Мысль о возможности работать на дому посетила меня на седьмом месяце беременности, когда гинеколог, начальник и любимый муж, будто сговорившись, активно пытались спровадить меня в декретный отпуск. И у них это получилось — я добровольно ушла в положенный мне декретный отпуск, и по идее должна была радоваться жизни и забыть о своих карьерных амбициях на ближайшие три года. Работающие подруги мне завидовали, муж изо всех сил старался угодить, а родители радовались, что их дочка наконец-то успокоилась и перестала вкалывать по 24 часа в сутки. Но через две недели спокойной растительной жизни я взвыла от тоски по офисной суете, переполненном ежедневнике, разрывающемся телефоне и куче "горящих" дел. Я с ностальгией вспоминала даже регулярные разносы шефа, не говоря уж о перекурах с коллегами. Надо сказать, что беременность у меня была желанная, и я давно мечтала о ребенке. Но сделать выбор — ребенок или карьера — я так и не смогла.
Чтобы окончательно не сойти с ума, я решила совместить свои материнские обязанности и карьерные амбиции. Так я пополнила армию женщин, работающих на дому, благо с профессией журналиста это довольно просто. В моих мечтах все выглядело предельно просто и довольно привлекательно. Представляете — вы сидите дома, занимаетесь воспитанием ребенка и хозяйством, а в промежутках работаете, и вам за это платят деньги. Мне казалось, что надомная работа это одни достоинства и никаких недостатков, но на самом деле все не так замечательно, как кажется на первый взгляд. Конечно, организация офиса на дому решает для женщины ряд проблем, особенно если у вас маленький ребенок. Но надомная работа, впрочем, как и любая другая, помимо вполне очевидных достоинств имеет и ряд сложностей, к которым надо быть готовой заранее.
Сложность N 1. Нет коллектива
Работая дома, возникает чувство изолированности от жизни и желание перекинуться словом с коллегой. Если вы относитесь категории общительных людей, то этот пункт весьма существенен. Велика вероятность, что вы будете без перерыва надоедать уставшему после работы мужу своими разговорами, ведь даже в самые загруженные дни в офисе у вас было, с кем обсудить насущные проблемы: начиная от новой помады и заканчивая политической обстановкой в стране. А сейчас на домочадцев будет обрушиваться весь словесный поток, который вы вынужденно сдерживали целый день.
Чтобы окончательно не доконать мужа своей болтовней, не молчите целый день. Если у вас есть неработающая подруга или знакомая, почаще с ней созванивайтесь в рабочее время, разговаривайте с ребенком (даже если он совсем маленький) или с любым неодушевленным предметом (например, с компьютером). Психологи установили, что каждый человек ежедневно произносит приблизительно одинаковое количество слов (в зависимости от темперамента). И не важно, к кому обращены ваши реплики: лично я сначала разговаривала с беременным животом, а потом — с новорожденным. Главное — удовлетворить потребность в общении, иначе через несколько недель у мужа возникнет желание выключить вам звук.
Сложность N 2. Несерьезное отношение домашних к вашей работе
Они могут просто не понимать, как вы устаете. Одно дело — после трудового дня в конторе, а другое дело — дома, где в принципе всегда при желании можно полежать на диване и даже вздремнуть. Мой муж первое время относился к моей работе как к чему-то несерьезному. Как будто я работаю "понарошку": как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Он очень удивлялся и иногда обижался, если я весь вечер проводила, уткнувшись в монитор, а не беседуя с ним, как это было раньше. А на деловые звонки он отвечал так, как будто звонит моя лучшая подруга.
Заключите с домашними "общественный договор", согласно которому у вас будут рабочие часы, в которые они не имеют право отвлекать вас по пустячкам. И попросите их официально отвечать на телефонные звонки. По непонятным причинам мамы и мужья любят сообщать по телефону неизвестным людям, что вы сейчас в туалете (хорошо хоть не уточняют, что вы там делаете). Объясните домашним, как следует отвечать на деловые звонки и какую информацию записывать. И не забывайте вести бухгалтерию своих доходов, чтобы домашние наглядно видели КПД вашей трудовой деятельности.
