Родители многих школьников констатируют печальные факты:
— Мой ребенок ненавидит читать книги, приходится заставлять!
— Мой ребенок не может быстро запомнить наизусть стихотворение!
— Мой ребенок очень долго делает домашние задания, порой это затягивается до ночи!
— Мой ребенок не может делать домашнее задание сам, я должна всегда сидеть рядом!
— Моему ребенку интересен только компьютер. Поход в театр или музей, занятия спортом и музыкой не вызывают никакого энтузиазма.
— Мой ребенок боится подойти и познакомиться со сверстниками.
О наболевшем, или "Помогите! Что делать?"
Подобные крики о помощи можно продолжать бесконечно. Во всех случаях требуется получить ответы на два вопроса: почему так случилось и что делать?
С одной стороны, причины могут быть очевидными: физиологические нарушения (например, врожденные заболевания, перенесенные в дошкольном возрасте операции) или психологические травмы (неполная семья, смерть родителя, развод).
С другой стороны, очевидной причины нет. Ребенок растет здоровым, развитым, в полной благополучной и бесконечно любящей его семье. Ребенок воспитанный, добрый, умный, и родные им гордятся. Но все-таки некоторые проблемы в обучении или в общении мешают ребенку.
Конечно, некоторые скажут, что это мелочи, идеальных детей не бывает, ничего страшного. С таким отношением к жизни можно не читать окончание этой статьи.
Но как решить проблему и чем можно помочь своему ребенку?
Эта статья поможет родителям дошкольников (от 0 до 4 лет) воспитывать детей с учетом современных тенденций, технических инноваций и требований современных школ, а также поможет избежать ряда проблем в воспитании детей. Мы постараемся ответить на следующие вопросы:
- На что именно надо обратить внимание в дошкольном возрасте, чтобы в школе ребенок чувствовал себя комфортно?
- Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе, а не только к поступлению в школу (пройти собеседование, сдать тест)?
- Какие необходимо развить навыки у ребенка сегодня, чтобы он легко умел воспринимать и анализировать информацию завтра?
1. Рецепты успешного обучения
Ура! У вас родился малыш! С этого момента малютка ежесекундно начинает получать новую информацию: люди, голоса, вкусы, запахи, ощущения, настроения, предметы, вид на мир из положения лежа, сидя и стоя. Малыш быстро учится делать собственный выбор, появляются любимые игрушки, песенки, мультики, карусели, еда, друзья.
Рецепт № 1: Не запрещайте ребенку познавать мир. Знакомьте с опасными предметами в безопасном режиме.
В первые два года жизни малышу интересно все вокруг. Малыш хочет засунуть в рот или хотя бы потрогать буквально все окружающие его предметы, хочет дотянуться, доползти, дойти, добежать и узнать, что это за штука, как она работает, зачем она нужна и т.п. Обратите внимание, что ребенок совершает все эти действия самостоятельно, его не надо заставлять, уговаривать, объяснять. Он сам хочет узнать, изучить, сделать. У него есть огромное желание. Он обладает железной мотивацией: "Я так хочу. Я буду. Я так решил". Кстати, родители часто сами губят рвение ребенка к познанию нового: "Это нельзя. Это опасно. Не трогай. Не ходи. Не бери". Мы сами губим на корню его необузданную мотивацию к обучению. Мы сами, не обращая на это особого внимания, ограничиваем малыша в изучении нового, а иногда даже зарождаем у него страх перед неизведанным. В следующий раз малыш не полезет. И это произойдет, прежде всего, потому что он испугается опасности или замечания мамы. Безусловно, чаще всего родители правы. Каждому родительскому "нельзя" есть разумное объяснение. Главное, чтобы это объяснение знал ребенок: почему нельзя. И когда можно. Советуем поощрять рвение малыша узнавать все новое, не запрещать (без особой на то необходимости!) изучать мир и помогать знакомиться с новыми предметами в безопасном режиме.
Рецепт № 2: Высшее образование начинается с раннего развития ребенка.
Стоит обратить внимание на одну закономерность: лучшие вузы мира заканчивают студенты, которые закончили школу с аттестатом, в котором одни пятерки. И учились они на "отлично" все 11 лет. Сегодня школы набирают первоклашек, отвечающих их требованиям, и у каждой школы свои требования. И чем сильнее школа, тем жестче требования, суровей отбор и выше конкурс. Для поступления даже в самую обычную школу ребенок должен быть подготовлен, т.е. он должен пройти курс "Подготовки к школе": научиться читать, писать, считать, знать основные понятия окружающего мира, уметь отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать. И самое главное — ребенок должен быть психологически готов к школе. Некоторые родители готовят ребенка самостоятельно, некоторые отдают в частные детские сады с хорошей подготовкой к школе, некоторые записывают детей в детские развивающие центры. Каждый родитель сам определяет, как и где готовить ребенка, но цель у всех одна: подготовить ребенка не только к успешному поступлению, но и к успешному обучению в школе.
