Так уж получилось, что этим летом наш папа остался без отпуска, а мы — без путевки на Бухтарминское водохранилище. Говорить о зарубежных курортах пока тоже не приходится — дочке едва исполнилось полтора года. Но мы решили: "Безвыходных ситуаций не бывает", — и стали совершать небольшие походы и поездки по местным лесам-горам-полям. Об одной такой и хотелось бы рассказать.
Утро возвестило о своем наступлении радостными воплями ребятни: сначала наш дружок Никита бодрым голоском закричал: "Мама!", а потом и Марина не преминула распахнуть свои прелестные глазки. Пришлось просыпаться родителям. Детям для счастья много ли надо? Ведерко, лопатка, сито, машинка — вот и весь нехитрый арсенал для песочных баталий. Дети быстро нашли оставленные с вечера на веранде игрушки и с грохотом скатились с невысоких ступенек.
Трехлетний джентльмен Никита, как старший, что-то объяснял полуторагодовалой Марине. С крылечка мы наблюдали, как он взял ее маленькую ладошку в свою и куда-то повел. "Видимо, в песочницу", — резюмировала мама Никиты, Аня. Пошутив на тему "тили-тили-теста", она мечтательно посмотрела в сторону леса (который, надо сказать, совсем недалеко от города, а от базы отдыха, куда мы семьями приехали с вечера, и подавно) и предложила поехать на прогулку. Сергей, муж Ани, что-то невразумительное проворчал (ему не очень хотелось пачкать свежевымытую машину), но согласился.
Пока детки не успели далеко уйти, мамы (то есть мы с Аней) их быстро изловили (к всеобщему детскому неудовольствию), переодели для поездки и водрузили папам на плечи (чтобы не убежали все четверо), потом собрали продукты, сменную одежду, всевозможные кремы (от клещей, комаров и прочих лесных неприятностей). "Итак, все готовы, можно ехать", — резюмировали мы, усаживаясь в маленький джипик.
Дорога вела через детство. В смысле, мы ехали по местам, где прошло детство подруги, а она рассказывала о том, как когда-то они с мамой ходили по полям за клубникой, в лес за лекарственными травами, шишками, грибами. Странно, но даже непоседы притихли — то ли слушали, то ли смотрели вокруг, то ли дремали. А вокруг буйствовали краски: желтым цвела сурепка, сиреневым — кипрей, розовым — Марьин корень, небо было пронзительно синим, горный ручей со странным именем Опёныш то казался хрустальным, то переливался радугой в солнечных бликах, то на перекатах становился пенно-белым.
Горная дорога круто поднималась вверх. По обеим сторонам от нее цвели жарки, колокольчики, незабудки, кое-где доцветали свою весну первоцветы (в горах часто так бывает: не успевают доцвести подснежники, им на смену торопятся летние цветы). Аня предложила сделать привал. Дети с удовольствием последовали ее примеру: загудели, всем видом показывая, что им хочется пройти пешком. Машину поставили на смотровой площадке, полюбовались красотами пейзажа. Детям предоставили свободу: лужа и камни — что может быть лучше? Отмыв и переодев проказников, поехали дальше.
Горный воздух становился все чище, давление — выше. Уши закладывало, как в самолете. А вот и первые кедры, огромные, но еще не старые. На них сидят кедровки — наверное, ждут первых шишек... Рядом с кедрами растут эдельвейсы — мой муж, как средневековый рыцарь из легенды, победивший всех драконов и преодолевший все трудности, несет мне скромный букетик. В голове проносятся обрывки предания, мысли путаются: "Что же я, как принцесса, должна сделать? Поцеловать, что ли?" — дочка оказывается быстрее мамы — берет букет у отца, чтобы понюхать, пощипать и даже пожевать нежные сиреневые цветы, а слегка растерянный принц обнимает смеющуюся жену.
Дело к обеду. Мы накрываем полянку, дети с аппетитом поглощают свежие овощи с хлебом, пьют вкусный абрикосовый сок и смеются. Недалеко от импровизированного стола появляется бурундук — он ждет лакомства, которое не заставляет себя долго ждать: корочка хлеба, брошенная кем-то из мужчин, точно попадает ему в лапки. Дети радуются, что увидели зверушку, хотят поймать — но не тут-то было! А потом и мамы ловят своих шустриков... Понимая, что детям пора спать, усаживаемся в машину, с сожалением покидаем гостеприимную полянку.
По пути мы еще раз сделали остановку, чтобы сфотографироваться на фоне горного пейзажа, поймали в кадр своих проказников, нюхающих цветы, с интересом ученых-биологов наблюдающих за жуком-короедом, и даже поймали... клеща (хорошо, что он не успел поймать нас)! Осмотрев друг друга, усаживаемся в машину. Марина трет глаза, Никита "мурлыкает" какую-то песенку, папы сосредоточенно следят за каменистой дорогой. Ребятишки уснули. Мы вполголоса делимся впечатлениями.
Сейчас мы приедем на базу, примем душ, попьем чай. Проснутся дети, будем купать их прямо на улице (уже и таз готов, осталось только набрать воды и сбросить резиновые игрушки). А вечером поедем по домам — так закончатся очередные летние выходные. Мне нравятся такие поездки: общение с близкими тебе по духу людьми, детская радость, великолепная природа Алтая — это ли не есть отдых? Пусть недолгий, некурортный, но заставляющий раскрыть свою душу природе: небу, ручью, цветку, дереву... Наверное, именно такие маршруты выходного дня делают семью сплоченнее, чувства — нежнее, мысли — светлее...