Сложность N 3. Нет времени для отдыха
Прежде у вас был ограниченный круг обязанностей, а теперь приходиться быть и директором, и завхозом и секретарем, и уборщицей одновременно. Лично я раньше и не догадывалась, что организация работы требует не меньше сил и времени, чем сама работа. При переходе из офиса домой неминуемо происходит ломка привычной модели поведения, к чему не все бывают готовы. Отсутствие четко организованного графика расслабляет, и из-за этого труднее разделить работу и отдых. Может получиться так, что вы будете работать все свободное время и без выходных. Ведь теперь некому вас "отправить домой". Кроме того, груз домашних хлопот, скорей всего, окажется на ваших плечах. Вы ведь сидите дома, а значит должны готовить, стирать и убирать. А то, что вы работаете не меньше, чем раньше в офисе домашние просто не замечают.
Не пытайтесь погнаться за двумя зайцами и взвалить на свои плечи всю домашнюю работу. В этом случае есть риск, что пострадает и дом и работа. Составьте себе четкий распорядок дня, с учетом домашних дел, забот о ребенке, работы, и т.д. Если вы всегда будете работать в определенное время (например, пока ребенок спит), это войдет в привычку, и вам будет проще планировать свои дела. Обязательно покажите этот график домашним, чтобы они наглядно убедились, что вы не валяете целый день дурака. И не забудьте устроить себе хотя бы один "официальный" выходной, когда вы даже думать не будете о работе.
Сложность N 4. Нет возможности действовать по ситуации
Иногда для продвижения по службе достаточно только оказаться в нужное время и в нужном месте. Сейчас начальство не замечает вашего усердия. Вы будете встречаться с шефом всего несколько раз в месяц, ведь когда вы целый день на виду, то гораздо проще завоевать репутацию трудолюбивого сотрудника. А появляясь в офисе крайне редко, вы, скорей всего, упустите шанс продвижения по карьерной лестнице. Кроме того, вы можете даже не догадываться о сплетнях в ваш адрес и разговорах за спиной. Ведь на обвинение, сказанное в глаза, можно ответить и как-то объяснить свои действия, а ваше отсутствие дает недоброжелателям возможность плести интриги.
Не забывайте регулярно напоминать шефу о себе (только не переборщите, иначе это будет выглядеть навязчиво) и о своих возможностях. А что касается сплетен, то проще всего не давать повода, но, к сожалению, это довольно сложно. Поэтому старайтесь не реагировать на интриги за спиной, делайте вид, будто вам все равно. Наблюдая ваше равнодушие, завистники быстро потеряют интерес к плетению интриг и переключатся на более чувствительную к чужому мнению коллегу.
Сложность N 5. Денег стало меньше
Большинство из нас в офисе получали зарплату даже при неудачном выполнении своих обязанностей и при отсутствии заказов. Был какой-то гарантированный оклад, который не зависел ни от чего, и проценты от сделок. Сейчас гарантированного оклада нет, и размер заработка напрямую зависит от вашего усердия и активности. Дома вы будете постоянно ощущать, что время — деньги. И лишний час, проведенный в постели или разговор с подругой, послужат поводом для самообвинения.
Будьте готовы к тому, что первое время после ухода из офиса размер ежемесячной зарплаты существенно уменьшится. Но постепенно все войдет в норму, и вы поймете, какой объем работ следует выполнять, чтобы получать достойную зарплату. Только не переусердствуйте. Поставьте себе четкую планку — сколько вы хотите зарабатывать, и не стремитесь ее сразу же одолеть. Помните: всех денег все равно не заработаешь. Только когда вы будете зарабатывать свою норму за две недели, можно постепенно поднимать планку.
Сложность N 6. Нет конкуренции
Работая в офисе, вы постоянно сравнивали себя с коллегами и стремились если не обогнать их, то хотя бы держаться на общем уровне. Так уж устроен человек, что именно успехи коллег подстегивают нас к новым начинаниям и дают стимул для самосовершенствования. Сейчас вам не с кем себя сравнивать, а, следовательно, велика вероятность отстать от коллег.
Чтобы этого избежать, необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Время не стоит на месте. Для того чтобы не упасть со своей вершины, следует быть всегда в форме: заниматься самообразованием, читать литературу по своей специальности, следить за новыми технологиями и разработками в данной области и т.д. И, конечно, следите за успехами коллег по бизнесу. Чтобы остаться на плаву, вам надо стремиться быть на ступеньку выше их.
