В одних регионах России детей с 9 месяцев уже прививают против менингококковой инфекции, в других эта прививка не включена в региональный календарь вакцинации. О том, почему она так важна, рассказывает Людмила Николаевна Мазанкова, педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детских инфекционных болезней ГОУ ДПО РМПАПО, заслуженный врач России.
С чем связаны "волны" распространения менингококковой инфекции? Действительно ли происходит ухудшение эпидемической ситуации по менингококку?
Менингококковая инфекция (МИ) передается воздушно-капельным путем. Основным возбудителем этого заболевания является менингококк. Сегодня существует несколько штаммов менингококка, которые вызывают заболевание и циркулируют на территории нашей страны: А, В, С, W, Y.
Новые штаммы генетически образуются и модифицируются в "африканском менингококковом поясе" и затем распространяются по всему миру. Так это случилось и с W-гипервирулентным штаммом, который пришел в мир во время обряда хаджа в Мекку в 2000 году и затем распространился.
Когда появляется новый штамм менингококка и попадает в популяцию населения, не защищенную против него, наблюдается подъем заболеваемости. Так, в России до 2016 года шло постепенное снижение заболеваемости, а с появлением и распространением в 2017 году штамма менингококка W начался подъем заболеваемости, в том числе со смертельными исходами.
Вновь появляющиеся штаммы относятся к гипервирулентным, их распространение в незащищенной группе населения происходит очень быстро, они вызывают более тяжелые формы менингококковой инфекции. В частности, летальность от этого штамма достигала 20–22%!
Статистика 2020–2021 года показывает, что в период эпидемии коронавирусной инфекции заболеваемость менингококковой инфекцией снизилась. Например, в Москве в 2020 году произошло снижение заболеваемости на 44% (почти в 2 раза по сравнению с предыдущим годом).
Это связано с тем, что меры против распространения новой коронавирусной инфекции влияют и на распространение других инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Можно ожидать, что как только эти мероприятия завершатся, менингококковая инфекция снова вернется. Поэтому вся надежда сегодня на вакцинопрофилактику.
Менингококк: от насморка до токсического шока
Могли бы вы сравнить менингококковую инфекцию с другими инфекциями по заразности, тяжести течения?
По риску заражения среди всех воздушно-капельных инфекций МИ далеко не на первом месте. Передаваясь от человека к человеку, она может вызывать локализованные и генерализованные формы.
Локализованные формы проявляются в двух вариантах: в виде назофарингита (насморка) и носительства менингококка. К сожалению, мы редко диагностируем эти формы МИ, поэтому истинного распространения менингококковой инфекции не знаем. Пациенты с локализованными формами МИ также могут являться источником заражения.
Генерализованная менингококковая инфекция развивается при попадании возбудителя в кровь, распространяется с кровью по организму, в том числе попадает в мягкие оболочки головного мозга, приводя к развитию менингококкового менингита. Инфекция протекает в двух клинических формах – менингита или менингококкемии.
Самым тяжелым и опасным для жизни клиническим вариантом менингококковой инфекции является инфекционно-токсический шок. Он развивается при менингококковой инфекции благодаря проникновению менингококка в кровь, его разрушению с выделением эндотоксина, от количества которого в крови зависит тяжесть состояния больного. Токсин воздействует на сосуды, нарушает микроциркуляцию, вследствие чего образуются тромбы и кровоизлияния. Развивается гипоксия, отек мозга, полиорганная недостаточность.
При острых формах МИ существует такое понятие, как "золотые 6 часов": если не оказать ребенку в этот период помощь, то наступает очень быстрая смерть. Вероятность летального исхода от МИ при всех современных методах лечения на сегодня достаточно высокая: примерно каждый пятый заболевший (20%) умирает от менингококковой инфекции.
Помогает ли врачам и родителям знание "красных флагов" - и есть ли они у этой болезни?
"Красными флагами" для родителей, которые должны насторожить в первую очередь, являются: острое начало (когда можно назвать час начала заболевания), интоксикация, подъем температуры до 39–40 градусов, рвота повторная и головная боль. Помимо этого, может также появиться геморрагическая сыпь – подкожные кровоизлияния с некрозами, что означает распространение возбудителя по сосудистой системе и распространенное сосудистое воспаление.
Эти симптомы, а также появление вялости, сонливости, нарушения сознания вследствие гипоксии головного мозга, требуют срочного вызова врача скорой и неотложной помощи.
Чем опасна менингококковая инфекция
Если удалось распознать болезнь – как происходит лечение?
Лечение довольно сложное, особенно это касается тяжелых форм заболевания, поэтому оно проводится только в стационаре, обычно в отделении интенсивной терапии.
