Первые дни жизни — самые трудные для новорожденного. Он пришел в новый для него мир. Он впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступил в контакт с множеством микробов. У него все впервые. Поэтому первую неделю жизни новорожденные вместе с мамами проводят в родильном доме, где акушеры и детские врачи тщательно наблюдают за их состоянием.
В первые минуты жизни
Сразу после того, как ребенок появился на свет, ему очищают дыхательные пути от избытка слизи и влаги для облегчения дыхания, кладут на живот матери, перерезают пупочный канатик и на образовавшуюся культю накладывают специальную скобку. Затем однократно закапывают в глаза 2 капли антисептика — 1%-ного раствора нитрата серебра для предупреждения возможного инфицирования конъюнктивы новорожденного гонококками, когда он проходил через родовые пути. Если у мамы резус отрицательный, то из пуповины (из материнского остатка) берут кровь, определяют группу и резус. Только после этого малыша переводят в специальное детское отделение.
В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных и детей, родившихся в асфиксии, перенесших внутриутробную гипоксию, родовую травму, и других детей из групп риска.
Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение всего периода пребывания находится под пристальным круглосуточным наблюдением медицинского персонала. В отделении новорожденных строго выполняется санитарно-противоэпидемический режим, четко выполняются правила действующих нормативных документов. В каждой послеродовой палате имеется все необходимое для ухода за новорожденными, в том числе раковина для умывания и подмывания малышей под проточной водой.
При приеме ребенка в палату медицинская сестра сверяет документы — текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного, — отмечает точное время приема и особенности состояния ребенка: активность крика, наличие одышки, окраску кожных покровов; взвешивает малыша, записывает его массу тела и температуру в специальную графу истории развития новорожденного.
После приема ребенка в детское отделение медицинская сестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет его, обрабатывает кожу и кожные складки, пеленает.
Ежедневные процедуры
В отделениях новорожденных работают специально профилированные врачи-педиатры. Их называют неонатологами. Неонатолог проводит обязательный ежедневный осмотр детей, а после обхода детской палаты ежедневно рассказывает мамам о самочувствии каждого малыша, в том числе о том, как ей следует за ним ухаживать после выписки из родильного дома.
Педиатрический осмотр включает в себя общий осмотр новорожденного, при котором врач обращает внимание на цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, двигательную активность, состояние мышечного тонуса, выраженность безусловных рефлексов. Уже в родильном доме малышу обязательно проведут обследование слуха. Врач-неонатолог ежедневно будет проводить оценку деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и половой систем и, если в этом будет необходимость, пригласит для более углубленного осмотра какой-то отдельной системы более узкого специалиста (окулиста, хирурга, невролога). При подозрении на заболевание центральной нервной системы в родильном доме ребенку могут провести ультразвуковое обследование головного мозга через большой родничок — нейросонографию.
Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно сначала 95%-ным этиловым спиртом, а затем 5%-ным раствором перманганата калия, не касаясь кожи. Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в 5%-ном растворе калия перманганата непосредственно перед употреблением. Если пуповинный остаток плохо мумифицируется (засыхает), то в первые дни его дополнительно перевязывают, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором перманганата калия (марганцовки). Возможно удаление пуповинного остатка на 2-3-и сутки — процедуру проводит неонатолог с помощью ножниц.
При отпадении пуповинного остатка пупочную ранку ежедневно последовательно обрабатывают 3%-ной перекисью водорода, 95%-ным этиловым спиртом и 5%-ным раствором калия перманганата, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного готовят к каждому пеленанию детей.
В родильном доме взвешивания ребенка проводятся ежедневно, учитываются любые изменения его массы тела, которая в определенной степени соответствует состоянию новорожденного. Так, в обыденном представлении большая масса отождествляется с крепостью и здоровьем, а малая — со слабостью и болезнями. Это весьма приблизительное суждение: нормальной считается масса новорожденного от 2,5 до 4 кг. Все дети на 2-3-й день жизни теряют в среднем до 200-300 г. Это так называемая физиологическая потеря, ее еще называют максимальной убылью веса и связывают с изменением гидрофильности (способности накапливать воду) тканей новорожденного и недостаточной способностью к усвоению пищи. В последующие дни (к моменту выписки из родильного дома) эта потеря, как правило, восполняется. На второй неделе жизни масса тела восстанавливается полностью и начинает закономерно увеличиваться.
Анализы после рождения
В родильном доме каждому малышу обязательно проводят анализы на ряд тяжелых врожденных заболеваний, таких, как фенилкетонурия и гипотиреоз. Их ранняя диагностика особенно важна, ведь от сроков начала специального лечения напрямую зависит здоровье, умственное и психическое развитие ребенка в течение всей его жизни.
Фенилкетонурия — это врожденное, передающееся по наследству нарушение обмена веществ. Его причиной служит недостаточность определенного фермента, а именно фенилаланин-гидроксилазы. Она необходима для нормального обмена аминокислот, из которых строятся белки — "кирпичики" человеческого организма. В отсутствие этого фермента не происходит превращения аминокислоты фенилаланина в другую аминокислоту — тирозин. В результате резко возрастают уровни фенилаланина в крови и его производного — фенилкетона в моче. Накапливающийся фенилаланин воздействует на центральную нервную систему малыша. Самое тяжелое осложнение заболевания — задержка психического развития, которая в отсутствие лечения практически неизбежна.
