Пожилые люди с возрастными ментальными нарушениями — это те, кого поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" ищет чаще других. Бабушки и дедушки, у которых отказывает память, пропадают как в лесу, так и в городе. Что сделать, чтобы этого не произошло с вашими родными, и как еще можно помочь в поисках людей, даже если вы не готовы стать волонтером отряда – в новой книге Ксении Кнорре Дмитриевой.
Часто с возрастом человек теряет память и способность ориентироваться, и чем дольше он находится вне дома, тем больше забывает из-за стресса, отсутствия лекарств, физических и эмоциональных страданий.
Проблема в том, что эти люди, блуждая по городу, далеко не всегда заставляют предположить, что им нужна помощь. Часто они нормально одеты и вроде бы вполне адекватно отвечают на вопросы, и только продолжительный разговор обнаруживает нестыковки и несоответствия.
Для поисков пожилых людей с деменцией в поисковом отряде разработан свой алгоритм, предполагающий и распространение ориентировок, и прозвон больниц и бюро регистрации несчастных случаев, и патрулирование района пропажи, и поездку по тем местам, где пропавший проживал или работал раньше.
Иногда заявители не понимают, почему мы спрашиваем, где пропавший работал и жил долгое время назад, но это очень важный вопрос: люди с возрастными ментальными отклонениями часто забывают, где живут сейчас, и начинают считать, что им нужно туда, где они жили 20, 30 и более лет назад, едут на работу, где уже давно не работают, и так далее.
Поэтому поиск пожилых с деменцией включает в себя работу и на месте пропажи, и там, где человек гипотетически может оказаться — иногда это даже другие города и регионы.
Дедушка, сбежавший из дома престарелых
Не так давно "Лиза Алерт" искала убежавшего из дома престарелых дедушку. Я успела только доехать до штаба где-то в Бутово, получить задачу и сделать с напарником круг по заснеженному району поиска, как по рации пришло прекрасное "Найден, жив": ребята быстро нашли дедушку, посадили в скорую, и мы все разъехались по домам.
В два часа ночи, когда я догрызала на кухне холодную куриную ногу, снова позвонил координатор Дулин, который вел этот поиск, и мрачно спросил:
— Спишь?
Оказалось, скорая зачем-то увезла дедушку в Первую Градскую, там его держать отказываются — он здоров, нет оснований, — и надо везти его обратно в дом престарелых, но, поскольку он немного не в себе, нужен еще один человек для сопровождения, чтобы водитель не остался с ним в машине наедине. Я взяла еще одну куриную ногу для Дулина и снова выкатилась на улицу.
В три часа ночи мы забрали дедушку из больницы и повезли "домой". Вся эта история была для него развлечением, явно нечастым в его кефирных буднях, и он сидел в штабной поисковой машине, мчащейся по ночному Ленинскому, возбужденно вертел головой, как воробей, и широко открытыми глазами смотрел по сторонам.
Дулин врубил музыку — ретродиск, всякая там "Земля в иллюминаторе", "Я буду долго гнать велосипед", "Миллион алых роз" и прочее; дедушка ахнул, вцепился мне в руку и начал говорить, перекрикивая диск. Слушать его было сложно: обрывки фраз, фрагменты тем.
— Под эту песню... И я иду и ем мороженое. Земля в этом, как его, да? Круглый? Отец с войны пришел... У деда шестнадцать детей... А потом я ходил на работу, красное здание, — и так далее.
Я кивала, стараясь понять, а он несколько раз повторил: иду и ем мороженое, земля в круглом, и до меня наконец дошло: он вспоминает, как играет "Земля в иллюминаторе", а он идет, ест мороженое и ему хорошо.
— Эта музыка... вы такое мне сделали... вот здесь, в груди, — и прижимает руки к сердцу. А у самого слезы на глазах.
Тут наконец я его полностью поняла.
— Ну и слава богу, — говорю.
Смотрю на него и чувствую: у меня самой тоже что-то такое "вот здесь, в груди". И еще понимаю, что запомню этот момент на всю жизнь, а почему — не знаю.
Кому нужны старики с деменцией?
Мне однажды сказали: ладно, когда теряются дети — понятно, конечно, что надо все бросать и искать, но чужие бабки, у которых поехала крыша, — зачем? Зачем не спать ночь, уезжать в холод и под дождь, оставлять семью и работу и ехать куда-то, если родственники недоглядели?
В первый раз, помню, подумала, что ослышалась. Но потом еще несколько раз слышала этот вопрос: зачем искать чокнутых стариков?
Со временем я сформулировала три ответа.
Первый — представьте себе, что это ваша бабушка. Да, теперь у нее деменция, она забывается, иногда мелет чушь, но это та самая ваша бабушка, у которой был фланелевый халат в узорах, умные любящие глаза и морщинистые руки в синих жилках, крепко вас обнимавшие, это ваша жизнь и ваше детство.
Дорогая родная ваша бабушка, и будь у нее хоть 150 альцгеймеров, пусть только она живет как можно дольше, пусть просто будет рядом, а мы сделаем все, чтобы ей было хорошо, пусть только найдется.
Второй — представьте, что это никому не нужная бабушка. Возможно, когда она исчезла, родственники или соседи спохватились, забегали, поаукали на ближайшей опушке и позвонили куда надо, но по большому счету так же пожали плечами и сказали: что делать, спятила старая, ничего не попишешь. И никто, кроме вас, ее искать не будет. И умрет она от холода и обезвоживания — страшно, тяжело умрет.
