Мифы о Тесее — одни из самых ярких и запоминающихся среди тех, что задают в качестве чтения на лето перед 5-м классом. Но и их можно сделать еще живее — у польского писателя Гжегожа Касдепке это получилось. Вместо того чтобы читать краткое содержание мифов (таким подходом часто грешат старшеклассники, когда не хотят осваивать произведения в полном объеме), стоит взять в руки "Мифы для детей". Они написаны современным языком и очень эмоционально — а значит, хорошо запомнятся.
Детство Тесея
Наверное, каждый мальчик хотел бы стать известным героем: Суперменом или агентом 007 Джеймсом Бондом. А во времена, когда по земле еще ходили греческие боги, все мальчики хотели быть как Геракл — бесстрашный силач, который везде, где появлялся, совершал героические подвиги: то усмирял какое-нибудь чудовище, то хватал бандитов, а то, бывало, в одиночку одолевал целую вражескую армию...
— Я тоже буду таким, как Геракл! — восклицал один карапуз, бегая туда-сюда по двору. — Буду странствовать по миру, совершать героические подвиги и...
— Хорошо, хорошо, Тесейчик, — перебивала его мама. — А пока помой руки, сейчас будем ужинать.
С мамами так всегда — можете им рассказывать невероятно интересные истории, а они вдруг возьмут и спросят, почистили ли вы уши.
Тесей был сыном Эфры и Эгея, царя Афин, но воспитывала его только мама. Жили они в Троисене, во дворце отца Эфры — правителя этого города. Сколько же здесь Тесей наслушался историй о приключениях Геракла и других героев! Ничего так не желал он, как стать одним из них.
— Будь терпелив, — сказала ему однажды мама. — Я пообещала твоему папе, что не пущу тебя в мир, пока ты не будешь в состоянии поднять камень, который он специально для этого принес с моря еще до твоего рождения, — и показала на огромный булыжник, лежащий посреди комнаты.
Тесей был поражен. Ведь это невозможно, никто не осилит такую тяжесть! Он пытался сдвинуть булыжник хотя бы на миллиметр — хоть бы хны! Мама лишь улыбалась, наблюдая за стараниями своего сына.
— Раз твой папа поднял этот камень, — утешала она малыша, — то и у тебя когда-нибудь получится, вот увидишь.
— А папа его правда поднимал? — Тесей посмотрел на камень недоверчиво.
— Ага, — кивнула мама. — И даже спрятал кое-что под ним для тебя...
Но что именно, Тесею предстояло узнать лишь через несколько лет.
Путь Тесея в Афины и победы над великанами
В рассказах время идет быстро. Маленький Тесейчик стал большим Тесеем. Вырос, возмужал, и никто бы не узнал в этом прелестном юноше того мальчика, который еще недавно носился с друзьями по пляжу.
— Пора, — пробормотал он однажды, стоя перед булыжником.
Тесей напрягся, собрал все силы и... отбросил камень, словно пуховую подушку!
А под ним лежали меч и сандалии царя Афин Эгея — подарок взрослому сыну. Тесей был готов отправиться в мир.
— Будь осторожен, сынок, — прощалась с ним опечаленная мама. — Как доберешься до Афин, ступай прямо к отцу. Он по тебе скучает и ждет. Папа узнает тебя по мечу и сандалиям.
В Афины вела долгая и опасная дорога — но кто бы там беспокоился из-за такой мелочи! Тесей был уверен, что готов встретиться с любой опасностью. И действительно, когда однажды на него напал Перифет, размахивающий железной булавой великан, Тесей одолел его без труда.
Не испугался он также и Синида, свирепого разбойника, который прославился тем, что привязывал путников к верхушкам двух согнутых сосен, а потом отпускал сосны и тем самым разрывал несчастных пополам. Тесей преподал ему отличный урок.
Впрочем, как и живущему на высоком утесе Скирону, который заставлял всех странников мыть ему ноги. Когда те в страхе склонялись над его стопами, он одним ударом сбрасывал их в пропасть. Тесей дал ему такого пинка, что Скирон полетел, как ласточка.
Он также наткнулся на великана Прокруста — этот-то был настоящий кадр! Путников он заманивал в свое жилище, в котором было две кровати: одна очень большая и одна очень маленькая. Высоких жертв он укладывал на маленькой кровати, а низких — на большой, после чего у высоких отрубал свисающие с кровати ноги, а низких растягивал, пока ноги жертвы не касались края кровати. Тесей бросился с мечом на Прокруста и запросто победил его. Раньше никто не отваживался атаковать злодея.
Многие разбойники вызывали Тесея на поединок, но ни одному это не пошло на пользу. А когда наш герой наконец-то добрался до Афин, его уже опережала слава невероятно храброго юноши, который, может быть, станет преемником самого Геракла.
Эгею, царю Афин, было очень любопытно посмотреть на героя, и он тут же пригласил его во дворец. Как же Эгей был изумлен, увидев у Тесея собственный старый меч и свои старые сандалии.
— Сын! — воскликнул он, обрадовавшись. — Это ты?!
И они крепко обнялись.
Тесей плывет на Крит к Минотавру
Увы, не дано им было полюбоваться друг на друга, потому что в Афины как раз прибыли посланники царя Миноса, правителя Крита.