Анализы крови на фенилкетонурию сейчас берут у всех новорожденных еще в родильных домах. Если анализ обнаруживает высокий уровень фенилаланина, необходимы дальнейшие исследования для подтверждения диагноза. Важность предварительных анализов у новорожденных связана с тем, что проявления заболевания, особенно задержку психического развития, можно предотвратить всего лишь диетой с малым количеством фенилаланина. Для этого разработаны специальные питательные смеси. Поэтому чрезвычайно важно установить диагноз в самой начальной стадии еще в родильном доме или, по крайней мере, не позднее 2-го месяца жизни, когда могут проявиться первые признаки болезни. Для этого всех новорожденных обследуют на предмет повышения концентрации фенилаланина в крови и моче уже в первые недели жизни. Проводимые анализы относятся к категории ориентировочных, поэтому при положительных результатах требуется специальное обследование с использованием точных количественных методов определения содержания фенилаланина в крови и моче (хроматография аминокислот, использование аминоанализаторов и др.), которое осуществляется централизованными биохимическими лабораториями.
В роддоме проводят также исследование крови для исключения такого заболевания, как гипотиреоз, при котором наблюдается дефицит гормонов щитовидной железы. При отсутствии лечения это заболевание приводит к тяжелой умственной отсталости.
Врожденный гипотиреоз встречается в среднем в 1 случае на 4000 новорожденных. Дородовая диагностика его пока затруднена. Да и сразу после рождения клинические проявления наблюдаются не более чем у 10% новорожденных с этим заболеванием. Практически все новорожденные с врожденным гипотиреозом выглядят обычно, ничем не отличаясь от обычных детей.
Поэтому самый надежный способ выявить это заболевание — программа массового обследования новорожденных, которая действует в нашей стране с 1994 года. Главная цель скрининга — ранняя (в первые 2 недели жизни) диагностика и терапия заболевания, так как каждый упущенный день без лечения у ребенка с врожденным гипотиреозом ведет к необратимым изменениям в клетках головного мозга, вследствие чего малыш становится инвалидом.
Во всех родильных домах нашей страны на 4-5-е сутки у доношенных и на 7-14-е — у недоношенных детей берут несколько капель крови из пяточки и наносят на специальный бумажный бланк, который отправляют в региональную медико-генетическую лабораторию. В обменной карте малыша ставится отметка о проведенном тесте.
При выписке из роддома убедитесь, что вашему малышу проведен скрининг-тест на фенилкетонурию и гипотиреоз.
Если результаты скрининг-теста на врожденный гипотиреоз и фенилкетонурию нормальные, то об этом не сообщается ни родителям, ни в детскую поликлинику. Если выявлены нарушения, то родителей с малышом вызывают для проведения повторного анализа. Если заболевание будет выявлено, очень важно сразу начать лечение препаратами гормонов щитовидной железы. Если лечение начать позднее 14-го дня жизни, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать в нервно-психическом развитии, могут быть трудности при обучении в школе. Дальше процесс лечения таких детей должен находиться под контролем врача-эндокринолога.
Прививки в роддоме
Первые прививки производятся ребенку в родильном доме. Ваш малыш только что родился, и уже в первые сутки жизни ему предстоит первая вакцинация от гепатита В — она проводится в течение 24 часов после рождения, укол делают в бедро.
Вторая прививка, которая также проводится в родильном доме, — против туберкулеза. Ее делают всем здоровым новорожденным на 5-7-й день жизни путем внутрикожного введения вакцины БЦЖ, представляющей собой культуру ослабленных туберкулезных палочек. На месте введения вакцины на коже наружной поверхности левого плеча к моменту выписки новорожденного из родильного дома никаких следов не остается. Но через 4-6 недель в месте введения вакцины появляется инфильтрат (уплотнение) диаметром 3-8 мм, затем возникает пустула (гнойничок), напоминающая пузырек, после чего образуется корочка и, наконец, небольшой втянутый рубчик, остающийся на всю жизнь. Пока не образуется рубчик, место введения вакцины необходимо оберегать от загрязнения и травм: не тереть его губкой во время купания, предохранять от трения об одежду. Нет нужды его чем-нибудь смазывать, прикрывать ватой или бинтом. При значительном воспалении, а тем более — при появлении признаков нагноения ребенка следует немедленно показать врачу.
Если после прививки против туберкулеза не остается никакого следа, нельзя быть уверенным, что иммунитет развился в должной мере. По этому поводу нужно также обязательно проконсультироваться с врачом.
Если ребенок лежит отдельно от мамы...
Примерный распорядок дня для новорожденного, находящегося в детской палате отдельно от мамы, таков:
В детской палате находится 4-10 малышей. Медицинская сестра имеет возможность наблюдать за всеми детишками, так как перегородки между палатами, как правило, стеклянные. Малыши лежат в специальных прозрачных пластиковых кроватках. В этих же кроватках их каждые 3 часа привозят к мамам на кормление.
