Почти в каждой второй семье в первый год жизни возникает проблема укладывания младенца спать, потому что малыши быстро привыкают к рукам. Чем больше мама любит своего малыша, тем чаще она страдает оттого, что младенец просится на руки, не может заснуть, просыпается и кричит, едва только его пытаются уложить в кроватку. Это изматывает маму, отнимает время, нужное для других необходимых дел. Часто супружеские пары не выдерживают этого испытания. Многие мамы бывают вынуждены укладывать ребенка рядом с собой.
Моя жена, укладывая, тоже маялась, и уже была готова целую ночь ходить с ребенком на руках - дочка просыпалась в момент касания постели...
Жена сидела, укладывала дочку уже до двух-трех часов подряд, и уже была готова уложить ребенка с собой.
А дочурка проявляла характер, дальше - больше. И вот уже жена не только устроила ее на руках и сидит в ночной тишине, но дочурка уже и ходить по комнате заставляет.
Пришлось взять дочку на руки, и началась упорная борьба, перевоспитание. Будьте оптимистами - в таком возрасте перевоспитать - это еще возможно! Но это - не какая-то волшебная методика, а внимательный, серьезный труд, по выверенной схеме, как любая результативная методика раннего развития. В запущенных случаях многие мамы оказываются не в состоянии отучить ребенка спать на руках или рядом с собой, сдаются, и поэтому кладут спать ребенка с собой.
Я твердо решил отучить от спанья дочурки на руках. От этого всем будет лучше, да и мама больше всех нуждается в отдыхе. Начиналась перестройка, я уже организовал два кооператива и совместное предприятие, работать приходилось по 16 часов в сутки. Третья смена была уже не под силу.
Нужно было только запастись терпением и вниманием. Мама сразу отключилась, изнемогла от недосыпания, и не мешала мне, слава богу.
Мужчине это делать, то есть, "перевоспитывать", легче, тут сила и выдержка нужна, иногда поистине адское терпение. Сначала нужно походить, поносить, покачать младенца, для порядка и усыпления бдительности, или даже для развития и обучения, но об этом - во второй части статьи. Нужно добиться, чтобы малыш быстро засыпал и спокойно спал в своей кроватке.
Происходит следующее. Начинаешь укладывать, отрываешь руки, протягиваешь руки с младенцем к кроватке - он, естественно, начинает просыпаться, чтобы возразить... Опять к себе прижимаешь. Он, младенец снова успокаивается. Далее, всё повторяется. Снова начинаешь отрывать и протягивать руки - выигрываешь еще 5 сантиметров, или 2 сантиметра - как повезет.
Это можно рассматривать, как физкультуру, упражнение с гантелями. Для начала потренируйтесь: возьмите 8-ми килограммовую гантелину, и повытягивайте с нею руки, наклонившись, раз двадцать. И вот через полчаса таких занятий, наконец, на вытянутых руках малышка коснулась кроватки. Естественно пока она вдыхает воздух, чтобы проснуться и закричать, я притягиваю младенца к себе снова. Главный критерий - чтобы задремавшая жена не проснулась: едва она услышит дочкин писк, она тут же вскочит...
Даешь младенцу снова засыпать, касаешься кроватки, и все повторяется несколько раз.
Здесь уже выигрыш считаешь не на сантиметры, а на минуты, даже на секунды. Главное - не дать ребенку раскричаться. Нужно следить за мимикой - и начинать притягивать его к себе обратно, едва только появляется кислое выражение личика.
В первую ночь меня хватило на полтора часа борьбы. Во вторую ночь малышка, была решительно настроена на борьбу, но через час я уже выиграл несколько минут свободного лежания, после непрерывной полускрытой борьбы. В этот период нельзя давать отдыха себе, и нельзя позволять выходить из состояния сна, быстрого или медленного, младенцу. Пусть младенец пытается проснуться, покомандовать вами, а вы предупреждаете его пробуждение и крик, как бы поддаетесь, а сами, едва только он засыпает, снова медленно кладете на кроватку. Примитивная методика, но она помогла мне уже с двумя дочерьми.
Да, собственно, на таком "перетягивании каната", наверное, все построено в воспитании.
Каков механизм этой хитрости?
Я думаю, что если надолго прижимаешь ребенка, он успевает поспать, отдохнуть и снова готов командовать вами, требовать, чтобы вы держали его на руках.
Когда же вы начинаете укладывать почти немедленно после того, как малыш затихает и начинает дремать, то для того, чтобы отдохнуть, он какое-то время, несколько секунд лежит на кроватке. Достаточно полежать несколько секунд в кроватке в покое, чтобы он начал ценить этот покой, тогда как на руках отдохнуть не получается. В итоге, получается, приятнее лежать на кроватке, где никто не трогает, чем на руках когда тебя немедленно куда-то кладут.
На третью ночь дочка, наверное, поразмыслив, таким образом, сдалась. Наверное, ребеночек на практике убеждается, что спать в кроватке куда спокойнее, чем напрягаться на руках. В дальнейшем, еще было пару попыток, проверить нас. Но жена и сама уже научилась такой мягкой борьбе.
Так мы отучились:
- спать на руках;
- проситься на руки, тогда, когда уже могли ползать самостоятельно.
Это была тоже целая история. Ребенку куда удобнее оседлать вас, чем оставить в покое. Некоторые мамы вынуждены на одной руке держать ребенка, другой - готовить. Так было и у нас - особенно когда в доме бывают бабушки. А ведь можно сделать так, чтобы ребенок сам попросился с рук долой. Для этого достаточно взять ребенка на руки и упереться в какой-нибудь самый не интересный угол, или ходить от одного пустого угла в другой. Есть и другие хитрости, и более сложные методы ухода за младенцем. Некоторые материалы имеются в ответах на вопросы на сайте rebenok.h10.ru.