Грамотный курс подготовки к школе в детском развивающем центре или на дому включает 5 важнейших направлений:
- Получение знаний. Ребенок должен обладать широким кругозором, уметь размышлять, рассуждать, анализировать, читать, писать, считать.
- Социализация и адаптация к правилам школы. Ребенок должен уметь слушать и слышать, быстро выполнять задания, находить и исправлять свои ошибки, уметь договариваться и дружить, уметь работать в группе.
- Поведение. Ребенок должен уметь слушать и слушаться преподавателя, делать все самостоятельно (даже домашнее задание), проявлять лидерские качества, нести ответственность за свои поступки.
- Здоровье (сохранение здоровья). Ребенок не должен уставать в процессе обучения, утомляться, должен уметь правильно держать осанку. Применение специальных здоровьесберегающих технологий позволяют не допустить развитие у ребенка различных заболеваний и сохраняют зрение.
- Эмоции. Ребенок дошкольного возраста должен изучать все новое только посредством увлекательной игры. Играя, ребенок хочет узнать новое, хочет разобраться в теме, он наслаждается процессом игры, радуется, когда получается, гордится своими достижениями, ценит похвалу мамы, воспитательницы или педагога.
Современные школы требуют достаточно высокого уровня подготовки будущих первоклассников. Готовить ребенка к школе родители обычно начинают уже с 4 лет. Если методика подготовки ребенка к школе грамотная, то дети осваивают программу легко и непринужденно. Но, как это не парадоксально звучит, к курсу "Подготовка к школе" ребенка тоже надо готовить. Курс, предшествующий "Подготовке к школе", называется "Раннее развитие".
Ребенка в возрасте от 1 года до 4 лет желательно подготовить к успешному обучению по дошкольной программе. Задачей раннего развития является развитие у ребенка к четырехлетнему возрасту всех навыков, необходимых будущему дошкольнику. Перечислим эти навыки:
- Самостоятельность. Ребенок способен заниматься самостоятельно, без мамы. Печальный пример того, как родители не уделили должного внимания раннему развитию ребенка. Ребенок до 5 лет воспитывался дома, мама привела его на подготовку к школе в соседний детский центр (или в школу). Ребенок сесть за парту и начать учиться читать и писать не может, так как даже элементарно зайти в кабинет без мамы не способен. Что происходит в этой ситуации? Маме стыдно за поведение собственного ребенка и одновременно жалко его. Но она не знает, как ему помочь. Ребенку страшно, он попал в новую обстановку, ребята над ним смеются, он чувствует, что ведет себя не так, как все. Он замыкается в себе, но справиться со своими эмоциями и преодолеть страх не может.
- Восприятие мамы/педагога/воспитателя как авторитета. Ребенок понимает, что педагога надо слушать, слушаться и выполнять поставленную им игровую задачу.
- Коммуникабельность. Ребенок учится общаться и играть в коллективе, учится знакомиться с детьми и педагогами, учится уступать, помогать, делиться.
- Адаптация к обучающему процессу, развитие системного и аналитического мышления. Ребенок учится слышать игровую задачу (правила игры), быстро придумывает алгоритм ее решения (понимает, как играть), выполняет действие (самым коротким путем), анализирует результат, радуется достигнутой цели.
- Любознательность и эрудиция. Ребенок знакомится и увлекается разными видами деятельности (рисованием, физкультурой, музыкой, лепкой, театром, ритмикой), интересуется разными темами (животными, растениями, географией, явлениями природы, техникой), любит задавать вопросы и получать на них развернутые ответы.
- Мотивация. Ребенок в раннем возрасте обладает исключительно сильной мотивацией — он хочет знать все. Мотивация — это двигатель прогресса в жизни каждого человека, а мотивация ребенка — это ключик к успешному обучению. Мы с вами ничего не сделаем просто так, на любое действие у нас найдется своя причина. Если у нас есть мотивация, то мы обязательно добьемся своего, и "коня на скаку остановим и в горящую избу войдем".
Взрослое население планеты ходит на работу за зарплатой, потому что нужны средства, чтобы обеспечить себя и свою семью. Доход — это мотивация взрослого человека. Если бы не нужда обеспечивать себя и свою семью, может, и не ходили бы на работу. Институты студенты заканчивают ради диплома, потому что с дипломом возьмут на работу, на работе выплатят зарплату, зарплата нужна, чтобы обеспечить себя и свою семью. Диплом — это мотивация студента. Школьники учатся ради аттестата (желательно с пятерками и четверками), чтобы поступить в институт, получить диплом, чтобы с дипломом взяли на работу и заплатили зарплату, а она поможет обеспечить себя и свою семью. Аттестат — это мотивация школьника. А ради чего дошкольнику учиться рисовать, петь, рассказывать стихи, лепить, изучать буквы, учиться считать? Ему зарплату не платят и отметки не ставят.