Если малыш находится в детской палате, то во многих роддомах учитывается желание мамы относительно вскармливания. Так, если мама настаивает на грудном вскармливании, то малышу не дают ничего, кроме маминой груди. Если же мама не настаивает исключительно на грудном вскармливании, ребенка могут докармливать адаптированной молочной смесью, особенно в ночное время. От практики допаивания малыша раствором глюкозы в настоящее время отказались.
Мытье, обработку кожи, кожных складок медицинская сестра повторяет при каждом перепеленании. В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года — только в пеленки или конверт. Все пеленки, используемые для новорожденных, обрабатываются в специальных автоклавах (приборы, где создается высокая температура, позволяющая дезинфицировать белье). Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со второго дня жизни доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с длинными раскрытыми рукавами, чтобы был свободный доступ воздуха к кожным складкам.
Утром перед первым кормлением медицинская сестра подмывает детей под краном, затем измеряет им температуру и взвешивает, совершает утренний туалет, который включает в себя обработку глаз, носовых ходов и лица. Носовые ходы и наружные слуховые проходы чистят только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. При задержке выписки из родильного дома по различным причинам новорожденному при отсутствии на это противопоказаний проводят ежедневные купания с добавлением в ванну с водой раствора перманганата калия 1:10 000 (1 мл 5%-ного раствора на 100 мл воды).
Совместное пребывание мамы и малыша
Во многих родильных домах созданы палаты совместного пребывания матери и ребенка, где ухаживать за новорожденными в первые сутки маме помогает детская сестра. В последующие дни родильница сама ухаживает за младенцем под контролем детской сестры и врача-педиатра. Если по каким-то причинам (например, по состоянию здоровья мамы) малыша из палаты совместного пребывания временно переводят в общую детскую палату, дежурная медицинская сестра будет постоянно наблюдать и ухаживать за ним там, поэтому беспокоиться о том, что малыш останется без присмотра, не надо.
При возможности следует отдавать предпочтение совместному пребыванию матери и ребенка. Такое пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний детей. При этом мама активно участвует в уходе за своим малышом, что ограничивает контакт ребенка с персоналом акушерского отделения, создает благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери, снижает возможность инфицирования ребенка микробами, обитающими в роддоме. При таком режиме малыш при удовлетворительном состоянии может прикладываться к груди по требованию. Совместное пребывание матери и ребенка, грудное вскармливание способствуют быстрой адаптации обоих в послеродовом периоде и ранней выписке из стационара.
Примерный распорядок дня для новорожденного при совместном пребывании с мамой практически не отличается от того, который предлагается обычно в этот период. Единственное отличие — это то, что при совместном пребывании происходит непрерывный контакт мамы с младенцем, а потому более частое (по требованию) прикладывание к груди, что более благоприятно, так как способствуют наступлению ранней лактации, хорошему сокращению матки, более быстрому получению навыков по уходу за ребенком. При совместном пребывании мамы и малыша все манипуляции, необходимые для ухода за малышом, выполняет мама. В первое пеленание детская сестра обучит маму необходимым навыкам. Если что-то не получается, то всегда можно обратиться за помощью к дежурной медицинской сестре. Как правило, если маме тяжело справляться с новыми обязанностями, существует и возможность отдать малыша в детскую — если не на весь день, то хотя бы на ночь.
Выписка из роддома
При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела ребенка и при условии правильного и своевременного патронажа мать с ребенком могут быть выписаны домой на 4-5-е сутки после родов.
Перед выпиской из родильного дома врач-педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях, а дежурная медицинская сестра обрабатывает и перепеленывает ребенка, одевая его в заранее принесенную домашнюю одежду.
Температура воздуха выписной комнаты (22-24°С) ежедневно контролируется. Пеленание детей производится на специально установленных пеленальных столах, которые после каждого ребенка обрабатываются свежеприготовленным дезинфицирующим раствором. Для соблюдения необходимой преемственности в обслуживании новорожденного между родильным домом и детской поликлиникой врач-педиатр родильного дома отмечает в обменной карте основные сведения о матери: состояние ее здоровья, особенности течения беременности и родов, имевшие место оперативные вмешательства, оценку новорожденного по шкале Апгар, мероприятия, проводимые в родильном зале (если ребенок в них нуждался). В обменной карте отмечаются также особенности течения раннего неонатального (послеродового) периода: время отпадения пуповины и состояние пупочной ранки, масса тела, длина, окружности головы и груди, состояние на момент рождения и при выписке, дата вакцинации и серия вакцины БЦЖ (если не делали — обоснование ее отвода), данные лабораторных и других обследований, в том числе пробы на фенилкетонурию и гипотиреоз. В случае несовместимости крови матери и новорожденного по резус-принадлежности или по АВО-системе (группа крови) в обменной карте отмечают резус-принадлежность, группу крови матери и ребенка и показатели крови малыша в динамике.
В дальнейшем за состоянием малыша будут наблюдать педиатр и другие специалисты детской поликлиники или медицинского центра.