Часто сами балуем, а потом - не можем отучить.
Овладение этой методикой открывает перед отцами огромные возможности, чтобы сделать своего ребенка одаренным по системе "МИР ребенка".
Вот только одно направление участия папы в развитии и обучении ребенка в возрасте до одного года. Бывает, что младенцу еще не слишком хочется спать, а мама, к счастью, уже заснула. В таких случаях я начинаю обучать ребенка, вспоминая, например, школьную программу. Как это выглядит? Я тихим, монотонным голосом, чтобы не проснулась мама, прочитаю одно-два стихотворения - Пушкина или Лермонтова. Но лучше всего получается петь буквы. Моя песня получается длинная, на одну и ту же мелодию: "Буква "А" спит, (2 раза), Буква "Б" - тоже спит. Далее, продолжаю, второй куплет: "Буква "Б" спит, (2 раза), Буква "В" тоже спит! и так далее. Так что получается 33 куплета "мировской" колыбельной. Чаще всего я использовал мелодию "Придет серенький волчок, хвать Ларису за бочок". От такого сюжета малышка может не уснуть, встрепенется: волчок - то за бочок хватает! А буква "твердый знак" все равно, спит.
Но и тут случаются казусы. Однажды я пропел, что все буквы и цифры давно спят, а это - больше пятидесяти куплетов. Ну, думаю, раз я сам утомился, теперь и укладывать не надо будет, спит, наверное. Смотрю, а глаза у дочки - открыты! То есть, она ждет, какая еще цифра, то есть число, уже "тоже спит". Я понял, что сделал ошибку. Надо было зациклиться на первом десятке, а я прошел дальше: "Цифра одиннадцать - спит, цифра двенадцать тоже спит!". И так далее. Вот Лариса и ждала, когда же ряд этих цифр закончится. Что делать? Я, почти не подавая виду, стал повторять, что одни и те же цифры беспробудно спят, не выходя из первой пятерки. Но дочурка стала недовольно ворочаться - она ведь давно, еще к возрасту 6 месяцев привыкла следом за мною и мамой считать до десяти и далее. На пальцах, разумеется. В общем, компромисс был найден: когда сообщаешь, что первые десять чисел натурального ряда крепко спят, малыш успокаивается. Но все это проходили в первый год жизни. Я неоднократно рассказывал, что простейшей математикой мы начинаем заниматься с первых недель жизни, и к шести месяцам вполне пристойно добраться до числа 60. Об этой методике можно прочесть в книжке "Считать - раньше, чем ходить", Пальцематика", "Тайна числа 60 Яна Коменского". Но если Ян Коменский в 17-ом веке предлагал пройти натуральный ряд до 60-ти в 6 лет, то мы проходим этот же ряд к возрасту 6 месяцев.
Между первым и вторым годами развития дочурки мне приходилось петь, кроме этой, уже другие песни: "Книжный шкаф спит (2 раза), ну и стол - тоже спит!". И так - пока сотню другую слов не вспомнишь, если есть желание позаниматься. Чтобы ребенок уснул, надо "зациклить" колыбельную на нескольких банальных предметах, которые упорно спят - и все тут. Но, тем не менее, пропеть словарный запас за начальную школу мне удалось уже к двум годам. Укладывание и пение развивающих колыбельных по моей методике здорово экономит время на обучении ребенка. Так, после двух лет малышка почти ежедневно печатала длинные списки слов, обозначающих предметы, о которых я пел ей когда-то, что они спят. Такое "отцовское укладывание", на мой взгляд, является одной их необходимых причин того, что в 7 лет дочка собиралась сдать экзамены за среднюю школу. В целом о всей системе отцовского воспитания и обучения я рассказал в книжке "Читать - раньше, чем ходить", которая впервые вышла в 1996 году.
Есть тут и другая сторона, некоторые опасности, которые следует учитывать. Вот некоторые из них.
- Ребеночек может привыкнуть, что ему так много интересного сообщает папа перед сном. Поначалу мама будет рада, что младенец просится перед сном к папе на руки. Ну, а потом может приревновать, что ребенок больше к папе тянется. О последствиях вы можете только догадываться. Поэтому не переусердствуйте! Будьте трижды осторожными. Моя жена долго не подозревала, какие колыбельные я пою, даже когда в год стала складывать из букв слова.
- Ограничивайте объем новых знаний, слов в развивающих колыбельных. Иначе у малыша разыграется фантазия и он перевозбудится.
- Это замечание касается того, что некоторые думают, что ускоренное интеллектуальное развитие приводит к гиперактивности. На самом деле я замечал, что часто именно недостаток настоящих, хороших интеллектуальных игр приводит к гиперактивности. Конечно, во многих исследованиях показано, что одаренные дети спят мало, меньше, чем обычные. Но я убежден, и всегда старался, чтобы малыш спал столько, сколько рекомендуют врачи.
Если же тенденция к гиперактивности имеется, то я знаю только один надежный и полезный способ: увлечь ребенка творчеством. Серьезное творчество может поглотить какие угодно избытки энергии особо развитого ребенка. По моему мнению, использование "интеллектуальных" методов ухода за ребенком - это некоторое, универсальное, в своем роде, лекарство от гиперактивности и многих других проблем. Наибольшей энергии требует вербальное, словесное творчество, а для этого желательно и можно научить ребенка печатать, читать - раньше, чем ходить, но эта проблема, на мой взгляд, решена в наших книгах по данному вопросу.
Тюленев П.В., tyulenev.chat.ru, aoser@mail.ru