Существует очень большая проблема догоспитальной помощи детям, потому что есть случаи острейшего течения заболевания: ребенка не довозят до стационара, и наступает догоспитальная смерть от менингококковой инфекции.
На догоспитальном этапе работникам скорой помощи необходимо снизить температуру, обеспечить ребенка кислородом, чтобы он не испытывал гипоксию. Также вводятся гормоны, антибиотик и ставится капельница для поддержания объема циркулирующей крови в сосудистом русле и гомеостаза.
С чем связан риск инвалидизации в результате МИ и какими могут быть последствия этого заболевания?
Риск инвалидизации при этом заболевании очень высок. По некоторым данным, от 18 до 20% выздоровевших людей остаются инвалидами. Болезнь опасна неврологическими нарушениями, потерей слуха, зрения, но самым тяжелым осложнением менингококковой инфекции, которое мы не встречаем при других заболеваниях, являются некрозы дистальных отделов и развитие гангрены конечностей, которые требуют ампутации.
Есть несчастные дети, которым спасают жизни в реанимации с применением высокотехнологичных методов лечения даже при развитии инфекционно-токсического шока 2–3-й степени, но спасти их от гангрены не удается. Позже такие пациенты переводятся в хирургические отделения, где им проводится ампутация.
Все эти крайне тяжелые последствия можно предупредить с помощью вакцинации, и даже если у привитого ребенка разовьется менингококковая инфекция, то она будет протекать в легкой форме.
Как защититься от менингококковой инфекции
Какие меры профилактики можно рекомендовать для предупреждения МИ и при контакте с больным и достаточно ли их соблюдать, чтобы не заболеть?
К неспецифическим методам профилактики можно отнести все, что приводит к укреплению иммунитета, частое мытье рук, частое проветривание помещений, ношение масок, особенно в местах массового скопления людей, правильное питание и т.д. К сожалению, эти меры не могут полностью гарантировать невозможность инфицироваться и заболеть. Наиболее эффективным средством защиты от болезни является вакцинация.
Согласно санитарным правилам по менингококковой инфекции, которые были обновлены в 2019 году, в очаге МИ накладывается карантин, проводится наблюдение за контактными лицами. У контактных с больным МИ, при отсутствии у них симптомов, необходима постконтактная химиопрофилактика – назначение определённых антибиотиков на 2-4 дня, коротким курсом.
Больные с наличием симптомов госпитализируются, проводится наблюдение и назначается соответствующее лечение. Специфическая профилактика - вакцинопрофилактика также должна проводиться всем контактным при отсутствии противопоказаний, в первые дни после выявления случая МИ.
Кому стоит привиться против менингококковой инфекции?
Менингококковой инфекцией болеют люди любого возраста, но наиболее часто – дети до 5 лет. В последнее время мы наблюдаем рост заболеваемости среди взрослых и подростков. Когда я бываю в отделении реанимации, достаточно часто встречаю людей разного возраста, для спасения жизни которых необходимо применение всех высокотехнологичных методов.
Поэтому, когда мы говорим о возрасте вакцинации, прививаться рекомендую всем – детям, начиная с первого года жизни, и взрослым. И, конечно, обязательно нужно прививать детей и взрослых с иммунопатологией и иммуносупрессивными состояниями, а также призывников, студентов, живущих в общежитиях, туристов, которые посещают страны с высокой заболеваемостью менингококковой инфекцией, это в первую очередь африканские страны.
Вакцинация против менингококковой инфекции была введена в 2014 году в раздел по эпидемическим показаниям для групп риска. Она не включена в основную часть Национального календаря профилактических прививок (НКПП), однако сегодня существует 13 региональных календарей, в которые она уже включена. Среди них, в частности, Тюменская область, Пермь, ЯНАО, Москва, Тульская, Ярославская, Челябинская и Свердловская области.
В последние годы мы работаем над проблемой усовершенствования НКПП. В первую очередь мы просим включить в основную часть НКПП (за средства государства) вакцинацию против ветряной оспы, менингококковой инфекции, ротавирусной инфекции и расширить применение инактивированной вакцины против полиомиелита.
Сегодня гнойные бактериальные менингиты являются очень серьезной проблемой не только в России, но и во всем мире. На сегодняшний день существует Глобальная стратегия по достижению целей в области борьбы с менингитом на период до 2030 г., разработанная ВОЗ.
В основе этой стратегии лежит необходимость проведения плановой вакцинопрофилактики групп риска против менингококковой, пневмококковой, гемофильной и других инфекций, против которых сегодня доступны вакцины.