понял, что вызвало в дальнейшем цепную реакцию непонимания, двойки, оскорбления, насмешки. Тут необходима помощь родителей. Они должны помочь ребенку расслабиться и ненавязчиво восполнить его пробелы в знаниях в дружеских беседах, не напоминая при этом о школе. Им просто надо почитать учебник, а потом рассказать историю о знакомом мальчике, который никак не мог решить задачу или понять правило по русскому языку. В общем, с ребенком можно обсудить его проблему, но только речь надо вести не о нем, а о "знакомом мальчике". "Ты бы решил эту задачу!" - надо добавить в конце.
Ребенок не должен осознавать, что его учат - с ним просто общаются. Сведения из учебника надо сообщать в привлекательном виде, приводить живые примеры, и делать это в непринужденной обстановке: на прогулке, в процессе разговора за ужином, в ванной, во время занятий хозяйством. Такой подход требуется, чтобы снять психологический барьер перед пресловутыми уроками, при малейшем напоминании о которых ребенку становится плохо. Это также делается, чтобы внушить ему уверенность в себе. Знания лучше давать "по поводу" того, о чем внезапно зашла речь. Ребенок должен почувствовать привлекательность новой информации, устремиться к ней.
Родителям следует сказать, что в школе преподают все то же самое, что они рассказывают, только систематизированно и научно, и это даже удобнее. "Я тебе рассказываю о признаках ухудшения погоды, а в школе дают их классификацию; мы просто беседуем о таблице умножения, а в школе тебя научат ею пользоваться".
Чтобы хорошо учиться, необходим кругозор, и родители вполне могут сообщать ребенку сведения, опережающие школьную программу. Во-первых, они смогут преподнести их в более привлекательном виде, чем в школе (в живой беседе, воспоминаниях): "Знаешь, как это было в моем детстве?" Во-вторых, к такой информации у ребенка еще не успела возникнуть неприязнь. В-третьих, когда ребенок слушает на уроке материал, который ему уже отчасти знаком, ему намного интереснее, и не грозит опасность потерять ход мысли учителя, если он случайно отвлечется.
Родителям стоит подчеркнуть в рассказах практическую важность приобретаемых знаний.
Вот пример: чтобы хорошо рисовать, надо отлично знать физику и геометрию: как создать перспективу в изображении, как построить тени предметов в зависимости от источника света, что такое отражение и по каким законам происходит его размытие в воде. Без знания английского невозможно освоить компьютер, играть в компьютерные игры. Еще английский дает возможность заводить друзей по всему миру, общаться с ними по электронной почте - разве это не привлекательно?
Что касается математики, она развивает ум, логику, дает человеку возможность правильно рассуждать. Математика, пожалуй, самая красивая наука, вызывающая необыкновенные эстетические чувства. Это и шахматы, и музыка (такты, аккорды - все подчиняется математическим законам), это и литературная деятельность. Математик пишет рассказ логично и легко, он правильно выстраивает текст, в то время как "чистый" литератор рискует запутаться в собственных мыслях и захлебнуться в потоке чувств.
Когда родитель помогает ребенку освоить какое-то новое знание, объясняет, как образуется радуга, рассказывает занимательный факт из истории, выслушивает много вопросов, в момент самого большого интереса он должен подчеркнуть: "Ты учишься! Вот это и есть учеба!" Слово "учеба" должна произноситься в момент наивысшей радости познания. Так что, уважаемые мамы и папы, расширяйте кругозор!
Если вы сами не любите учиться, чего тогда требовать от детей?
Поспешайте медленно
Следующее правило: учеба осуществляется только через деятельность самого учащегося. Человека нельзя научить, он может только научиться. Не будет деятельности учащегося, не будет учебы. И какой бы талантливый педагог ни попался, он ничего не сможет сделать, если ученик не будет производить никакой деятельности. И лучшие педагоги понимают: их задача - не научить, не загрузить детей сведениями, а организовать их учебную деятельность, в том числе и создать у них мотивацию учиться. Высший пилотаж - когда деятельность учащегося превышает объем заданий учителя. А деятельность всегда требует времени, затраты внутренних ресурсов.
|
Сейчас пошла мода выбирать для детей сверхсложные школы со всевозможными уклонами. Родители допускают ошибку, думая: чем выше в школе требования, тем больше ученик будет знать.
К сожалению, напротив, переизбыток информации, перегрузка заданиями может парализовать учебную деятельность ребенка: оценку, осмысление, поиски ответов на вопросы. Он из-за отсутствия времени начнет выполнять задания чисто формально, а то и списывать, испытывая утомление и неприязнь к учебе. Дайте детям возможность насладиться медленным и кропотливым усвоением знаний!
В общем, дорогие родители, не бойтесь! Человек как таковой склонен учиться, требуется всего лишь, чтобы учеба была средством удовлетворения его насущных потребностей.