Успешное обучение детей зависит не только от хорошего учителя. Сам родитель должен правильно выстраивать общение с педагогом, чтобы наладить партнерские отношения, избежать конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению у ребенка и удовлетворенность от процесса в целом. В этой статье делится своим опытом мама двух дочерей, кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова.
По профессии я педагог дошкольного образования, работала в детском саду воспитателем, и вот уже много лет преподаватель. В то же время я мама двух дочерей — студентки и школьницы-подростка. Поэтому хорошо знаю, насколько важно, чтобы между родителями и педагогами сложились добрые и доверительные отношения.
Будучи педагогом и мамой одновременно, легко понимаю и ту и другую сторону. Когда я порой не во всем согласна с учителем или мне хочется высказать свое мнение, я стараюсь встать на его место. Задаю себе вопросы: "Что бы я чувствовала в этой ситуации?", "Поможет ли мое высказывание решить проблему?" И ищу конструктивные способы общения.
Давайте попробуем разобраться, как правильно организовать общение родителя с педагогом в условиях, когда еще нет конфликта и обе стороны готовы к диалогу.
4 проблемы в общении родителей и педагогов и советы, как их решить
Несправедливое оценивание знаний
Недовольство вызывает заниженная оценка, а завышенная чаще всего нет. Значит, дело вовсе не в знаниях, а в баллах? Если нет ошибок, то и оценку снижать не за что.
Может быть, проблема в том, что сам ученик стремится не к знаниям, а к оценкам?
Нужно понимать, что ребенок захочет учиться тогда, когда будет интересно и он будет успешен. Вот и нужно подумать вместе с учителем, как сделать, чтобы было интересно. Родитель сориентирует педагога в том, что интересно ребенку, в каких-то особенностях его развития и характера, а педагог, в свою очередь, предложит действенные способы обучения.
Просто станьте инициатором решения проблемы, обращаясь к педагогу за советом, сказав: "Посоветуйте, что сделать, чтобы ребенок полюбил математику?", "Поделитесь опытом, как вы работаете над ошибками моего ребенка?"
Постоянные претензии к ребенку со стороны педагога
Если учитель говорит традиционное "ваша дочь невнимательная!", не воспринимайте это как упрек и не оправдывайтесь. Спросите: "Что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию?"
Отвечая на претензию конкретным вопросом, мы делаем собеседника соучастником действия, а не обвинителем.
Равнодушие педагога к ребенку
Взгляните объективно и ответьте себе на вопрос: а в чем именно оно проявляется и какого внимания вы хотите? Сформулируйте точно по пунктам и обоснуйте, почему вы так считаете, выражая свои чувства: "Меня огорчает, что...", "Я буду очень благодарна, если..." Как правило, педагоги идут навстречу.
Это стоит сделать вместо того, чтобы высказывать претензию без обоснований: "Почему вы игнорируете мою дочь?" В этом случае получите защитную реакцию и обвинения.
Практика показывает, что реальных фактов или примеров игнорирования набирается совсем немного, а проблема чаще бывает надуманной вследствие тревожности родителей, которым самим не хватало внимания в детстве.
Или эту мысль вам кто-то навязал. Родители часто обсуждают педагогов друг с другом, и не всегда эти мнения справедливы.
Стороны друг друга не слышат
Часто отношения не складываются из-за неумения вести беседу. Все дело изначально в разных позициях: слишком завышенной со стороны педагога и умышленно заниженной со стороны родителя, который, придя в школу, вновь ощущает себя учеником.
Проблема усугубляется, если в жизненном опыте родителя учитель ассоциируется со строгостью, авторитарностью и страхом. Этот страх возвращается уже у взрослого человека, и он, как в детстве, "боится быть плохим" и от этого реагирует агрессивно, готов защищаться или, напротив, уйти в себя, согласиться со всем и побыстрее закончить беседу. И в том, и в другом случае диалога не получится.
Поэтому нужно стараться держаться на равных, быть уважительным по отношению к учителю, не обесценивать его заслуг, но и своих тоже.
Другие секреты для успешного взаимодействия
По мнению специалистов, отношение большинства педагогов к ребенку во многом зависит от того, какие отношения складываются у него с родителем. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы найти общий язык между собой.