— Что в этом такого грустного? — удивился Тесей.
— Каждый год нам нужно отдавать им семь юношей и семь девушек, — вздохнул Эгей. Минос пригрозил, что в противном случае он уничтожит Афины, а у нас слишком мало войск, чтобы защищаться.
Тесей озадаченно взглянул на посланников царя Миноса, а потом на заплаканную кучку молодых людей. Они были так убиты горем, будто бы их ждала смерть, а не рабство.
— Что с ними будет? — спросил он, предчувствуя недоброе.
— Пойдут на корм Минотавру, — шепнул Эгей, а в его голосе звучали скорбь и бессилие.
И, хотя Тесей был отважный, мурашки пробежали у него по коже. Он уже слышал о Минотавре, ужасном чудище с человеческим телом и бычьей головой, который, видимо, был сыном Миноса. Монстр питался человеческим мясом и жил в огромном лабиринте, из которого еще никому не удалось убежать: кто раз входил в него, пропадал на веки вечные.
— Да так же нельзя! — взбунтовался Тесей. — Я не позволю!
— Позволения дает твой отец, — буркнул один из посланников Миноса. — А если ты такой храбрец, то вперед, будем рады.
И чуть слышно смеясь, указал ему на место рядом с посланной на мучения молодежью.
Тесей, недолго думая, запрыгнул на корабль, плывущий на Крит, и заявил, что сам скорее погибнет, чем позволит отдать этих невинных людей на корм чудовищу.
Все так и застыли. И Эгей, и кучка заплаканной молодежи, и их отчаявшиеся родители, и посланники царя Миноса. Даже правитель Крита онемел, когда услышал о решении Тесея: все это было столь необычно, что Минос решил устроить пир в его честь.
— Жаль, — говорил он, поедая котлеты. — Такой молодой, а должен умереть.
— Не беспокойся, государь, — ответил Тесей. — Минотавр будет не первым чудовищем, которому я преподам урок.
Но Минос лишь смеялся и просил долить ему вина, потому что Тесей не казался ему кем-то, кто способен управиться с ужасным Минотавром. Ну, а даже если и так, то из лабиринта еще надо выбраться, не так ли?
— Я буду делать ставки с моими придворными, как вы погибнете, — промурлыкал развеселившийся Минос. — Разорванные моим сыночком или истощенные от голода и жажды?
И потирал руки в предвкушении грядущего развлечения. Все семь девушек и семеро юношей сглатывали в ужасе слюну. И только Тесей как ни в чем не бывало поедал царские лакомства, да так, что за ушами трещало!
Тесей и Ариадна
Нужно признаться, что такая храбрость на всех произвела впечатление, а особенно очарована прелестным юношей была Ариадна, дочь Миноса, и она ни за что не хотела, чтобы он погиб! Пришла Ариадне в голову идея, как помочь Тесею — разумеется, втайне от отца.
— Возьми этот клубок, — сказала она, вручая Тесею массивную катушку и привязывая конец нити у входа в лабиринт. — Нить будет тебе проводником. По ней ты без труда попадешь к выходу, когда Минотавр будет уже мертв.
— Только если Минотавр не слопает меня на обед, — неуверенно улыбнулся Тесей, после чего вместе с впавшей в отчаяние молодежью вошел в лабиринт.
Как же там было мрачно! Везде валялись человеческие кости, каменные стены были обрызганы засохшей кровью... Откуда-то издали доносилось пугающее рычание голодного чудовища.
— Мы погибнем, — расплакалась одна девушка.
Но Тесей утешил ее и двинулся вперед, разматывая за собой нить... И нечего тут таить, ему тоже было страшно. Герои тоже боятся. И герои они потому, что способны этот страх преодолеть.
— Геракл тоже боялся, — шептал Тесей, осторожно ступая по каменным коридорам. — Но побеждал он и не таких монстров...
Неожиданно из-за угла выскочил рычащий зверь! Большое, мускулистое тело, увенчанное бычьей мордой, внушало ужас. Тесей даже попятился назад при виде чудища.
— На помощь! — услышал он за своей спиной чью-то отчаянную мольбу.
Этот крик его словно отрезвил: ведь не только за свою жизнь он должен сражаться. Тесей бросил катушку ниток, схватил меч, замахнулся и...
И все...
Так быстро, так легко?
Минотавр со стонами упал на землю, покрытую костями. Из пасти сочилась кровавая пена. Еще дрожащие от страха юноши и девушки смотрели то на умирающее чудовище, то на окровавленный меч Тесея. Как это произошло? Разве никто не пробовал бороться с Минотавром? Неужели монстр был так уверен в своей силе, что даже не пытался уклониться от удара?
Они возвращались в полном молчании, сматывая нить, в конце которой их ждали свежий воздух, свобода и жизнь. Ошеломленный Тесей смотрел по сторонам. "Так что же, получается, что побороть страх перед Минотавром было сложнее, чем побороть самого Минотавра?" — думал он удивленно.
— Это всегда сложнее всего, — шепнула Ариадна, которая с волнением ожидала их у выхода из лабиринта. — Теперь маленькие мальчики будут мечтать стать таким, как ты!
И бросилась в его объятья.