Достоинства удаленной работы
Теперь, когда вы морально готовы к возможным сложностям и знаете, как их преодолевать, самое время поговорить о достоинствах надомной работы.
- Больше свободного времени.
Если вы в состоянии выполнить весь месячный объем работ за неделю, то все оставшееся время можно смело заниматься своими делами. Нет необходимости создавать видимость работы и высиживать от звонка до звонка только для того, чтобы не прослыть лентяйкой. Вы можете все свободное время посвятить заботам о ребенке и любимом муже, вместо того, чтобы толкаться в общественном транспорте и "убивать" время пустыми разговорами с коллегами. - Вы сама себе хозяйка.
Начальство где-то далеко — никто не отдает вам глупых приказаний, никто не контролирует и не проверяет ваши отчеты. Вам не приходится постоянно видеть недовольное лицо шефа и выслушивать выговоры, только потому, что попали под горячую руку. Кроме того, вам не надо постоянно отпрашиваться. В поликлиниках, больницах, детских садах и многих других заведениях нормированный рабочий день. И если вам приходится часто посещать подобные учреждения, то надомная работа избавит вас от постоянного чувства вины перед начальством и недовольных взглядов сослуживцев. Теперь вы сами решаете, когда вам работать, а когда — заниматься насущными делами, и не надо ни перед кем отчитываться. - Свободный график.
Многих из нас буквально изводит мысль о том, что нужно ежедневно вставать ни свет ни заря, за три минуты приводить себя в порядок и потом еще n-ное количество времени бороться за выживание в общественном транспорте. И после этой гонки с препятствиями нужно иметь светлую голову, силы, деловой вид и настрой на работу. Работая на дому, вы можете самостоятельно планировать свой рабочий день — это очень удобно, особенно если у вас маленький ребенок. Главное — успеть выполнить необходимый объем работ к назначенному сроку. А когда вы будете этим заниматься, никого не волнует. Теперь вам не надо вскакивать по будильнику и сломя голову бежать в офис: во сколько бы вы не встали — никогда не опоздаете. Утром можно медленно с удовольствием позавтракать, а не глотать на бегу бутерброд. Обедать вы будете тогда, когда проголодаетесь, а не в четко определенное время, и не сосисками в ближайшем кафе, а вкусной домашней пищей. Как говорится, работа не волк, в лес не убежит. - Вы не зависите от общественного мнения.
Чем реже вы будете появляться в офисе, тем меньше коллеги будут осведомлены о вашей личной жизни, а следовательно, у них не будет повода для сплетен. Вам не надо ни перед кем стараться держать фасон и выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле. Можно работать в старых джинсах и тапочках, а не втискиваться в деловой костюм. Вы будете меньше тратить на одежду и косметику. Но может возникнуть ситуация, когда вам срочно надо собраться на деловую встречу, а в шкафу — только спортивная одежда. Поэтому обязательно имейте несколько официальных костюмов (на любую погоду), чтобы в случае необходимости быстро превратиться в успешную бизнес-леди. - Дети всегда под присмотром.
Для них гораздо лучше, если мама как можно больше времени будет проводить дома, да и вам будет намного спокойнее, когда ребенок постоянно на глазах, чем отдавать его на воспитание бабушкам или няням. Работая на дому, вы имеете возможность кормить ребенка грудью, заниматься с ним и шаг за шагом наблюдать его развитие. Кроме того, вы не будете испытывать чувство вины из-за дефицита общения с ребенком и того, что предпочли его работе. Конечно, совмещать материнские обязанности и работу довольно сложно. Но зато вы не будете испытывать угрызений совести по отношению к собственному ребенку и зависти к работающим подругам.
Как видите, у надомной работы, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки. Прежде, чем принимать окончательное решение, необходимо все хорошенько обдумать, взвесить все "за" и "против", а также посоветоваться с домашними. Ведь если вы будете работать дома, то им придется мириться с некоторыми неудобствами. В конце концов, работа на дому — не обязательно дело на всю жизнь. Просто в определенный жизненный период — это единственная возможность реализовать свои карьерные амбиции и обеспечить себе достойное существование.