И есть еще третий ответ. Вы когда-нибудь были ночью в лесу без фонаря и спичек? Иногда во время ночных лесных поисков, когда перекур, я специально отхожу в сторону и гашу фонарь, чтобы понять, как себя сейчас чувствует человек, которого мы ищем. Это очень мотивирует, потому что чернильная темнота, тишина, в которой время от времени что-то шелестит и похрустывает, пронизывающая до костей земляная сырость — это и есть самый страшный первобытный страх, это воплощение страха, с ним невозможно бороться, с ним ничего нельзя сделать. Потерявшийся один на один с целой вселенной, в ХХI веке, умирающий от голода, холода и ужаса…
…а ты сидишь дома в тепле и пьешь чай. Что поделать — значит, ей на роду написано умереть от страха, обезвоживания и переохлаждения, судьба такая. Надо же, какой холод за окном и как уныло воет ветер, надо поплотнее закрыть форточку и идти спать...
Как обезопасить пожилых родных от пропажи
К сожалению, по статистике, большинство из тех, кому более 70 лет, страдают расстройствами памяти. По данным ВОЗ, каждый десятый в возрасте 65 лет страдает различными расстройствами, ухудшающими память и ориентацию, и каждый третий — в 75 лет и старше.
Это значит, что как только у ваших пожилых родственников проявились признаки таких нарушений, необходимо немедленно уделить этому самое серьезное внимание. На бытовых и медицинских аспектах, которые отныне необходимо принимать в расчет (подбор поддерживающей терапии, контроль за приемом лекарств, помощь по дому и так далее), мы останавливаться не будем, здесь — рекомендации по тому, как обезопасить своего близкого от пропажи.
- Как только ваш родственник впервые заблудился по дороге домой из магазина, это сигнал тревоги, который нельзя оставлять без внимания.
- На всю одежду прикрепите метки с именем человека, вашими контактами, возможно, диагнозом — закажите термоэтикетки, которые изготавливаются с любой информацией и прикрепляются на одежду с помощью утюга.
- Разложите в карманы записки с теми же данными. (Это самый ненадежный способ, целиком на него полагаться нельзя — люди с деменцией их часто находят и выбрасывают, а кроме того, вы можете вынуть их перед стиркой и не положить обратно.)
- Купите вашему близкому часы с трекером и научите звонить с них одной кнопкой. Следите, чтобы они все время были заряжены и чтобы они всегда были на вашем пожилом родственнике, когда он выходит из дома. Еще один вариант — несъемный браслет с GPS-трекером.
- Подключите на телефон вашего родственника услугу сотового оператора по определению местоположения, установите приложение, которое позволяет получать информацию о том, где он находится.
- Если он живет один, приучите его всегда звонить вам, когда он собирается куда-то уйти. Сами назначьте ежедневное контрольное время, когда вы созваниваетесь.
- Если человек пропал, не ждите! Сразу же подавайте заявление в полицию и обращайтесь к нам за помощью.
Потерявшаяся бабушка
Однажды я села в трамвай где-то в районе Тульской. Вагон полупустой, устроилась с комфортом, вдруг слышу — какой-то шум и гам в середине салона. Оказывается, растерянная бабушка не понимает, куда ей ехать, ходить толком не может, едет от врача домой, адрес вроде помнит, дорогу нет…
Народ вокруг пытается как-то помочь, что-то выспрашивает у бабушки, но без особого энтузиазма: ясно, что мало сказать, на какой трамвай ей нужно, — ее надо сопровождать, а она еле ходит, и так далее.
Некоторое время я сидела и делала вид, что меня это не касается, но довольно скоро сообразила, что, если я сейчас не приму меры, вполне вероятно, что вечером сама же буду эту бабушку искать. Поэтому я встала, решительно отодвинула в сторону пассажиров с их вялыми советами, сказав, что это ко мне — народ очень обрадовался такому повороту событий, — и занялась бабушкой. Она действительно почти не могла ходить и была с легкой деменцией. В общем, доставила я ее домой.
Это к разговору о том, что волонтеры — это такие альтруисты, ангелы с крыльями: мне просто очень не хотелось вечером искать эту бабушку и не хотелось, чтобы это делали наши ребята.
Как помочь потерявшемуся
- Изучайте ориентировки.
- Не проходите мимо тех, кому очевидно нужна помощь. Допустим, если вы видите пожилого человека, который в мороз идет по улице в тапочках, логично предположить, что с ним что-то не так. Попросите его себя назвать, спросите, куда он едет, какое сегодня число. Не оплачивайте проезд и не давайте денег на дорогу человеку, который вызывает у вас подозрения, — он может таким образом уехать очень далеко, и его будут долго искать.
- Если вы видите лежащего человека, прежде чем к нему приближаться, убедитесь, что вам ничего не угрожает (особенно ночью в подворотне), что рядом нет оголенных проводов, что его не ударило льдиной с крыши и так далее. Если человек без сознания, поверните его на бок и вызовите скорую помощь.
- То же самое следует сделать, если он пьян — состояние алкогольного опьянения не означает, что ему не нужна помощь и что его не ищут. Кроме того, некоторые внезапные состояния (например, инсульт) непрофессионал может легко перепутать с опьянением.
- Если вы видите ребенка, который явно растерян и нуждается в помощи, обязательно подойдите и спросите, надо ли ему помочь. Не трогайте его, даже если он плачет и нуждается в утешении, — утешайте словами. Не уводите с того места, где вы его нашли. Попросите помочь прохожих — дать объявление по громкой связи в том месте, где вы находитесь, привести охранников, вызвать полицию. Не оставляйте ребенка одного.
- Во всех случаях, если потерявшегося или пострадавшего человека забирает скорая помощь или полиция, сфотографируйте его, запишите, куда и кто его увез, номер машины и передайте эту информацию в поисковый отряд "Лиза Алерт": 8 (800) 700-54-52, горячая линия, круглосуточно и бесплатно.