Для детей от 0 до 6 лет самая большая мотивация — это похвала любимой мамы, любимого педагога или любимой воспитательницы. Ради волшебных слов "Молодец! Я горжусь тобой! Ты сегодня лучше всех!" ребенок готов слушаться и заниматься.
А еще нам всем нравится ставить перед собой новые цели, достигать их и гордиться собой.
Только в раннем возрасте (до 4 лет) можно привить малышу 5 вышеперечисленных навыков, пока он не усвоил понятия "хочу/не хочу" и "буду/не буду". В возрасте до 2 лет ребенок впитывает все, как губка, легко привыкает к преподавателю, с удовольствием занимается без мамы, быстро адаптируется к обучающему процессу, любит, когда его хвалят. Вовремя привитая любознательность, становится для ребенка необходимостью наравне с потребностью дышать, спать, кушать. Только в возрасте от 1 года до 2 малыш легко учится новым навыкам, а в возрасте от 2 до 4 лет он развивает и закрепляет их.
Так как необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения прививаются в раннем детстве, можно смело заявить, что высшее образование начинается с раннего развития!
Рецепт № 3:Познаем, играя!
В этой статье часто звучит слово "учиться". Некоторые скажут: "Нечего маленькому ребенку учиться — еще успеет, надо сохранить ему детство, пусть пока играет". И они будут правы, но только отчасти.
Все, что делает ребенок впервые, в русском языке обозначается глаголом "учиться". Ребенок учится ползать, сидеть, ходить, говорить. В младенческом возрасте никто не говорит о том, что ребенок лишился детства, хотя до 1 года он очень многому научился. Поэтому нам привычнее использовать именно глагол "учиться": ребенок учится играть, рисовать, кататься на велосипеде, есть мороженное аккуратно. Едва ли счастливого ребенка на роликах с мороженным в руках можно назвать "лишенным детства". Мы, взрослые, можем смело называть вещи своими именами: "мой ребенок учится или мой ребенок ходит на занятия заниматься", а вот для ребенка это процесс воспринимается как игра. При наличии идеального сочетания "талантливый педагог плюс грамотная методика" ребенок с огромным желанием будет познавать, играя.Играя, изучать. Играя, запоминать.
Совет. Родителям и педагогам в разговоре с ребенком следует заменить глагол "учиться" на глагол "играть": "Ты сегодня идешь в детский центр играть. Во что вы сегодня играли?"
Дети с огромным удовольствием познают новое и интересное, потому что все дети любят играть с друзьями. Во время увлекательной игры дети получают знания в полном объеме, но для них этот процесс проходит незаметно. Легко!!
Применяя правильный подход и методики обучения ребенка, вы дадите детям необходимый объем знаний, привьете важнейшие навыки и при этом сохраните детство!
2. План действий
Самое большое богатство человека — это его образование. Мы, родители, хотим, чтобы наш ребенок вырос хорошим человеком, добился успеха, был обеспеченным и, конечно, счастливым. Хотим, чтобы у него была любимая семья и надежные друзья. Хотим, чтобы он стал уважаемым специалистом в своей области, чтоб у него была любимая работа, стабильная и достойная зарплата, чтоб он смог содержать себя, своих детей и родителей. Мог путешествовать, отдыхать, развлекаться и заниматься любимым хобби.
Молодцы те родители, которые еще вчера начали задумываться о будущем своего ребенка. Действительно, основная миссия современных думающих родителей — дать ребенку такое воспитание и образование, которые откроют ему максимум возможностей во взрослой жизни. Только знающие иностранный язык могут учиться и работать за рубежом, только высокообразованные, коммуникабельные и эрудированные становятся президентами, только находчивые и упорные становятся миллиардерами.
Главное, чтобы родители не экономили на образовании ребенка, и тогда во взрослой жизни он будет зарабатывать своим интеллектом. В развитие успешной личности ребенка необходимо вкладывать свои силы, время и средства. Инвестиции в образование ребенка — это инвестиции в его будущее.
Если каждый день ребенка от 0 до 4 лет будет наполнен позитивом, будет расти в творческой атмосфере, в окружении любящих родителей, у него будет много друзей, он будет путешествовать, посещать интересные места, будет с пользой проводить время в игре, если родители будут поддерживать его стремление к любознательности и гордиться его успехами, то однажды он начнет повторять простую фразу: "Мама, хочу все узнать!". Если повезет, и ребенку с высокой мотивацией к обучению будут помогать не только родители, но и хорошие воспитатели и любимые учителя, то школу он будет посещать с удовольствием, и науки ему будут даваться легко!