"Мама, я сам": роль родителя в воспитании или как не навредить своему ребенку

Как выстроить отношения с ребенком?

В 3 года у детей возникает личностная перестройка и кризис под названием "я сам". В этот период малыши начинают стремиться к самостоятельности и независимости от родителей. То же самое продолжается и в подростковом возрасте, когда дети еще активнее проявляют свое "я". Как действовать родителям, чтобы не навредить ребенку на этом этапе развития и помочь ему безболезненно пройти через кризис? Отвечает Екатерина Сорокина - педагог, психолог начальной билингвальной школы BKC Newton School.

Воспитание самостоятельности у детей

Создайте безопасную среду, позволяйте ребенку учиться и дайте ему свободу

С трехлетнего возраста ребенок начинает активно изучать и познавать мир, пытается самостоятельно принимать решения и выполнять определенные действия. Чтобы этот процесс был безопасным, обустройте для малыша среду, в которой он не сможет причинить себе вред. Поставьте заглушки на розетки, уберите все острые предметы, спрячьте бытовую химию и лекарства.

Когда все условия созданы, дайте ребенку возможность пробовать что-то новое. Если он проявил желание помыть пол - позвольте ему сделать это. Да, первый результат будет не самым удачным, но дети учатся именно методом проб и ошибок. Это нормальный процесс развития, через который проходит каждый из нас.

Если малыш перед детским садом задержался на 15 минут, завязывая свои шнурки - выходите на 15 минут пораньше, чтобы он учился обуваться. В этот момент ребенок осознает, что он делает это сам, что для этого нужно прикладывать усилия и тратить время. Лишая его возможности делать что-то самостоятельно, мы не даем ему добиваться целей собственными усилиями. Это может плохо отразиться на его дальнейшей взрослой жизни.

Научите детей самостоятельно справляться с жизненными трудностями, чтобы они не обращались за чужой помощью при каждой проблемной ситуации. Для этого надо дать ребенку некоторую степень свободы: свободу выбора, свободу реализации своих целей и желаний. Не стоит путать это с вседозволенностью: определенные рамки, правила и запреты все равно должны присутствовать.



Учите ребенка видеть альтернативы

Важно, чтобы при принятии решений дети умели видеть альтернативы. В этом помогают разговоры. Конечно, с трехлетним ребенком очень сложно говорить на какие-либо темы и пытаться переубедить. Чтобы процесс шел легче, создайте определенную среду, в которой вам будет проще договориться. Например, спросите малыша, как он хочет провести свободное время, и дайте ему несколько вариантов ответа: заняться лепкой из пластилина, погулять, вместе приготовить еду, посмотреть мультфильм. Ребенок будет видеть альтернативы и начнет учиться выбирать.

В подростковом возрасте подобные обсуждения проходят на качественно новом уровне, но суть остается все той же. В любых ситуациях подталкивайте ребенка к рассмотрению вопроса со всех сторон: если он хочет перейти в другую школу, предложите ему оценить все плюсы и минусы, а если он хочет записаться в спортивную секцию - расскажите о разных видах спорта, чтобы дать ему максимально широкий выбор.

Как выстраивать отношения в семье

Соблюдайте ограничения

Строго придерживайтесь установленных в семье правил. Если вы лишаете ребенка телефона в качестве наказания за проступок, то не нужно возвращать гаджет через 15 минут по его первой просьбе. Устройство должно быть возвращено не раньше срока, определенными правилами. Если это три дня - то через три дня. А если неделя - то спустя неделю.

В противном случае вы даете ребенку двойной посыл. С одной стороны, вы устанавливаете правила. Но в то же время именно ребенок решает, когда и как изменить условия. Получается, что вы целенаправленно учите ребенка манипулировать родителями.

Будьте для ребенка родителем, а не другом

Многие родители пытаются быть друзьями для своих детей. Это не совсем грамотная позиция, потому что в таком случае родители встают на один уровень с ребенком. Однако в семейных отношениях каждый должен быть на своем месте. Мама и папа должны быть значимыми фигурами, с которыми надо обсуждать те или иные жизненные вопросы. Необходимо выстраивать систему "ребенок-родитель", а не "друг-друг". Когда мы становимся друзьями для своих детей, мы теряем часть своих родительских функций. А этого допускать нельзя.

Вместе с этим, важно дать детям собственное пространство. Некоторые личные вопросы не должны выставляться на общее обсуждение.

Не забывайте о том, что все мы разные. Ученые пытаются вывести универсальные правила взаимодействия, которые будут подходить для всех в любых ситуациях, но добиться этого практически невозможно. Ваши отношения с ребенком уникальны. И насколько они будут успешны - зависит только от вас.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье ""Мама, я сам": роль родителя в воспитании или как не навредить своему ребенку"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

31.01.2023
Обновлено 31.01.2023
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!